Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
Д/с №1 «Ромашка»(II)
МР Учалинский район РБ
______ Фазлуллина Ф.Ф.
«___»__________20___г.
Консультация для музыкальных руководителей:
«Музыкальное развитие детей».
[pic]
Музыкальный руководитель
Иргалина Л.М.
г. Учалы 2016 год.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Учалы не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Время показывает, что показать детям эту нить и укреплять ее необходимо как можно раньше за счет внедрения национально-регионального компонента в ДОУ.
Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к культуре народов разных национальностей. Дети должны знать, чем славится их народ.
Процесс вхождения личности в культуру не начинается с приобретения опыта общечеловеческой культуры, а начинается со встречи с собственной национальной культурой. Перед тем как научиться анализировать бесконечный ряд фактов в развитии общей культуры, человеку необходимо обрести определенный культурно-практический опыт, идентифицировать себя с определенной культурой, выработать отношение к ней и нахождения себя в ней. Это элементарная культурологическая грамотность лежит в основе общекультурного развития человека, а касаемо будущего педагога – в основе его культурологической компетенции.
Общекультурное развитие начинается с познания и вхождения в собственную национальную культуру. Обретение культурно-практического опыта начинается с момента развития самосознания личности в культуре, формирования самооценки. Первым сензитивным периодом для этого является дошкольный возраст. Следовательно, процесс общекультурного развития начинается с этого периода жизни и опираться на национальную культуру, которая окружает ребенка.
Базой формирования общей культуры являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и народу, земле, воспринимаемых в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Данные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Целенаправленная работа по воспитанию любви к Родине (как начал патриотизма и гражданственности) обязательно предполагает связь воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, ее историей, культурой и теми ближайшими и доступными объектами и образами, которые окружают и интересуют ребенка.
Дети, проживающие в Республике Башкортостан, обретают чувство привязанности к Отчизне в процессе активного знакомства с историей, культурой, современной социальной жизнью региона. При этом любовь ребенка к Родине начинается с отношения к конкретным людям, событиям, местам. Трудно переоценить в этой связи имеющийся исторический потенциал башкирского народа, воплощенный в реальных героических образах, памятниках культуры, географических местах. Они должны использоваться в целенаправленной работе с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по формированию чувств гражданственности и патриотизма. Одним из таких реальных исторических образов является образ Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа.
Жизненный путь и подвиг этого славного сына своего отечества является ярким примером патриотизма, образцом формирования национального самосознания и воплощением идеала мужественности башкир. Салават Юлаев один из первых башкир, превратившийся в символ свой нации. Его личностные особенности и дарования вызывают восторг, мысли и деяния удивляют оригинальностью и прозорливостью, жизнь является воплощением мужского идеала башкирского народа.
Народ чтит и любит своего героя. С его жизнью и подвигом знакомят подрастающее поколение, именем Салавата называют детей, предрекая им его характер. Однако само имя еще не несет потенций личности героя Салавата, а системное знакомство детей с героем начинается только со школьного возраста. В дошкольный возраст ознакомление с образом Салавата Юлаева как национальным героем башкирского народа носит выборочный характер.
В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского "folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают предствления детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.
Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.
Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства передачи чувств. Народная музыка привычна, общедоступна.
Музыкальные деятели утверждают, что язык песен интернационален.
Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов, можно почувствовать некоторое сходство, хотя язык этих песен разный. Музыка - более универсальное средство общения народов, отражает единство людей Земли, помогает сблизить народы.
Народные песни бывают: колыбельные, исторические, лирические, обрядовые, плясовые, частушки.
Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, в них много юмора и шуток.
Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник. Народный праздник, по определению Большой Советской Энциклопедии - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами
Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям ВОЗМОЖНОСТИ заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства, способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом детского творчества. В процессе овладения приемами народной росписи, вышивки у детей развивается рука, координация действий рук и глаза.
Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник. Народный праздник, по определению Большой Советской Энциклопедии - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
Еще одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
Игра – важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры, особенно народные, являются традиционным средством педагогики.
На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в воспитании дошкольников настоящее время. Молодые родители, молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные игры. Об этом пишет и М. Монтессори: «Игровая терапия позволяет ребенку выбирать из множества игрушек или подражательных игр то, что ему больше нравится. Обеспечить подобную широту выбора у себя дома семья, как правило, не в состоянии». Поэтому эту задачу решают детские дошкольные учреждения.
Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств. Об этом утверждает и И.Г.Галяутдинов: «В воспитании детей народные игры занимают особенное значение. Игры для них - способ познания мира, школа труда и источник всестороннего гармоничного развития».
ВЫВОД:
Культура народов, проживающих В Республике Татарстан, является действенным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Для решения задачи формирования личности средствами национальных культур необходимо повышать этнографическую грамотность воспитателей, детей и их родителей.
При отборе содержания произведений, объектов национальной культуры каждого народа необходимо руководствоваться принципом дифференцированного подхода.
Одно из условий формирования личности ребенка - его интерес к национальной культуре.