Использование игровых моментов на уроках как способ повышения активности учащихся.
Подготовка граждан с высоким уровнем знаний, экологического сознания и культуры на основании новых критериев оценки развития технологий, взаимоотношений человечества и природы (не насилие, а гармоничное сосуществование), должна стать одним из главных рычагов в решении чрезвычайно острых культурологических и социально-экономических проблем.
Современное образование, как целостное культурологическое явление, которое включает процессы воспитания, образования, развития личности, должно быть направлено на формирование культуры, как составляющей системы национального и гражданского воспитания всех слоев населения (в том числе через экологизацию учебных дисциплин и программ подготовки), а также на профессиональную подготовку.
Решение этих вопросов должно обеспечить формирование целостного мышления.
В настоящее время стала очевидной необходимость новых подходов к образованию и воспитанию детей и юношества.
Образование и воспитание должно быть привлекательным, захватывающим. Искусство (в различных формах: кино, музыка, поэзия, литература, живопись и т.д.) необходимо на каждом занятии. Необходимы игровые формы занятий. Нужно учить детей любоваться природой, созерцая ее красоту, наслаждаясь ею. Необходима "психотерапия" природой во всем многообразии: прослушивание звуков природы (шума дождя, брызг волн, дуновения ветра, пения птиц); посещение художественных и фотографических выставок.
Разминка. Игры, развивающие вербальную активность.
Игра "Ассоциации". Участники по очереди описывают ассоциации к слову, предложенному ведущим или предыдущим играющим. Учитель может. предлагать соответствующие теме урока слова-стимулы.
Игра "Человеческие достоинства и недостатки".
Участникам по очереди предлагается называть слова, обозначающие различные человеческие достоинства и недостатки. Игры подобного типа ("Настроения", "Названия чувств", "Качества характера") позволяют естественно перейти к содержательной дискуссии. Например, от обсуждения: достоинством или недостатком является "терпимость" - к дискуссии о человеческих взаимоотношениях. Особенно интересными могут быть дискуссии об агрессивности, враждебности в контексте изучения межнационального или межконфессионального противостояния в современных условиях. Примеры: терроризм, фашиствующие группировки молодежи и т.д.
Миф или сказка.
Обращение к мифологической составляющей сознания не случайно: в архаичных культурах знание мифов помогало разрешению проблемных ситуаций. По нашему мнению, подобная форма креативности ( сочинение экологических сказок, т.е. современных мифов) может способствовать развитию экологического сознания.
Инструкция: Придумайте экологическую сказку. Это может быть и совершенно новая сказка, и сказка, где встречаются известные сказочные персонажи в необычной ситуации. Вы можете использовать знакомые экологические термины и понятия или обходиться без них. Главное, чтобы герои Вашей сказки решали экологические проблемы.
Игра "Счастливый случай" (приводится только I часть). Ее содержание позволит углубить и обобщить знания учащихся в определенной предметной области, с ее помощью можно определить уровень понимания учащимися основных законов и понятий, развить интерес и познавательную активность. Правила игры аналогичны правилам одноименной телеигры.
В игре участвуют две команды (по 5 человек). Остальным отводится роль зрителей и экспертов.
Ход игры. Приглашается сначала первая команда. За 1 минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые вопросы ведущего. Потом в аудиторию для занятий приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание.
Приводим примерные вопросы (в скобках - правильный ответ):
1.Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды. (Коррозия.)
2.Вода в твердом состоянии. (Лед)
3.Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йодом)
4.Биологические катализаторы. (Ферменты)
5.Процесс приспособления организмов к определенным условиям внешней среды. (Адаптация)
6.Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции. (Консументы)
7.Водная оболочка Земли. (Гидросфера)
8.Они живут в присутствии свободного кислорода. (Аэробы)
9.Последовательная необратимая смена биоценозов. (Сукцессия)
10.Совокупность всех видов животных. (Фауна)
11.Ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью. (Гербициды)
12.Разделение растительного сообщества на "этажи". (Ярусность)
13.Оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Биосфера)
14.Список находящихся в опасности видов растений и животных. ("Красная книга")
15.Вещество, провоцирующее генотипические изменения. (Мутаген)
16.Состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума. (Анабиоз)
17.Самое страшное бедствие в лесу. (Пожар)
18.Высшая стадия развития биосферы. (Ноосфера)
19.Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод? (В щитовидной железе)
20.Крупные городские агломерации носят название... (Мегаполис)
21.Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы. (Эрозия)
22.Насыщение воды воздухом и кислородом. (Аэрация)
Игра "Народная мудрость гласит..."
С целью активизации познавательной деятельности учащихся предложите им провести анализ пословиц и поговорок.
I вариант (если пословиц не менее шести).
Ход игры. Группа делится на две команды, каждая получает по одной пословице.
В течение минуты группы пытаются выявить заключенный в ней смысл или найти подтверждение определенной закономерности. Предложенные варианты выносятся на всеобщее обсуждение.
II вариант (если пословиц не более двух).
Каждая команда предлагает свою версию, свой вариант ответа, затем проводится общая дискуссия.
Можно предложить для обсуждения следующие поговорки:
* Где вода – там и верба, где верба – там и вода.
* Лето два раза подряд одинаковым не бывает.
* Много снега – много хлеба.
* На битой дороге трава не растет.
* Невысок лесок, а от ветра защита.
* Одинокое дерево ветра боится.
* Что посеешь – то и пожнешь.
