Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Научно-образовательный центр «Карьера»
Выпускная аттестационная работа слушателя
профессиональной переподготовки
«Музыкальный руководитель дошкольных образовательных организаций»
[link] Структурные
компоненты
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Вводная часть. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие. А для того чтобы у нас было хорошее настроение, давайте пожелаем всем: "Доброе утро!"
Организация: дети стоят в шахматном порядке.
Дети поют песенку-приветствие «Доброе утро» (муз. и сл. Е.Кислицыной)
Создание проблемной ситуации.
- Замечательно, а теперь мы с вами споем песню. (Открывает ноты и видит пустые листы с дырками)
Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?
Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать?(задумывается)
- Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную (звонит по телефону).
Алло! Справочная?
Помогите!
Нам помощника пришлите! Надо нотки нам найти, Чтоб занятие провести.
Голос за дверью: - Мы сейчас Кота пришлем.
Организация: дети сидят полукругом на стульчиках.
Ответы детей.
Дети предлагают свои варианты.
Создание мотива для деятельности детей Определение цели.
Выходит Кот Музик.
Кот Музик: Мяу! Всем
привет, друзья!
Как же рад вас видеть я!
- Какой красивый котик! Как тебя зовут?
Кот Музик: Песенку вы про меня слушайте скорее
И, конечно, подпевайте
"Мяу!" веселее!
- Кот Музик, где же нам нотки найти?
Кот Музик: Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там Королева Мышильда - злая и коварная.
- Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть? Как вы думаете, дети?
Кот Музик: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья!
Организация: дети сидят полукругом на стульчиках, по одному выходят к коту Музику и сочиняют попевку из трех звуков на слова «Мяу! Мяу! Мяу!». Дети подпевают коту Музику импровизацию «Мяу! Мяу! Мяу!».
Дети предлагают свои варианты.
2.Основная часть.
Музыкально-
ритмические
движения
По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. (Выравнивание осанки)
Замечательный народ!
По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке (прыжки на месте)
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись, (руки вверх, потягиваются)
Всем улыбнулись.
Организация: дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети выполняют динамическое упражнение «По дорожке» (модель В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток»)
Активное
слушание музыки
- Ребята, смотрите, что там впереди?
Кот Музик, это уже Мышиное царство?
Кот Музик: (принюхивается)
Нет. Здесь мышами не пахнет.
- Ребята, это же братцы-гномики: Мажор и Минор! Кто мне скажет, какой Мажор в музыке?
- А Минор.
Ребята, а вы хотите поиграть с гномиками? Внимательно слушайте музыку и передавайте ее настроение движениями, мимикой, жестами.
Организация: дети встают напротив изображений гномов.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слушание «Мажор или минор?» (Мажор: муз. Т.Ломовой «Кто лучше скачет», «Полька» И.Штрауса. Минор: «Утренняя молитва» П.Чайковский, русск.нар.мел. «Ах ты, берёза».)
Организация: дети в рассыпную по всему залу под веселую музыку прыгают, танцуют, смеются, а под грустную - ходят с опущенными головами, а муз.рук. и Кот Музик их гладят по голове, как бы утешая.
Пляска
Кот Музик: Ой, ребята, что-то я загрустил.
- Это не страшно, Музик, наши ребята умеют танцевать веселый танец, и сейчас они станцуют, но и ты тоже к ним присоединяйся. Выбирай, с кем ты хочешь танцевать.
Организация: дети располагаются по кругу парами.
Дети танцуют танец «Озорная полька» (муз. Н. Вересокиной)
Артикуляционная гимнастика
Кот Музик: Молодцы, ребята! Ребята, смотрите, что нам подарили Гномики. Это же зеркало. А для чего оно?
- А я догадалась, это для того, чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!
Мы к зеркалу сейчас все подойдем
И гимнастику начнем!
Котик Музик утром встал, (дети потягиваются)
Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево. (в улыбке открыть рот и кончиком языка)
Чистим зубки мы умело. (сильно "почистить" за нижними зубам и, затем за верхними зубами!)
