«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






Консультация для воспитателей

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»













Подготовила

Инструктор

по физической культуре

Деревянко.О.А

















«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Хотя, признаться честно, в моей практике таких случаев я не припомню, за исключением моментов, когда  ребенок недомогал. Я никогда не принуждаю детей к выполнению того или иного движения, занятия свои не превращаю в скучное времяпрепровождения. Ведь дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия выстраиваю таким образом, чтобы постепенно вовлекать детей во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы малыши закрепили изученные движения. Пробудить интерес к занятиям помогает также демонстрация их умений перед сверстниками. Так постепенно я развиваю у ребят уверенность в своих силах и стремление «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Я считаю, что физкультурное занятие – наиболее эффективная школа обучения движениям. Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования. Детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Словом, в обучении движениям я выделяю специфическую направленность: научить детей не подражать, а сотворять. Главное в этом направлении – активно поддерживать в детях стремление к творчеству, как при выполнении отдельных двигательных заданий на первом этапе обучения, так и в направленных физкультурных занятиях.
В самом деле, прыгать, к примеру, по очереди через разложенный на полу «ручеек», предварительно сгибая ноги в коленях и стараясь не наступить на линию, довольно скучное и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Я делаю по - другому. Раскладываю много «ручейков»: широких и узких, коротких и подлиннее, да еще приговариваю, что текут они в разные стороны. Дети прыгают, кто через какой хочет, меняются местами, ведь каждому хочется попробовать перепрыгнуть и через тот, и через другой. В такой ситуации я предоставляю детям возможность выбирать, и это самое начало их творческих, еще не осознаваемых поисков. Такой подход поддерживает интерес к процессу обучения, стремление многократно повторять движение. Моя задача на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делаю предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе ребят. Это помогает им поверить в свои силы и возможности. Например: «Посмотрите, какой Денис молодец, выбрал самый широкий ручеек, видите, как сильно размахнулся руками, чтобы дальше прыгнуть!»
Внимание к технике выполнения на начальном этапе обучения я считаю не столь важным. Главное – вызвать в детях желание действовать. Приведу еще пример. Традиционный прием – все должны идти друг за другом в гости к Зайчику по одному мостику. Это неудобно: образуется очередь, детям приходится ждать, снижается плотность занятия. Тяжелое испытание для малышей, должна вам сказать. Поэтому разнообразных мостиков должно быть несколько: доска, лежащая на полу; приподнятые бруски; куски фанеры в виде прямоугольников, кругов, квадратов. И вовсе не обязательно раскладывать все это в ряд, оборудование должно быть расположено по периметру зала. Склонный подражать малыш захочет пройти по всем мостикам. В дальнейшем я предлагаю детям идти по мостикам так, как это делает «хозяин домика». Если идем в гости к Петушку – высоко поднимать колени, к медвежонку – на четвереньках, к мышке – на носочках. Вариаций множество, стоит только подключить фантазию. Зачастую дети сами предлагают интересные варианты. В этом случае просто и естественно решается проблема двигательной активности – дети движутся все одновременно, в удобном для каждого ритме и темпе. И что особенно радует, все действия они выполняют с большим удовольствием, без принуждения.
Всем, кто занимается с маленькими детьми физкультурой, известно, что довольно сложно научить их построениям и перестроениям. Справиться  с этой задачей мне опять же помогает творческий подход. Поделюсь опытом, как подвести детей к построению в колонну посредством игровых заданий с куклами. Куклы сидят в домиках - плоских обручах, лежащих в ряд (по числу детей). Предлагаю детям научить своих кукол заниматься физкультурой.
- встаньте рядом с куклой, кто с какой хочет…
- погуляйте со своей куклой…
- отнесите куклу в свой домик…
- погуляйте теперь сами…
Затем предлагаю детям выполнить упражнения с куклами. Дальше на протяжении всего занятия ребята занимаются с куклами: катают ей мяч, водят вокруг хоровод, танцуют с куклами.
Возможности для развития двигательной инициативы, для проявления творческих начал многократно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает мне большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. Например, я даю такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- вы - грациозные кошки, лакающие из миски молоко;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Конечно, я при этом использую средства художественной выразительности – соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты. Самое главное – я должна быть уверена, что мой способ подачи двигательного задания вызовет у детей адекватную реакцию. К примеру, дети младшего и среднего дошкольного возраста прекрасно воспринимают упражнения в сюжетной форме. А ребятам постарше уже понятна смысловая сторона движения, они более самостоятельны, инициативны. Я всегда приветствую и стимулирую умения ребенка самостоятельно найти оригинальный способ решения поставленной двигательной задачи. Таким образом, основой импровизационных реакций детей является развитое воображение. Предопределяет его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем  которого является возможность выбора.
Далее я хочу продемонстрировать творческие возможности физкультурных занятий разных типов. Свои занятия я не обязательно начинаю привычными построениями и перестроениями. Вместо этого использую игры с элементами строя. Например, такие: «Найди себе пару», «Плетень», «Чье звено быстрее построится», «За самым высоким или самым низким» и другие. Очень нравятся детям игровые задания типа «Построй, как хочешь»: во время движения врассыпную я называю ребенка, который подает соответствующий сигнал, строя детей по своему желанию в любом месте физкультурного зала. Чувствовать ритм, менять способ движения помогает, конечно, и музыка. Детям нравится смена музыкального сопровождения, они чутко чувствуют характер музыки.
Во время общеразвивающих упражнений часто прибегаю к такому приему: только называю знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить. Еще ребятам нравится, когда я предлагаю им самим придумывать упражнения (однако, подсказываю, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают меня своей выдумкой, находчивостью. Мне очень нравится та непосредственность и искренность, с которой они включаются в задание-игру. Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах я предлагаю во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно, при этом выделяя, похваливая тех детей, у которых получается лучше. Стараюсь никого вниманием не обойти. Кстати, хочу заметить: если предусмотрено придумывание упражнений детьми, то целесообразней использовать построение врассыпную – так они лучше видят друг друга.
Основные движения: прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии – стержень любого типового физкультурного занятия. Осваивать их нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение), но и через игровые задания. Я заинтересовываю детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. Приведу примеры некоторых задач:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия мы подводим с детьми итог. Выясняем, как еще можно было выполнить задания другими способами. На следующем занятии испытываем новые методы. Конечно, я направляю детей в нужное русло.
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для ребят радостью. Мне кажется скучным просто объявлять в конце занятия название игры. Я стараюсь сделать начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли.
- для малышей предлагаю найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и мы выбираем игру;
- рассказываю короткий стишок про козленка, который потерялся. Ребята находят игрушку и козленок их догоняет;
- старшим детям предлагаю попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;
- спрашиваю, какие игры подсказывает погода за окном, предлагаю посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напоминаю, что нужно совершенствовать прыжки в длину и дети сами называют игры, где используется это движение.
Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
Обучение движениям во всех видах занятий должно строиться увлекательно. Уже саму постановку задачи в начале занятия стараюсь сделать своеобразным приглашением детей к размышлению, к содействию. Поэтому тематически обозначаю занятие, чтобы дети подготовились эмоционально. Иногда заблаговременно  напоминаю содержание произведения, которое будет служить основой сюжетного занятия, и тогда мы вместе с детьми заранее готовим маски для героев, расставляем атрибуты. Вместе с детьми в свое время были придуманы и доработаны мной такие подвижные игры: «Змейка», «Летите, голуби», «В свой огород», «Островки спасения», «Гусеница». С успехом использую эти и другие игры, придуманные вместе с ребятами.
Развивающий потенциал физических упражнений, подвижных игр огромен. В арсенале средств, формирующих личность они – самая благоприятная основа детской изобретательности и самая доступная форма сотворчества ребенка и взрослого.

