Консультация на тему:
«Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель МАДОУ №83 Фея
Полетаева Р.В.
Набережные Челны, 2016
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра – это творческое раскрытие внутренних сил ребенка. Ребенок хочет сам быть хозяином в пространстве своей игры, определять ее ход.
Исследования показали, что игра способствует укреплению эмоциональной и психологической стабильности. Дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами. У них менее выражено агрессивность, выше способность эмоционального контакта. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом. Для творческой игры удобны простые игрушки. Они только намекают на предмет, и у ребенка развивается творческая фантазия. Это хорошо, что у ребенка развивается творческая фантазия, но лучше, если ребенок играет с настоящими предметами.
Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развивается не только связная речь, но и воображение, одна из основ умственного развития, умение выражать свои эмоции и развитие произвольности. Поставив цель, дошкольники действуют автономно и компетентно. Все вместе, оказывает благотворное воздействие на всю психофизическую и речевую природу ребенка. Игра допускает и такой ход, что все главные в игре. В игре великое множество ходов для импровизации. У детей своя игровая логика, которая не сходна с взрослой логикой.
Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной подготовкой к школе.
Сюжетно-ролевая игра проявляет положительное воздействие на развитие речи. Во время игры ребенок громко ведет беседу с игрушками, где играет роль и за себя, и за нее, изображает гудение самолета, голоса зверей и т.д. Действие игры совершаются в определенном месте. Комната детей становится больницей или магазином. А играющие дети принимают на себя соответствующие роли (врача, продавца) и совершают действия от имени этих ролей. Дошкольник способен являться доктором, только в случае если есть больной, покупателем, только в случае если есть продавец, и т.п. Отсюда следует, что ролевая игра — это деятельность совместная: она обязательно подразумевает иных участников и в первую очередь сверстников.
Сюжетно-ролевая игра проявляет своеобразное влияние на развитие речи. В её процессе детей нужно регулярно вдохновлять к разговору с товарищами и комментированию собственных действий, что содействует закреплению навыков использования инициативной речью, развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи.
Главным условием успешного и хорошего формирования речи детей в сюжетно-ролевой игре является разнообразие игрушек. Однако вместе с сюжетными игрушками, имитирующими в уменьшенном виде настоящие предметы, дети применяют в игре предметы, которые заменяют реальные. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем проинформировать об этом других играющих. Таким образом, в игре, помимо речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь. Функцией этой речи является согласование общих действий.
Лучше организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Путешествие», «Детский сад» и т.д. В условиях чуткого и бережливого обучения и управления сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя со временем увеличивается независимость детей в развитии планов игры, постановке её задач, подборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а кроме того осуществлении его речевого оформления. Дети со временем осваивают игровые навыки и умения, ощущают эмоциональный комфорт, реализуя собственные игровые замыслы, обретают навык общения со сверстниками. Особое развитие совершается в развитии диалогического общения.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «праздники», «семью», «дни рождения». В этих играх огромное значение имеют игры с куклами. Именно через действия, с которыми дети передают то, что знают о собственных друзьях, старших, их отношениях;
- игры на общественные и производственные темы, где показывается труд людей. Темы для игр берутся из окружающей жизни;
- игры на героико-патриотические темы. В них наблюдаются героические подвиги нашего народа (герои войны и т.д.);
- игры на темы литературных произведений, телепередач, кино и радиопередач: в «летчиков», «моряков» и другие. В данных играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражают действиям героев, усваивают их поведение;
- «режиссерские» игры. Именно в этих играх дети заставляют говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Играют они при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Ребята «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью.
Главный источник, снабжающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и работа взрослых. Дети дошкольного возраста часто по своей инициативе стараются осуществить «взрослую» работу — стирать, мыть пол, и т.п. Но если его попросили убрать, например, свою посуду, он найдет миллион способов, чтобы этого не совершать.
В дошкольном возрасте наступает взаимодействие детей с ровесниками. Дошкольники успешнее учатся друг у друга, чем у взрослых. Так же ребенок занимает по отношению к сверстникам разные позиции такие как «над», «под», «на равных» в том числе и «независимую».
Сюжетно-ролевая игра, формируясь, выставляет на передний план игровое правило, которое начинает исполнять основную роль, и на сцене появляется новый вид игры — игра с правилами.
Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют и чаще не хотят учить. Сейчас появилось много родителей-энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Это, кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом для гордости, и игру оставляют «на откуп» детям: если научатся, то хорошо, а не научатся то с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, все наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте.
Первая особенность дошкольников, связана с содержанием игровой деятельности: далеко не всегда дети этого возраста способны вычленить в ситуации ее основную сущность. Вторая особенность детей дошкольного возраста — небольшой опыт дошкольников. Многие сюжеты их игр бывают взяты из образовательных программ, рассказов других, чтения книг и т.п. С одной стороны, очень важно расширять опыт ребенка таким образом. С другой стороны, особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что он нередко не понимает смысла того, что ему рассказывают или читают. В основном рассказы или пересказы состоят из одних существительных.
Сюжетно-ролевая игра требует ознакомления ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать. Если посмотреть на арсенал детских игрушек современного ребенка, говоря о сюжетно-ролевой игре, можно найти очень много таких, до которых он еще не дорос. А значит, что они будут мешать развитию игры и связной речи.
