Введение
Социально-экономические, экологические условия современного общества приводят к резкому падению уровня здоровья, как взрослого населения, так и детей. Сегодня мы вынуждены признать достаточно грустную статистику: около 65% детей появляются на свет, имея некоторые отклонения в здоровье и развитии. Поэтому наиболее актуальной становится проблема оказания коррекционно-реабилитационной помощи таким детям, как со стороны родителей, так и со стороны образовательных учреждений.
Патология зрения сегодня является одной из самых распространенной. Это и амблиопия, и косоглазие, и нистагм, и астигматизм, и такие тяжелые нарушения зрения, как тотальная слепота. Дети, которым поставлен диагноз «тяжелое нарушение зрения», могут и должны получить качественное образование. Для этого сегодня имеются все необходимые условия: организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, наличие компьютерной техники, владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями.
Для организации системы обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения педагоги должны владеть технологиями работы с такими детьми. Необходима описанная система коррекционно-реабилитационной работы, в содержание которой должны войти как обучение ребенка, так и его социальная адаптация.
В этой связи данное методическое пособие окажет несомненную практическую помощь педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, и родителям, воспитывающим такого ребенка.
I. Дидактические игры и их роль в развитии
слепых и слабовидящих детей
Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А. В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».
В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость. Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.
Дидактические игры построены на совокупности приемов зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательные вопросы, загадки, в них используются моменты неожиданности: удивления, соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности детей.
Учение, труд и игра в младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, а игра, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усвоить учебный материал.
Арсенал дидактических игр слепых и слабовидящих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, родителей. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для слепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, педагог или родитель старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Определи величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.
Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где имеется Брайлевский циферблат.
Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; сюда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также используются и на уроке и во внеклассной работе.
Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.
Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.
Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.
2. Коррекционные упражнения для детей
с тяжелыми нарушениями зрения
В начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зрения.
Чтобы сохранить зрение, необходимо обучать ребят саморегуляции эмоций и чувств (методами релаксации, диафрагмально-релаксационного дыхания), чтобы ребята умели пользоваться этими знаниями в любых ситуациях, чтобы эти умения приходили на помощь независимо от их состояния и настроения, а также обучаю любить природу, людей и себя, ко всем быть “толерантными”. Можно рассматривать гладь реки, любоваться природой, небом и птицами, зеленью и цветами.
Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных результатов.
Первый закон хорошего зрения – это движение. Когда глаз движется, значит, он видит.
Нормальный глаз часто мигает, чтобы равномерно распределить слезную жидкость известно, что слезы не только увлажняют роговицу, но и дезинфицируют глаз, защищают их от микробов.
Прежде чем выполнять упражнения для коррекции зрения, нужно уметь расслабить мышцы.
Удобная поза для этого – поза “Кучера”: сидя, ноги на ширине плеч, кисти висят свободно, плечи, немного опущены, голова висит на груди. В такой позе расслабляется максимальное количество, мышц (10-15сек.).
Одно с упражнений, при использовании которого можно достичь наибольшего расслабления для глаз - пальминг.
“Пальминг” (в анг. palm) – это самобиофорес глаз (прогревание энергией руки). Еще философ Кант отмечал, что “Рука – это мозоль, выведенная наружу”. Люди всегда неосознанно использовали свою ладонь для облегчения состояния глаз. Энергией руки можно целенаправленно влиять на зрительную систему, расслаблять мышцы и подпитывать их энергией.
Приведем несколько упражнений, которыми могут воспользоваться как родители, так и педагоги, обучающие детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Трем ладони до тех пор, пока не почувствуем тепло, складываем их под углом одну на одну. Ладони выравниваем, так, чтобы посредине осталась ямка, и “одеваем” их на глаза.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока, основание мизинца на переносице, как мостик очков. Ладони должны плотно закрывать глаза, чтобы наступила полностью темнота.
Локти поставьте на стол, сядьте удобно, спина прямая, голову не наклонять.
Обязательно расслабьтесь! Через секунду – две почувствуете, как приятное тепло проникает с ладонь в глаза все глубже и глубже. Теперь можно представить себе что-нибудь очень приятное.
Во время пальминга необходимо добиваться виденья абсолютно черного цвета. Этого достичь можно лишь тогда, когда психика человека находится в покое.
“Пишем носом”.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос, как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на доске свое имя. Этим движением обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза. Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
“Точки и крестики”
Закройте глаза, прикройте их ладонями и представьте черное поле. Теперь нарисуйте носом маленькую букву “о”. В центре нее – еще меньше, а в центре этой еще меньше и т. д. пока не получится точка. А посреди точки поставьте маленький крестик, в центр крестика поставьте точку.
Легонько помигайте ресницами.
“Массаж для глаз”
Двумя пальцами массажируем лоб, брови, виски, под глазами, нос (указательным пальцем), ухо и за ухом, шею сзади (так, как большая часть напряжения припадает на заднюю часть шеи возле основания черепа).
Сделайте “китайские” глазки, улыбнитесь друг другу!
А так же рекомендуем классным руководителям использовать в работе с детьми такие упражнения:
Упражнения для активизации работы мышц глаз – эти упражнения способствуют снятию статистического напряжения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают упругость век.
Упражнения для восстановления зрения – стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, стимулируют движения глаз, предупреждают косоглазие, тренируют глаза. Тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.
3. Игры для детей с нарушениями зрения
ИГРЫ В СЛОВА
“КУЗОВОК”
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:
- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:
- Я положу в кузовок грибок.
- А я – платок!
- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).
Если кто-то ошибся, все говорят:
- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!
По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.
“ЛЮБОПЫТНЫЙ”
1-й вариант:
Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?
Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.
Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.
2-й вариант:
Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может – штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле… Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.
ПЯТЬ СЛОВ
Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.
Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;
О – облако, окно, огород, орех, окунь;
В – вилка, вата, воск, ворот, венок;
А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.
Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
ДВЕ БУКВЫ
Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п. Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает. Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.
СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.
Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно – схожее с ним по смыслу, другое – противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный – мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.
Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:
- веерами (обмахивается одной рукой, как веером);
- ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);
- ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);
- часами с “кукушкой” (все говорят: Ку-ку, ку-ку).
Повторяем снова.
2-й вариант:
Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:
- Папе – расческу (”причесываем” волосы левой рукой);
- Маме – мясорубку (крутим “мясорубку” правой рукой);
- Брату – лыжи (ногами вперед-назад);
- Сестре – куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: “Мама” (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).
- Все рады подаркам:
Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).