Программа кружка Звонкие голоса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования детей

«Лямбирский районный Дом детского творчества»




«Утверждаю»

Директор

МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»

_____________ Г.Ш.Алукаева

«___» ______________ 2016 г.










Дополнительная общеразвивающая программа

кружка вокального пения «Звонкие голоса»







Направленность программы –

художественно-эстетическая

Возраст обучающихся – 10-16 лет.

Общее количество часов в неделю – 6ч.

Педагог дополнительного образования:

Ануфриева Елена Петровна












2016-2017 учебный год


Пояснительная записка


Направленность общеразвивающей программы:

Программа вокального кружка «Звонкие голоса» имеет художественно-эстетическую направленность, нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и хорового искусства. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.


Актуальность программы:

Актуальность программы связана заинтересованностью современного общества в возрождении духовности, что обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Формирование музыкальной культуры - неотъемлемая часть духовной культуры. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.


Цель программы: Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

-обучить детей вокальным навыкам;

-развивать музыкально-эстетический вкус;

- привить навыки сценического поведения;

-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

-развить музыкальные способности детей;

-развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

-развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

-воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

-потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

-эмоционально-ценностное отношение к музыке.


Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 192 часа.


Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа.

Во время занятия предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.


Возраст обучающихся: от 10 до 16 лет.


Количество обучающихся в группе: 15 человек. Численность обучающихся в группе соответствует нормам СанПиН.


Формы занятий:

1.     обучающее занятие.

2.     занятие – повторение и закрепления результатов.

3.     занятие подведение итогов и результатов занятий (зачётное занятие).

4.     занятие – концерт.

5.     беседа.

6.     «музыкальная гостиная».

7.    экскурсия

8.    игра

9.    дифференцированное занятие

              10.   концертное выступление

              11.   конкурс

Большинство занятий строится по следующей схеме:

–настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;


Ожидаемые результаты

После завершения курса обучения обучающийся будет:

Знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя;

- понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

-чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.


Формы подведения итогов реализации программы:

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Результатом реализации программы будет считаться выступление коллектива в концертах, сольные вокальные номера.

Диагностика хода и результатов реализации образовательной программы даёт возможности подведения итогов и планирования дальнейшей результативной работы.

В процессе занятий народным и эстрадным вокалом с подростками, которые не имели навыков исполнительства и музыкального образования, педагог дополнительного образования кружка регулярно проводит смотр результатов обучения в форме  зачётов, конкурсов, концертов.

По итогам зачётных занятий лучшие воспитанники  принимают участие  в конкурсах юных талантов.


Показатели эффективности программы:

1)   Уровень умений  и  навыков  обретённых в процессе обучения:

·       Голосовые  данные

·       Артистичность

·       Эмоциональность

·       Чувство  ритма

·       Музыкальная  память

·       Слух

·       Музыкальная грамота:

А) пение сольфеджио

Б) музыкальная литература

В) музыкальная терминология

·       Трудолюбие

·       Усидчивость

·       Формирование  вокальной  культуры

·       Формирование культуры слушателя

2)   Проявление  творческой  инициативы,

3)   Формирование собственного стиля и своей манеры исполнения, появляются индивидуальные краски усвоения  эстетических норм  и  правил  поведения.

Для оценивания и отслеживания результатов развития детей в студии разработаны следующие критерии и показатели:


КРИТЕРИИ

ПРИМЕРНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЕВ

1 УРОВЕНЬ

(НИЗКИЙ)

2 УРОВЕНЬ

(СРЕДНИЙ)

3 УРОВЕНЬ

(ВЫСОКИЙ)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СЛУХ

- интонирование

-чувство ритма

-чувство характера музыки

-чувство темпа музыки



«Палочки веселые», Часики», «На лодочке», «Орешки», «Дудочка», Василек», «Дождик», «Музыкальное соревнование» - (на развитие чувства метроритма)

«Колокольчики» (на развитие ладовысотного слуха); «Кошкин дом», «Платочек», «Олени», «Игра с мишкой» -чувство темпа и характера музыки,

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону.

Неправильная имитация ритмического рисунка. Отсутствие чувства темпа. Неумение определить характер музыки.

Относительно чистое интонирование по всему диапазону.

Не совсем точная имитация ритмического рисунка. Не всегда может петь «внутренним слухом»



Чистое интонирование по всему диапазону. Правильная, точная имитация ритмического рисунка. Дети четко определяют

начало и конец музыкального предложения, различают темпы и их оттенки, характер музыки. Свободно может петь «внутренним слухом»


ПЕВЧЕСКАЯ


УСТАНОВКА


- звукообразование

- дикция

- диапазон

-тембр

- артикуляция

- дыхание


«Станем прямо», «Ракета» - на обучение детей сидеть или стоять при пении; «Две собаки», «Фантазия», «Егорка», «Веники», «Воздушный шарик» -на дыхание; «Скороговорки» - на дикцию; «Бельканто» - диапазон; «Великан и гном» - на тембр; «Рояли», «Я пою» - на артикуляцию.

