Государственное бюджетное профессиональное учреждение
«КАСЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ КПГТ)
Контрольная работа
Дисциплина: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности детей дошкольного возраста
Вариант 12
Руководитель работы:
Никитина Т.П.
Работу выполнила:
Студентка 3 курса
группы № 13 ДО (З)
Максимовских Н.М.
Касли 2015
Содержание
1. Декоративно-прикладное искусство, его характеристики (ритм, симметрия, узор)……………………………………………………………………..…3
2. Место декоративно-прикладного искусства в воспитании сопричастности к народной культуре……………………………………………………………………9
Вопросы:
1. В чем заключается основное содержание беседы по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства?......................................................11
2. Укажите приемы стимулирования активности детей в процессе ознакомления с изделиями декоративно-прикладного искусства…………………12
Задание:
1. Спланировать беседу с детьми с целью ознакомления с изделиями декоративно-прикладного искусства………………………………………………...17
2. Рассмотреть произведения народного искусства (дымковская, богородская, филимоновская народные игрушки; хохломская, городецкая, гжельская росписи и другие изделия). Составить для детей дошкольного возраста рассказ об одном из видов декоративно-прикладного искусства………………….23
Литература……………………………………………………………………...31
1. Декоративно-прикладное искусство, его характеристики
(ритм, симметрия, узор)
Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.
Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.
Декоративное искусство не есть что - то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.
Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребёнка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознание себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено - дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами деятельности: лепке, рисованию, аппликации, конструированию.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Роспись объемной игрушки пока не доступна детям.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли пастельные тона.
Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным, для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание детей на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п.
Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью.
В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства.
Декоративное рисование в старшей и подготовительной группах. В этих группах идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества.
2. Место декоративно-прикладного искусства в воспитании сопричастности к народной культуре
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки - все это помогает попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными.
Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.
Вопросы:
1. В чем заключается основное содержание беседы по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства?
Содержание беседы предполагает расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением; самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Отличительная особенность данной беседы заключается в том, что ее содержание позволяет детям получить более целостное представление образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и ее значением, которая лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения.
Новизна состоит в том, что беседа учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного, духовного и эмоционального роста детей.
2. Укажите приемы стимулирования активности детей в процессе ознакомления с изделиями декоративно-прикладного искусства
Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
Обучающие (формирующие) методы представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.
В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:
- наглядные;
- практические;
- словесные.
К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца-задания, способа действия и др.
К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
Являясь одним из методов, упражнения могут быть использованы в качестве приема и входить в состав других методов.
Игровой метод. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т.д. При этом в деятельности детей также используются действия разного характера - игровые и операторные. Одним из основных компонентов игры, который чаще всего включается в игровой метод, является воображаемая игровая ситуация в полном, развернутом виде.
Чаще всего игровой метод включает разнообразные действия с игрушками и игровыми материалами. Все это создает у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность, заинтересованность.
Моделирование, как наглядно-практический метод, получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Словесные методы обучения. Слово взрослых и детей входит в состав любого наглядного и практического метода. Однако по мере развития словесно-логического мышления у детей, накопления представлений о предметах и явлениях окружающего мира словесные способы обучения приобретают характер самостоятельных методов.
Использование малых форм фольклора (загадки, потешки, поговорки, пословицы), коротких стихов или отрывков из них направляет внимание детей на восприятие отдельных сторон, помогает эмоциональному восприятию, вызывает эстетическое отношение к воспринимаемому. Закреплению представлений, получаемых в процессе наблюдения, способствует отражение их в изобразительной деятельности детей.
Основными словесными методами, используемыми в детском саду, являются рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение (слушание детьми чтения взрослых) произведений детской литературы, беседы. Наряду с ними используется ряд словесных приемов, таких, как объяснение, указание, которые во многих случаях выступают как метод обучения.
Основная задача использования рассказа воспитателя - создать у детей яркие и представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей - необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа.
Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель организует восприятие рассказа и рассматривание по его ходу картин, фотографий, а иногда и некоторых предметов, вещей, иллюстрирующих ход рассказа.
Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование их знаний и умственно-речевых умений. В обучении дошкольников используются разного характера рассказы детей: пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы и др. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений - один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспечивающих переход умственного действия и его содержания во внутренний план (интериоризация).
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают форму сюжетного и описательного рассказов и пользуются ею в рассказах о предметах, из опыта, по сюжетной картине, в творческих рассказах. Слушатели привлекаются к анализу рассказа, к дополнениям и оценке. Оценивается полнота рассказа, его логика, точность и выразительность речи рассказчика. Разнообразие и богатство детского опыта - одно из важнейших условий формирования умения рассказывать, а следовательно, и использовать рассказы детей как метод обучения.