* Ободрать как липку.
Тема: "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН, ИЛИ ПУТЬ В НООСФЕРУ".
1. Умственная аэробика.
Учитель: "Мы всегда испытываем некоторые сомнения, когда психологи говорят нам, что каждый, в том числе и гений, пользуется только 10%'способностей своего мозга. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Да. Увеличить свои умственные способности можно с помощью специальных упражнений. Основные принципы "мозговой аэробики" знакомы каждому, кто выполнял какие-либо физические упражнения: разогрев, усиление и – в финале - охлаждение, расслабление. Упражнения займут несколько минут и могут выполняться практически всюду.
I блок. Разминка. Разогрев мозга позволит вам действовать более эффективно, когда это понадобится. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям вашего мозга, как память, способность схватывать смысл, ранжирование приоритетов, визуализация образов.
Упражнения I блока: "Приведение мыслей в порядок".
Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово ("А – абрикос, Б – бочка..."), причем как можно быстрее. Не задумывайтесь над какой-либо буквой более 30 секунд – двигайтесь дальше!
Упражнение 3. Произнесите 20 мужских (женских) имен (как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 – Иван, 2 – Александр, 3 – Филипп...)
Упражнение 4. То же, что и в упражнении 3, но нумеровать придется 20 видов пищи (1 – яблоко, 2 – салат, 3 – каша...)
Упражнение 5. Выберите одну букву из алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее, нумеруя их так же, как вы это делали прежде (и снова как можно быстрее) – (1 – морковь, 2 – мать, 3 – море...).
Упражнение 6. Закройте глаза, сосчитайте до 20 и откройте их. Ваш мозг разогрелся и готов к предстоящим трудностям.
II блок. Упражнение "Мозговой спринт". Данное упражнение необходимо выполнить перед началом работы, которая требует особой остроты ума. Время проведения – 5 минут.
Принадлежности: ручка, бумага, таймер (часы).
Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например, слово "дождь" в газетном прогнозе погоды.
В верхней части листка бумаги напишите слово, которое вы выбрали. В течение следующих пяти минут напишите как можно больше фраз, в которых содержится это слово. Ваша задача – писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо. Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте вашу работу.
Упражнение "Усиление до максимума ".
Принадлежности: книга, газета, будильник (время – 10 минут).
Возьмите текст, переверните его вверх ногами и читайте (в домашних условиях лучше вслух). Скорость чтения резко уменьшится, так как ваш мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это и означает, что ваши умственные способности усиливаются.
III блок. Упражнение "Усиление творческого мышления".
Ваш мозг привык сортировать и "каталогизировать" миллионы бит информации и возвращать ее вам, когда вы в ней нуждаетесь. Существуют, однако, значительные участки в ваших сортирующих способностях, которые следует разрушить, чтобы увеличить ваши творческие функции.
Упражнение можно выполнить не только на занятиях, но и ежедневно, в соответствии с родом деятельности. Главная цель – разрушение привычных стереотипов деятельности.
Занимайтесь всей вашей обычной повседневной рутиной, но при этом намеренно путайте привычные действия с тем, чтобы нарушить сложившиеся стереотипы. На занятии можно ходить, писать "наоборот", сидеть "задом наперед" и т.п. Ежедневно вы должны добавить новые действия к тем, что усвоили в предыдущий день.
Игра "Поиск общего ". Берутся наугад 2 слова, мало связанные между собой, например, "тарелка" и "лодка". Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными ("имеет глубину") и необычными, позволяющими увидеть эти предметы в совершенно ином свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее и качественнее (можно начислять дополнительные балы за оригинальность).
В дальнейшем поступившие ответы иерархизируются по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами (учащиеся должны предельно четко усвоить, что такое существенные и несущественные признаки). Игра позволяет ребятам "своими руками пощупать", что же это такое – несущественные признаки, будет впоследствии предостерегать их от движения мысли в этом направлении. Она учит в разрозненном, несвязном материале находить множество общих моментов, "состыковок" и даёт четкое представление о степени существенности признаков (выбор приоритетов).
Происходит развитие системного мышления: на месте совокупности разрозненных элементов – с помощью определенных познавательных усилий – возникает рационально организованная целостность. В ее пределах, не менее чем сами элементы, значимы их связи и отношения. Таким образом развивается именно экологическое мышление.
Игра "Построение системы причин".
Задается некоторое событие, например: "Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого". Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации; эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Следует рассмотреть все возможные пересечения различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида. В начале этот алгоритм может быть задан на карточке (например, в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надежно работающим внутренним приемом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся.
Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании какого-либо явления (например, парниковый эффект, потепление климата, агрессивное поведение и т.п.). Она задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привести к дискуссии на темы порядочности и моральной ответственности.
Игра "Формулировка необычных вопросов о предмете".
Называется какой-либо предмет, например "цветок". Нужно составить как можно больше различных вопросов о нем, причем чем необычнее вопросы, тем лучше. Например: "Правда ли, что при рождении каждого человека обязательно где-то распускается цветок?", "Почему цветок не может, подобно птице, взлететь на своих лепестках?"
Если участники игры поначалу испытывают трудности, можно предложить им вжиться в образ маленького ребенка, который впервые встретился с этим предметом и задает о нем нелепые или наивные вопросы.
В этой игре развивается способность смотреть на мир непредвзято, наивно, без всяких ограничений, накладываемых на нас рассудком, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций, как реализованных, так и нереализованных.