ИГРА «Продолжи ряд»
Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем; закреплять знания геометрических фигур.
Воспитатель заранее готовит математические карточки по количеству детей и большое количество плоскостных геометрических фигур, которые дети могут использовать для продолжения ряда.
На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его на ковре, используя раздаточный материал.
Игра на бумаге
«Засели дом жильцами»
Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги по слову воспитателя, знание о геометрических фигурах, умение отсчитывать в пределах до 10
Воспитатель предлагает детям заселить в дом жильцов.
Жильцы: геометрические фигуры, определённое количество точек, слоги, нарисованные предметы и т.д.
Этажи считаются снизу – вверх (4).
Квартиры на каждом этаже – слева – направо (на каждом этаже по 4 квартиры).
Далее воспитатель даёт детям словесные указания кого и в какую квартиру заселить, а дети выполняют данное задание практически.
Например:
- на втором этаже, в 3 квартире живут 5 точек;
- на четвёртом этаже в 1 квартире живёт треугольник;
- на первом этаже во второй квартире живёт буква «А» и т.д.
(Лист можно использовать с двух сторон, если его перевернуть)
Игра «Воздушная лестница»
- прямой и обратный счёт
Воспитатель предлагает подняться по воздушной лесенке вверх. Для этого дети ставят ладошки на пол (как будто это чьи-то ножки) и имитируют подъём ног по ступенькам вверх. При этом все хором считают от 1 до 10. Затем дети имитируют спуск по лестнице вниз и все вместе считают от 10 до нуля, пока ладошки не окажутся на полу.
Дети садятся по кругу на ковёр и по цепочке считают от 10 до 0. Первый ребёнок говорит 10, второй 9, третий 8 и так до 0. Последний ребёнок начинает все с начала.
Игровое упражнение:
«Роботы»
Цель: закреплять умения детей ориентироваться на себе и вокруг себя, поворачиваться налево, направо по слову воспитателя.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть! Сейчас вы все превратитесь в роботов, а я буду вами управлять, что скажу, то вы и делайте:
- Роботы, роботы налево! А где у нас левая рука? Давайте у неё спросим, где лево? Ручка, ручка, где левая сторона? Дети машут рукой влево и говорят:
- Да, вот же! Затем на «раз» поворачивают левую ногу, на «два» подставляют правую.
- Роботы, роботы, а теперь где левая сторона? - дети машут рукой влево и говорят:
- Да, вот же, и поворачиваются влево.
Далее воспитатель просит роботов повернуться вправо, дети ищут правую руку, спрашивают у неё, где право и выполняют поворот направо.
Помимо поворотов налево и направо воспитатель даёт задания типа:
- Роботы встаньте в шеренгу, колонну, рассчитайтесь на 1, 2, 3;
- встаньте пятёрками, тройками, поднимите руки выше головы и т.д.
«МАШИНКА
НА УПРАВЛЕНИИ»
Цель: Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги
Дети рассаживаются за столы, кладут перед собой горизонтально листы бумаги формата А-4.
1)Фломастером обводят углы. Воспитатель напоминает, что угол – это две линии, которые идут в разных направлениях и встречаются в одной точке (вершине)
Обводят приблизительно 2 середины, центр, края
Далее воспитатель говорит, что центр – это гараж. Фломастер – это японская машинка. Поставьте свою машинку (фломастер) в центр (гараж) и внимательно слушайте, куда надо ехать:
- из центра в верхний левый угол;
- из верхнего левого угла на середину верхнего края;
- с середины верхнего края в правый нижний угол;
- с правого нижнего угла по правому краю в правый верхний угол;
- из правого верхнего угла в нижний левый угол;
- по левому краю до левого верхнего угла;
- из левого верхнего угла назад в центр (в гараж).
Примечание: при первоначальном знакомстве с игрой воспитатель направляет детей, помогает. В дальнейшем дети должны действовать самостоятельно.
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал:
карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т.д. из геометрических фигур.
Ход игры
После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова:
"Шарик круглый, окно квадратное..."
«НАЙДИ И НАЗОВИ ФИГУРУ»
Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
«ФЛАЖКИ И ГИРЛЯНДЫ »
Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
Ход игры
Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
«ПАРУСА»
Цель игры:
познакомить детей с формой "треугольник",
развивать мышление.
Материал:
сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры
Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.
"ВЫКЛАДЫВАНИЕ КАРТИНОК"
Цель игры:
развитие логического мышления детей,
закрепление знания геометрических фигур.
Материал:
карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры
разного цвета и размера.
Ход игры
Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.
«КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПО СХЕМЕ»
Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.
Материал:
карточки с контурными схемами, детали строителя.
Ход игры
Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
"Конструируем из палочек"
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал:
карточки с контурным изображением предметов,
палочки разной длины.
Ход игры
Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
«НАЙДИ ФИГУРУ»
Цель: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.
Материал:
набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования).
Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму).
После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих
Ход игры
Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.
«ПОСТРОЙ ПО СХЕМЕ»
Цель: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал:
схемы построек, строительный набор.
Ход игры
Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства.
Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки.
Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
"НАКЛАДЫВАЕМ ДЕТАЛИ"
Цель: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.
Материал:
карточки с контурными рисунками, строительный набор
или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры
Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки
(покажите на примере установки одной детали).
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФИГУР»
Цель: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал:
карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры
Детям предлагают схемы и геометрические фигуры
для выкладывания изображений.
После выполнения задания спрашивают:
- Из каких фигур ты составил эту машину?
- Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты?
- Сколько здесь одинаковых фигур?"
«НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
Цель игры:
развивать логическое мышление дошкольников.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
На карте изображены ряды геометрических фигур.
Детям предлагают рассмотреть их и определить,
что на них лишнее, затем обосновать, почему.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Цель игры:
развивать наглядно-образное мышление детей.
Материал:
набор плоскостных геометрических фигур.
Ход игры
Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.
«КОНСТРУИРУЕМ
ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель игры:
развитие логического мышления детей.
Материал:
палочки разной длины трех размеров,
карточки с изображением простейших картинок.
Ход игры
Детям раздают палочки разной длины,
предлагают разложить их по размеру на три части.
Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
«СОПОСТАВЬ»
Цель игры:
развитие логического мышления дошкольников.
Материал:
рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры
Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
«ВСПОМНИ, НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Цель игры:
упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.