Твердая атака звука. Придыхательная атака звука. Тембр голоса тусклый, сиплый, резкий, глухой, тихий.

Диапазон в пределах терции, кварты.

Дикция нечеткая. Согласные смягченные. Пропуск согласных в окончаниях. Искажение гласных.

Дыхание шумное судорожное, поверхностное. Вдох перегруженный, выдох ускоренный.


Мягкая атака звука с элементами придыхательной атаки. Тембр голоса светлый, слабый, легкий, тихий.

Диапазон в пределах сексты.

Дикция более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных.

Вдох более спокойный. Выдох протяженнее. Дыхание менее шумное.


Мягкая атака звука. Тембр голоса чистый, светлый. Легкий, нежный, звонкий, полетный.

Диапазон в пределах октавы, шире октавы. Дикция ясная. Согласные твердые. Активные гласные округленные, но не расплывчатые. Дыхание спокойное, тихое. Ровное. Вдох оптимальный, выдох сохраняет

вдыхательную установку.


ЭМОЦИОНАЛЬ-

НОСТЬ


- выразительность исполнения

- активность исполнения

- внимательность и сосредоточенность


«Скок-поскок», «На лугу», «Веселый скрипач», «Путешествие», совершенствование танцевально –ритмических движений под музыку; «Краб», «Золотая рыбка», «Морской конек», «Медуза» - умение найти эмоциональный образ


Вялое, безразличное пение. При слушании музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен.

Не проявляет интерес к музыке.


Поет довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не умеет слушать музыку, рассеян, невнимателен. К слушанию некоторых музыкальных произведений проявляет интерес, но вяло поёт.


ППри исполнении песен активен. Поет в характере произведения, любит музыку, внимательно слушает её. Понимает музыку. При обсуждении музыкального произведения активен.






Учебно-тематический план и содержание программы

п/п

Наименование темы, ее содержание

Количество часов

Вводное занятие. Охрана голоса

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

4

Певческая установка

Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата.

Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала.

Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.

2

Звукообразование. Музыкальные штрихи

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и nongаtо. Понятие кантиленного пения.

2

Формирование правильных навыков дыхания

Типы дыхания. Вокальные упражнения. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

6

Дикция и артикуляция

Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой. Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту (для ансамбля).

Развиваем способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным телом с помощью зеркала. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции. Распевки на дикцию: «Едет паровоз», «Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти)

Вокальные каноны. Упражнения на развитие гармонического слуха.

4

Унисон. Ансамбль.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.

Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.

Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля).

12

Элементы двухголосья.

[link] . Закономерности гармонии в простом двухголосии. Секрет вокальной кантилены – упражнения.

Вокальная "маска". Вокальные ощущения зевка, купола.

Вокальные каноны; упражнения на развитие многоголосия: навыки устойчивого двухголосия.

Этюды — необходимый элемент для развития артистизма будущего вокалиста. Этюд тренирует актёрскую природу в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

12

Музыкально-исполнительская работа.

Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

  • пауза (долгая, короткая);

  • акцент (лёгкий, сильный);

  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

  • лад (мажорный, минорный, переменный);

  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

  • регистр (высокий, средний, низкий);

  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).


58

Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами.

2

Сценическое движение

Воспитание самовыражения через движение и слово. Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.

Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как предлагаемые обстоятельства, темпоритм сценического действия, подтекст, мизансцена. На сцене "играют" все мелочи поведения и костюма концертного исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Вокалист должен быть одет не только внешне, но и внутренне. Целенаправленное воздействие на зрителя. Сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла

6

Работа над репертуаром

Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.

Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Пение песни по партиям.

Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.

Примерный репертуар:

Песни о школе: «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе; «Игра». Муз. Шаинского, сл.Р.Рождественского.

Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».

Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.

Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса, сл. И.Резника; «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,

Песни о зиме: «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.

Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова

Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

Песни Победы: «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.


72

Концертная деятельность.

Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.

Изучение правил пользования микрофонами.

Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развить творческое воображение, фантазию.


8

Итоговые занятия, творческие отчеты

Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ.

2

Итого

192


Методическое обеспечение программы:


Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:


  1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;

  2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;

  3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;

  4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;

  5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям


Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:


- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;

-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

- репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.


Для организации образовательной деятельности необходимы следующие условия:

- материально-технические:

  1. Музыкальный центр

  2. Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)

  3. Ноутбук

  4. Экран

  5. Мультимедиа проектор

- видеоматериалы: видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых детских коллективов.

-учебно-методические пособия:

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

4. Полякова О.И. Детский вокальный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской вокальной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

-аудиоматериалы:

1. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».

2. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».

3. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».

4. «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина.

-электронные ресурсы

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/



Список литературы


  1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

  2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  3. Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002

  4. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002

  5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  7. Авторские программы по музыкально-эстетическому направлению для учреждений дополнительного образования. Г. Ростов – на – Дону, 2002.

  8. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Емельянов В.В. Постановка голоса. Координация и тренаж. СанктПетербург. 1997.

  10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.

  11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Изд. «Прометей» МПГУ , 1992.

  12. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителей /Сост. Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. – М.: Просвещение, 1986.