ГБПОУ МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №3»
НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
«Использование игровых интерактивных технологий на обобщающих уроках биологии»
Преподаватель биологии
Тягунова Е.Б.
Введение
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Одной из современных форм обучения является интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это такая форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности обучающихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Различные формы интерактивного обучения могут быть успешно реализованы, с одной стороны, с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроке или во внеурочное время. С другой стороны, они могут быть применены для повышения мотивации обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий на уроках.
Показать, как можно использовать эту форму обучения на обобщающих уроках биологии – цель данной работы.
Урок – игра «Своя игра»
Этот урок основывается на сюжете телевизионной игры «Своя игра».
Такой урок – игра может быть использован в разных параллелях и при изучении крупных тем программы по биологии или в конце года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Тип данного урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма данного типа урока: игра
Структура урока строится на сочетании этапов:
Введение в учебную деятельность,
постановки цели,
оперирования знаниями и способами деятельности,
подведения итогов и формулирования выводов, рефлексия,
определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
Преподаватель – ведущий игры готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученный материал.
Урок повторения и обобщения знаний в форме игры позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы обучающихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы обучающиеся убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности обучающихся.
Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и обучающиеся, и сам преподаватель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, спланированы способы оценки результатов.
Типов игр много. Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
«Своя игра» относится к инновационным играм, так как участники попадают в конкретную игровую ситуацию, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые представления, несовпадающие социальные установки. А функцию координации действий всех участников осуществляют организатор – преподаватель или специально выделенная группа.
Методика организации урока «Своя игра»
1 этап – создание игрового поля.
Игровое поле (оно присутствует во время всей игры) должно содержать название тем или общих понятий, которые будут закрепляться, и обобщаться на уроке. По аналогии с телевизионной игрой их должно быть не менее пяти.
Для каждой темы или общего понятия формируются разноуровневые вопросы – от простого к сложному (А, В, С…). При этом можно прибегнуть к помощи обучающихся, объявив конкурс на лучший вопрос. Количество вопросов к каждой теме должно быть отобрано одинаковое (желательно не меньше пяти, что соответствует пятибалльной системе оценок).
В зависимости от того сколько приготовлено вопросов, пять или десять, составляется оценочное поле. Каждому вопросу, в зависимости от сложности присваивается оценочный бал – «цена» и ячейка с этой «ценой» располагается напротив названия соответствующей темы.
2 этап – создание электронной презентации
Презентация создаётся с помощью программы Microsoft Power Point.
На первом слайде располагается игровое поле, которое было спланировано выше.
На последующих слайдах размещаются поочерёдно по одному вопросу. Если на игровом поле 30 ячеек, соответственно должно быть тридцать слайдов с тридцатью вопросами. Причём вопросы могут быть оформлены не только печатным текстом, но и рисунками, схемами, видеосюжетами.
С помощью функции «Гиперссылки» каждая ячейка игрового поля связывается со слайдом соответствующего вопроса, чтобы при нажатии на эту ячейку открывался определённый вопрос. В последующем, после нажатия, эта ячейка выделяется другим цветом, что указывает, на то, что этот вопрос уже рассматривали. [link]