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять и обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мотивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребенка, способность к сопереживанию.
Беседы. Участие в беседе требует достаточно сложной системы умственных действий: принять тему (цель), слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений, и т.д. Сложность умственной деятельности, которой требует итоговая беседа, делает ее методом, доступным только воспитанникам старших групп детского сада. Итоговая беседа - эффективная школа развития мышления.
Словесные приемы. В ходе обучения воспитатель использует самые разнообразные приемы. Многие из них являются универсальными: они входят в состав основных методов, а в отдельных случаях выполняют функцию метода. К таким приемам относятся показ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
С целью формирования эмоционально-оценочных суждений В. Ашиков и С. Ашикова предлагают использовать метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному.
Для формирования эмоционально-оценочных суждений, необходимо:
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества;
- формировать умение высказывать свое отношение к изображенному;
- развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми должно использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо осуществлять на подлинных предметах, изделиях народных мастеров, но можно использовать для этого и художественные альбомы, таблицы, специально разработанные для школы и дошкольных учреждений альбомы-тетради по народному искусству.
Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Таблица 1
Методы Приемы
Наглядные: показ образца-задания, способа действия и др.;
Практические: упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), моделирование;
Словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение) сюжетный и описательный рассказ, творческий рассказ.
Игровой метод.
Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному.
Словесные приемы: объяснение, указание, показ, пояснение, педагогическая оценка.
Повтор, вариации, импровизации.
Задание:
1. Спланировать беседу с детьми с целью ознакомления с изделиями декоративно-прикладного искусства
Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)
Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные
Нравится ли вам эта игрушка?
Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг - символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название - «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка -
Родился в веселый час
Вятский праздник - «Свистопляска».
И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.
Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, другая с козлятами, все это - настоящее чудо!
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел - золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим - и в печь!
А потом распишем!
Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг - символ солнца, каравай хлеба; точка - звезды; волнистая линия - вода; прямая линия - дорога.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие - просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
- Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
Барашек - свисток,
Левый рог - завиток,
Правый рог - завиток,
На груди - цветок.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел - золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке). Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.
2. Рассмотреть произведения народного искусства (дымковская, богородская, филимоновская народные игрушки; хохломская, городецкая, гжельская росписи и другие изделия).
Составить для детей дошкольного возраста рассказ об одном из видов декоративно-прикладного искусства
Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.
Ознакомимся с различными предметами народных промыслов, используемыми в детском саду для развития детей.
Дымковская игрушка.
Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями. Сейчас фабрика, выпускающая дымковские игрушки, работает в Кирове.
Филимоновская игрушка.
Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги. У ребенка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.
Каргопольская игрушка.
Каргополь - древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришел в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году. Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, черный и темно-зеленый цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.
Гжельская посуда.
Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, - тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого - неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.
Декоративное искусство в детском саду.
Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых. Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрешками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребенком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни.
Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий. Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам.
Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные. Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.
Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей. Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить. Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.
Рассказ об одном из видов декоративно-прикладного искусства
«Золотая Хохлома»
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом называют Хохлома.
Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез.
И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы. А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
И чего здесь только нету:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.
Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина - русский шаровидный сосуд ХVI-XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братниных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова - деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш - широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе (показ изделий сопровождается чтение стихов).
Вот Ладья: цветущий хвост - корма,
Нос - петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские -
Самый лучший сувенир.
С позолотой - не простые
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывет,
Выше бережка головушку несет.
Черным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос.
В нем алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Братина солнечна весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
- Откуда пришло название «хохломская роспись»?
- Из какого материала делали посуду в Хохломе?
- Какие цвета и оттенки используют художники?
- Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
- О чем напоминает вам роспись?
- Если бы вы были мастерами, то, какое изделие изготовили бы и как его расписали?
- Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?
Литература
1. Голубева, Е.С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е.С. Голубева // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
2. Гомозова, С.А. Изобразительная деятельность и игра: Сборник комплексных занятий-игр. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2012. - 104 с.
3. Комарова, Т.С., Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2011. - 256 с.
4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 256 с.
5. Лебедева, Н. Рассказы о художниках // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3, 8.
6. Мацкевич, М. Войди в современный мир искусства. Программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4.
7. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 2011.
8. Народное искусство в воспитании детей / Комарова Т.С. и др. - М., 2007.
9. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство детям. Пособие для воспитателя старших групп детского сада. - М., 2012. -142 с.
10. Плотникова, Т.В. Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством / Т.В. Плотникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.
11. Федорченко, Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8-9.
12. Фокина, Л. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3.
31