Пополощем ротик, (имитация полоскания рта)
Как чистюля Котик Музик наш расческу взял (в улыбке закусить язык зубами),
И причесываться стал. ("протаскивать" язык между зубами)
Мы за ним не отстаем - (вперед-назад)
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает, (улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за пиление зубы, "спинку" выгнуть), Музик спинку прогибает. (открытъ хорошо рот, поднять язык за верхние зубы).
Вот и завтракать пора: (улыбнуться, открыть рот),
Котик нам напек блины, (положить широкий язык на нижнюю)
Со сметаною они. (губу и удерживать под счет до 5-ти).
Как сметану любит Котик? (улыбнуться, открыть рот, облизать)
Оближи скорее ротик. (языком верхнюю, затем нижнюю губу). Музик сыт, Музик рад!(ритмично хлопать в ладоши).
Музик любит всех ребят!
Дети предлагают свои варианты.
Дети выполняют
Артикуляционную гимнастику «Котик Музик» (текст О. Арсеневской, описание движений Е.Косиновой «Гимнастика для развития речи») Организация: дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в большое зеркало за правильным исполнением упражнений.
Музыкально-дидактические движения
(внезапно под музыку за ширмой появляется Мышильда)
Мышильда: Тиш-ш-е! Тиш- ш-е! Расш-ш-шумелись тут! Муз. рук.- Кто ты такая?
Мышильда: Я великая Королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тиш-ш-шину! Злые силы прилетите, детей в мышек превратите, а кота усыпите.
В синей ночи (Тихо крадутся)
Тишь, тишь. В синей ночи Мышь, мышь. Только Музик кот не спит, ("Грозят пальцем", говорят громко)
Музик нотки сторожит, Музик глазки открывает, (Дети говорят тихо, Кот выполняет.
Музик спинку выгибает, движения по тексту)
Муз.рук.- Кот проснулся! Вот беда! Разбегайтесь кто куда! (дети бегут на стульчики, Кот их догоняет) Мышильда: Опять расшумелись! Я вас сейчас.
Кот Музик: Мяу! Ничего ты больше не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко засмеемся!(дети смеются)
Мышильда: Нет! Не надо! Спасите! Помогите! Тише! Тише!
Организация: дети садятся на стульчики; детям одевают атрибуты, Кот Музик засыпает.
Музыкальная игра «Кот Музик и мыши» (сл. О. Арсеневской, муз. Т. Ломовой)
Организация: дети идут по кругу и проговаривают слова с разной динамикой
Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.
(раздается звук лопнувшего шарика, Мышильда исчезает, а из- за ширмы летят листочки с нотами)
- Ребята! Смотрите, это же наши нотки!
Кот Музик: Ура! Мы победили злую Мыши льду!
- Спасибо тебе, Кот Музию и вам ребята, вы все такие молодцы. Теперь мы сможем спеть нашу песенку. Под весёлую музыку Кот Музик прощается с ребятами.
Дети поют вместе с котом Музиком песню инсценировку «Про козлика» (муз. и сл. Г. Струве)
Организация: часть детей располагается полукругом на одной стороне паласа, инсценирующие дети стоят к ним лицом на другой стороне паласа)
Приложение 4
Список музыкальных произведений для озвучивания хода организации всего педагогического процесса.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах
Время звучания Преобладающий эмоциональный фон
Репертуар фоновой музыки
для детей 5-7 лет
-
Функция фоновой музыки
Примерный репертуар
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.-В. Глюк. «Мелодия»
В.-А. Моцарт. «Реквием»
Сен-Санс. «Карнавал животных»
Шуберт. «Вечерняя серенада»
Брамс. «Вальс №3»
Шуман. «Детские сцены», «Грезы»
Гендель. «Музыка на воде»
Глюк. «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
И.Брамс. «Венгерский танец №7»
А.Дворжак. «Славянский танец №2»
Ф.Лист. «Венгерские рапсодии»
В.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
Д.Шастакович. Прелюдия и фуга фа минор
Э.Григ. «Утро»
Бах. «Шутка»
Штраус. «Весенние голоса»
Ф.Шопен. «Прелюдии»
Б.Монти. «Чардаш»
Активизирующая (возбуждающая)
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть
Бетховен "Увертюра Эдмонд"
Шопен "Прелюдия 1, опус 28"
М.И.Глинка. «Камаринская»
В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор
Т.Альбинони. Адажио для органа и струнных
М.Глинка. «Жаворонок»
А.Лядов. «Музыкальная табакерка»
К.Сен-Санс. «Лебедь»
Ф.Шуберт. «Серенада»
В.А.Моцарт. «Турецкий марш»
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И.-С.Бах. «Ария»
А.Вивальди. «Времена года»
С.Прокофьев. «Марш»
Ф.Шуберт. «Музыкальный момент»
Ф.А.Моцарт. «Гроза»
Ф.А.Моцарт. Симфония №40
Д.Шастакович. Прелюдия и фуга фа минор
П.И.Чайковский. «Времена года»
Приложение 5
Музыкально-дидактические игры
"Угадай эмоцию"
Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушенного произведения.