Развитие речи детей пяти - шести лет необходимо осуществлять на занятиях в ДОУ, в режимные моменты (в игровой, художественной и другой деятельности), в повседневной жизни, используя в этом процессе разные виды деятельности ребенка и, прежде всего, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.
Для формирования связной речи вне занятий следует постоянно разговаривать с детьми, побуждая их к самостоятельному речевому общению с взрослыми и сверстниками. Чтобы дети научились играть в полноценную сюжетно-ролевую игру, взрослому совместно с ними необходимо поочередно пройти пять ступеней.
На первой ступени взрослый знакомит ребенка с той действительностью, которая впоследствии будет отображена в игре. Для этого он придумывает любую свою историю, подбирает соответствующие открытки и книги, напоминает ребенку то, что тот уже знает, привлекает к рассказу его самого, других ребят (особенно старших), взрослых. Достаточно обычная ошибка — взрослые начинают игру сразу же после сочинения рассказов. Не следует этого делать. Так как дошкольник, владеющий хорошей памятью, просто конкретно воспроизведет то, что ему рассказывали, и для его воображения не будет места. По этой причине лучше, чтобы полученная информация «отстоялась».
На второй ступени взрослый играет вместе с детьми в особый вид сюжетно-ролевой игры - отобразительную игру. Сюжетно-отобразительную игру можно организовать и по «чужим» сценариям (на основе мультфильма, рассказа), и как повторение того, что происходило с самим ребенком. Надо предложить им поиграть в то, что они только что узнали, увидели, договориться, кто кем будет, и просто воспроизвести все это. Обыгрывание настоящих взаимоотношений, происшествий предоставляет ребенку вероятность открыть для себя волшебные слова детства: «не по-настоящему», «как будто бы», что немаловажно для дальнейшего развития и игры, и воображения.
На третьей ступени взрослый играет с детьми в еще один вид сюжетно-ролевой игры — в игру-драматизацию. На данном этапе, в отличие от предыдущего, дошкольник способен ранее согласно собственному хотению изменять развитие игры либо концентрировать в таком случае то, что ему больше всего нравится, доступно, знакомо и ближе.
На четвертой ступени, непосредственно игры с ребенком. Немаловажно, чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по-разному, чтобы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Непосредственно игры с ребенком [23, с. 65].
На пятой ступни происходит самостоятельная игра ребенка. Это важный элемент для того, чтобы дошкольник имел возможность принимать участие в коллективной сюжетно-ролевой игре. Как правило, эта игра практически целиком воспроизводит игры предыдущих этапов, только лишь взамен настоящего партнера ребенок обязан играть с воображаемым, за которого он тоже станет говорить. И на этой стадии очень напоминает режиссерскую игру, где ребенок играет одновременно все роли. В настоящее время он, например, парикмахер, и к нему приходит стричься мишка, который может быть и сердитым, и капризным, и каким-либо еще. Ребенок обязан являться одновременно и этим мишкой, и мастером. Подобная игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит контактировать с партнерами.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры:
На первом этапе главным содержанием игры становятся действия с предметами. Они реализуются в конкретной очередности, хотя эта очередность часто не соблюдается. Последовательность действий имеет сюжетный характер. Главные сюжеты — бытовые. Действия детей монотонны и зачастую повторяются. Роли не отмечены. По форме это игра рядом либо одиночная игра. Дети с желанием играют со старшими. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, причиной появления игры считается игрушка или предмет-заместитель, который раньше использовался в сюжетно-ролевой игре.
На втором этапе основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия реализуются наиболее подробно и поочередно в соответствии с ролью, которая ранее обозначается словом. Очередность действий становится правилом. Появляется первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Главные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может много раз повторяться. Игрушки предварительно не подбираются, однако дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться два - три человека.
На третьем этапе главная сущность игры - также действия с предметами. Но они расширяются действиями, которые направлены на установление разных контактов с партнерами по игре. Роли отчетливо отмечены и распределяются вплоть до начала игры. Предметы и игрушки подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логичность, вид действий и их нацеленность определяются ролью. Это становится главным правилом. Игра чаще проходит как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанные друг с другом, не соотнесенные с ролью. Длительность игры возрастает. Сюжеты становятся более разными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
На четвертом этапе главное содержание игры — отображение взаимоотношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тема игры разная: она определяется непосредственным и опосредованным навыком детей. Игры носят коллективный, совместный вид. Объединения устойчивы. Они возводятся либо на интересе детей к одним и тем же играм, либо на основе личных симпатий и привязанности. Игры одного содержания долго повторяются и формируются, обогащаются, существуют длительный период. В игре на этом этапе отчетливо акцентируется подготовительная работа: разделение ролей между детьми, подбор игрового материала, а порой и его изготовление (игрушек-самоделок). Условие соответствия жизненной логике распространяется на действия и на все поступки и ролевое поведение участников. В игре могут участвовать шесть, семь детей.
Все уровни отображают общее развитие сюжетно-ролевой игры, но в определенной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Список использованных источников
1. Виноградова, Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2000. – 472 с.
3. Губанова, Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» / Н.Ф. Губанова. - М: Мозаика-синтез, 2015. – 128 с.
4. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
5. Комарова, Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду» / Н.Ф. Комарова. ОО Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 160 с.
6. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) // Ребёнок в детском саду / Н.А. Короткова. – № 5, 2006. - 83 с.
7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.