Приложение. Разработки авторских игр.
Игра «Змейка»: воспитатель берет за один конец длинную прочную веревку (3-4 метра), желательно свитую из разноцветных жгутиков. Это и будет ядовитая змея. Делая волнообразные движения и быстро перемещаясь по площадке, имитирует извивающуюся и уползающую змею. Дети догоняют ее, стараясь наступить на «хвост змеи». Игра прекращается, когда все дети наступят на веревку. ( Во  избежание столкновений, в игре одновременно могут принимать участие не более 5-7 ребят). Если дети будут играть босиком, то наряду с такими физическими качествами, как равновесие, быстрота эта игра способствует и профилактике плоскостопия.
Игра «Летите, голуби»: для отработки броска вперед-вверх отлично помогают бумажные «голуби». Дети сами складывают себе по два «голубя» и соревнуются, метая их на дальность правой и левой рукой. Можно усложнить игру, поставив условие, что «голубь» должен перелететь через натянутую веревку или достигнуть определенной цели.
Игра «Островки спасения»: на полу по количеству игроков раскладываются маленькие коврики – это островки среди океана. Пока звучит музыка, дети, имитируя плавание, двигаются между островками. На сигнал: «Акула!» стараются занять место на островке. Постепенно островков становится все меньше, но выбывших игроков нет, так как дети помогают друг другу удержаться по несколько человек на одном островке. В конце концов остается всего один остров. Спасется всякий, кто хотя бы оной ногой наступил на край острова. Друзья помогают  устоять. Таким образом, в игре воспитывается взаимовыручка, умение сочувствовать.
Игра «В свой огород»: участвуют два игрока. Они располагаются на противоположных сторонах площадки за чертой лицом друг к другу. Между ними на одинаковом расстоянии параллельно лежат гимнастические палки по 5-6 штук со стороны каждого игрока. Одна палка, одиннадцатая, находится посередине, она должна отличаться по цвету от остальных. После сигнала игроки переносят за свою черту по одной палке. Тот, кому достанется средняя палка, становится победителем.