«Рисуем настроение музыки»
Цель: формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.
Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.
Музыкально-дидактическая игра «Разные звери»
Цель: развивать умение детей мимикой и движениями передавать характер создаваемого образа, его эмоциональное состояние.
Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут хороводным шагом, поют. На каждый проигрыш двигаются по кругу в ритм музыки, передавая в движениях и мимике образ трусливого зайчика, хитрой лисы, сердитого медвежонка, грустного ёжика, весёлых зверят.
Дидактическая игра на развития художественного словаря «Копилка»
Ход игры: Предлагается ребятам сложить ладошки «чашечкой» и собрать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово подходит, ладошки закрывать- слово в копилке, а если слово не соответствует настроению музыки, разводят ладошки, чтобы оно туда не попало. Заканчивать игру повторением всех слов, попавших в копилку.
«Волшебная шляпа»
Ход игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Поле прослушивания двух и более музыкальных произведений показать детям яркую шляпу и сказать, что она не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребёнка. Когда его рассказ закончится, он передаёт шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.
Упражнение «Зеркало»
Данное упражнение раскрепощает детей, способствует развитию творческих способностей, знакомит с различными чувствами, эмоциями, так же знакомит с музыкальной классикой.
Ход: Показать движения под соответствующую музыку, а дети их повторяют
«Ритмические хлопки»
Ход игры: Детям предлагается прохлопать в ритме соответствующем состоянию радости, грусти, злости, нежности, а затем соотнести это с предложенной им музыкой.
«Угадай-ка»
Ход игры: Выбирается ведущий, который выходит за дверь, а дети выбирают эмоцию и жестами и мимикой пытаются показать её.
«Спой сказку»
Ход игры: Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело—грустно); продолжает сказку следующий ребенок.
«Музыкальное лото»
Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»
Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.
«Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)
Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.
Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.
Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).
«Полянка»
Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.
Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).
Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»
Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе. Двигательная импровизация под музыку
Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.
Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.
Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».
Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
Оркестровка
Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Камаринская»
Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.
« Автопортрет»
Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.
Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»
Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.
Приложение 6
Фонотека музыкальных произведений
для музыкальной зоны в группе.
А.Дворжак. «Славянский танец №2»
Ф.Лист. «Венгерские рапсодии»
В.Моцарт. «Маленькая ночная серенада», «Гроза», Симфония №40
Э.Григ. «Утро»
Бах. «Шутка», «Ария»
Штраус. «Весенние голоса»
Ф.Шопен. «Прелюдии», "Прелюдия 1, опус 28", «Песнь ангелов»
А.Вивальди. «Времена года»
С.Прокофьев. «Марш»
П.И.Чайковский. «Времена года», «Вальс цветов», "Шестая симфония", 3 ч.
Ф.Шуберт. «Музыкальный момент», «Вечерняя серенада»
Брамс. «Вальс №3»
К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.-В. Глюк. «Мелодия»
Глюк. «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
В.-А. Моцарт. «Реквием», «Турецкое рондо»
Сен-Санс. «Карнавал животных»
Шуман. «Детские сцены», «Грезы»
Гендель. «Музыка на воде»
Бетховен "Увертюра Эдмонд"
М.И.Глинка. «Камари
Приложение 7
«Как мы зиму провожали и весну встречали» [pic]
[pic]
Приложение 8
Памятка для родителей
[pic]
Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка
Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
В последние годы растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.
В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Согласно воззрениям древних, ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками Кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии.
По преданиям, суровый царь Лакедемонян одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.
Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.
Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухих. Пифагорец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.
Слушание музыки, исполняемой на митре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головных болей лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.
В середине века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
Согласно А.Кирхеру, немецкому ученому-музыканту, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка, оказывает оздоровительное воздействие.
Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей.
Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Раньше детей в семьях дворянства обязательно учили музыке, не все из них хорошо играли на музыкальных инструментах, но, получив хорошее музыкальное воспитание – разбирались в музыке и умели ее понимать и ценить. Родители или няня ребенка, отвечающие за духовное развитие ребенка, должны учить ребенка понимать музыку.
Это может происходить через обучение ребенка музыке на различных музыкальных инструментах, а может быть и через понимание музыки. Хорошо, когда няня или родители умеют играть на каком-то музыкальном инструменте и сами любят музыку, если же нет – то можно пригласить к ребенку преподавателя музыки. Если родители, и при помощи няни, хотят вырастить культурного человека, то ребенка обязательно надо приобщать к миру музыки. Если ребенок маленький, то преподаватель музыки может приходить домой и заниматься с ребенком, если ребенок постарше, то няня может водить ребенка к преподавателю музыки
Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль». Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее. Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз. Хорошо, когда няня или родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора.
Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.
Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки.
В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.
Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.
Приложение 9
Практические рекомендации родителям по использованию музыкальных произведений дома, для развития эмоциональной сферы своих детей.
«Домашняя фонотека»
Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, еще рано говорить о гениальности и музыкальной одаренности. Скорее всего, как и большинство малышей, он ЧУВСТВУЕТ музыку и получает большое удовольствие от ее звучания.
К сожалению, традиция, которая сохранялась во многих образованных семьях дореволюционной России – камерные вечера с романсами и музицированием – давным-давно забылась. А вместе с ней исчезла и особая, загадочная «среда», в которой музыкальная классика звучала естественно и гармонично. И хотя по-прежнему музыки дома много, она уже не является таинством, став навязчивым и часто агрессивным «фоном» каждого дня.
Если у вас дома совсем небольшой выбор музыки, можно положить начало новому семейному хобби – ФОНОТЕКЕ. Конечно, для семейных вечеров нужно выбирать музыку, доступную для восприятия ребенка. Пусть для начала это будет популярный набор классики – фрагменты инструментальных и фортепьянных произведений И. - С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, П. Чайковского, старинная лютневая и инструментальная музыка XVII – XVIII веков. Можно купить компакт-диски с колыбельными и известными классическими произведениями, детскими песнями В. Шаинского, Е. Крылатова, песнями из мультфильмов.
Кроме этого, домашняя фонотека может пополниться и другими экземплярами.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ. Если малыш еще не умеет читать, главным развлечением становится телевизор или видеоигры. Многие из нас забыли, что есть прекрасная альтернатива этому занятию – музыкальные сказки. Сейчас такие сказки переиздаются на компакт-дисках.
Можно посоветовать использовать следующие музыкальные сказки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, музыкально-литературные композиции по балету С. Прокофьева «Золушка», Р. Щедрина «Конек-Горбунок» и другие. Дети любят слушать такие произведения, тем более что одновременно можно заняться другими делами – рисованием, лепкой, любимыми игрушками.
КОЛЛЕКЦИЯ ЗВУКОВ. Для того чтобы собрать «коллекцию» звуков, вам понадобится только диктофон. Отправьтесь вместе с ребенком в путешествие за звуками по собственной квартире. Пусть он прислушается к тому, как звучат ваши шаги, скрипит дверь, открывается замок, мяукает кошка. Между прочим, это очень увлекательное и полезное музыкальное упражнение.
Итак, чтобы открыть малышу мир музыки, для начала необходимо развить в нем талант слушателя. Только в этом случае у ребенка может родиться и желание музицировать, и потребность петь и танцевать.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей :
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
Приложение 10
Сравнительные результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах