Методическая разработка на тему: инновационные подходы при обучении пению старших дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Инновационные подходы при обучении старших дошкольников пению на музыкальных занятиях в детском саду.


«Музыка начинается с пения»

(Курт Закс-немецкий музыковед)

Содержание:

1.Вступительная часть

2.Особенности детского голоса

3.Практическая часть: методы и приёмы, используемые в работе над пением

1. На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В.В. Путин)

2. Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Немаловажную роль в процессе обучения детей пению играют музыкально-дидактические игры и пособия.Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия, н.п. технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», фонопедические упражнения Емельянова, Огороднова, здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребёнок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом (м-м-м), слогами (та, ля, ду, на и т.п.), пение про себя, пение стоя, сидя, цепочкой, с несложными движениями.

Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

3. Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определённые устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. При работе по разучиванию песни происходит то же самое: этапы работы остаются прежними, а их эмоциональное наполнение, объём и содержание каждый раз разное.

Приведу алгоритм методов и приёмов, который поможет педагогам сориентироваться в своей профессиональной деятельности, выбрать новый, конкретный, наиболее подходящий вариант для себя, для детей при работе над песней.

1 этап: Вступительное слово (объяснение, разъяснение, беседа, музыкальный пример, проблемная задача, демонстрация различной печатной продукции, творческих работ детей, игрушек и т.п.)

2 этап: Слушание-знакомство (исполнение педагогом, исполнение хорошо поющими детьми, аудиозапись или видеозапись с данной песней, сравнение различных интерпретаций, прослеживание мелодии по партитуре)

3 этап: Обсуждение (беседа, разъяснение, пример, анализ ситуаций, проблемное задание, коллективно-трудовая работа, дискуссия, метод эвристических вопросов)

4 этап: Разучивание (метод предупреждения ошибок, метод сравнения, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод мысленного пения, метод анализа ситуаций, метод игрового проектирования, метод разучивания по слуху, метод свободного дирижирования, метод высотного моделирования, метод пластического интонирования, метод создания ассоциаций, метод театрализации, метод работы по партитуре, метод сольфеджирования, транспонирование песни или отдельной части в удобную тональность, пение вокализом песни или её части, выстраивание первого звука, настройка на тональность, нахождение наиболее сложных интонационных и текстовых частей, прохлопывание ритма по слуху или по графической записи, выстраивание по фермате созвучий и аккордов, произношение текста песни активным шёпотом, высоким или низким голосом, активная артикуляция текста при пении про себя

5 этап: Освоение (впевание) (целостное исполнение, сравнение различных интерпретаций разных исполнителей, сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя, звукозапись исполнения с последующим обсуждением, исполнение для экспертов, для жюри с последующим обсуждением, исполнение в концертном зале, на сцене

6 этап: Концертное исполнение (метод создания эмоционального настроя, состояния, метод театрализации, приёмы взаимодействия дирижёра и исполнителя, ансамбля или хора)

Из своего опыта могу сказать, как действенны следующие дидактические пособия, применяемые в вокально-хоровой работе:

«Музыкальные кубики» с разными картинками (дети передают кубик по кругу под музыку, на окончание мелодии называют картинку, вспоминают любимую песенку и поют ее сольно или всей группой, подгруппой);

«Пиктограммы» (дети одну и ту же песню исполняют в разных характерах в зависимости от показанной пиктограммы, н.п. грустная, веселая, страшная, решительная, злая и т.д.);

Игра «Угадай, кто поет?» (дети сначала договариваются, какая песня будет звучать, выбирается водящий, отворачивается спиной от всех детей и внимательно слушает, сколько детей поет и кто?);

«Песенки на лесенке»,

«Петушок и курочка»;

Карточки на слитное и отрывистое пение;

Домик «Теремок»;

Различные картинки (листочки, грибочки, кружочки и ритмические палочки для фланелеграфа ) (выкладывание фрагментов мелодий на нотном стане)

Любое пение должно начинаться с распевания и вокальных упражнений. Распевки разогревают голосовые связки, подготавливают их к работе, без распевания мы можем не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевания вдруг можем обнаружить, что где-то посредине песни или вокального упражнения может перехватить голос и нужно откашляться и т.д.

Распевка для певца – что разминка для спортсмена. При распевании можно с успехом использовать игру «Кузнечик» (поступенное звучание мелодии, палочка с прикрепленным на ее конце кузнечиком, пять одинаковых цветочков, здесь возможно несколько разных вариантов распевания, но с обязательным возвращением в тонику)

Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения:

«Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть!»

Одной из задач в разделе «Пение» является формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Закрепить правильное положение губ при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке или в восходящем и нисходящем порядке. В этом мне помогают карточки с напечатанными крупным шрифтом гласными звуками (показать) и стихотворение, которое так и называется «Гласные»:

Для пения гласные звуки важны-

И напевны, и нежны.

Летят, как птицы в синеву-а-э-и-о-у.

Крикливо и громко не надо их петь-

Горло может заболеть.

Ушки держи начеку-

А-э-и-о-у.

Упражнения на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках я позаимствовала из приемов работы логопедов. Прикрепляются ниточки с петелькой на конце к листочкам, цветочкам, снежинкам, грибочкам, сердечкам и т.п. Дети надевают петельку на палец и дуют на различные предметы (кто дольше?)

Для увеличения объема дыхания проговариваем предложения, различные по длительности (изготовлены карточки для воспитателей) Дети повторяют за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения дыхание брать нельзя. Н.п. упражнение «Едем в гости» (модель Картушиной М.Ю.)

Едем в гости

Едем в гости к бабушке

Мы едем в гости к бабушке

Мы все вместе едем в гости к бабушке

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке

Упражнение с офисным листом бумаги (подуть)

Произнесение на одном дыхании скороговорок

Сидит ёжик у ёлки,

Сосчитай его иголки! (начинают считать на одном дыхании)

Раз иголка, два иголка, три иголка…

Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки!

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…

На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге:

Вытри раз, вытри два, вытри три…(кто больше?)

Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домик с окошком, в котором висит занавеска, лодка с парусом из лёгкой ткани или свеча с «огнем» из красной капроновой ленты (со звуком «ду-у-у» или «ту-у-у») Упражнение «Свеча»

Различные графические изображения (длинные и короткие полоски)

«Тень, тень, потетень»,«Сорока», «Андрей-воробей», любая песня

Наклейки, вырезанные картинки, открытки и т.п. для поощрения детей за правильное пение

Дидактическое пособие «Тучка» (показ направления мелодии указкой)

Всем известное пособие «Бубенчики»

Пособие «Лесенка» (игрушки и раздаточный материал)

Наглядные пособия с движущимися деталями

Пособие « Птички на дереве»

«Птички на проводах»

Различные игрушки и подручные средства, например: щётка, мячик, кукла, кубик и т.п. Таким образом, можно придумать массу разных вариантов (дети под музыку передают друг другу предмет, аналогично игре с «Музыкальным кубиком», у кого предмет остановился, тот исполняет песенку или скороговорку)

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Моделирование на фланелеграфе сюжетов песен

Пособие «Ладошки и ножки»

Динамические карточки (педагог показывает карточки с полярными динамическими оттенками, а дети проговаривают или пропевают знакомые потешки, песенки, упражнения)

Озвучивание картин (известные репродукции или подобранные картинки, дети выполняют звукоподражания, любые напевы)

Раздаточный материал для пропевания гласных звуков «А-Э-И-О-У»

В последние годы применяю в практике методы и приёмы, используемые на Центральном телевидении (1 канал, «Россия», НТВ), такие передачи, как «Голос», «Битва хоров», «Из песни слов не выкинешь».

Как положительный результат моей профессиональной деятельности, можно считать ежегодное участие воспитанников в городских конкурсах эстрадной песни «Чудо-чадо», «Хрустальная нотка», а также 30-40% поступления наших воспитанников в студии дополнительного образования, в музыкальную школу. Я считаю, что владея набором различных методов и приёмов, комплектом дидактических игр и пособий, используя в практической деятельности информационно-коммуникационные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и, музыку в целом!





[link]


админ



Группа: Администраторы

Сообщений: 4000

Статус: Offline

Для внедрения данного метода я провела обследование вокального развития детей. 

С целью установить, насколько у детей развиты вокальные навыки: интонационный слух, тембр голоса, диапазон, дыхание, дикция, чувство ритма, ладовое чувство. В связи с этими задачами от каждого ребенка требовалось: 
Назвать любимые песни. 
Исполнить любую песню, по желанию ребенка. 
Прохлопать ритмический рисунок. 
Повторить за педагогом музыкальную фразу. 
Выполнить творческое задание. 

На основе данных обследования и в соответствии с задачами обучения детей пению был подобран каждой возрастной группе, определенный репертуар. Отобранные песни были расположены от более легких к трудным. 

Включая в репертуар трудные песни, мы руководствовались следующими соображениями: целенаправленная работа над чистотой интонирования; обучение детей пению путем координационно-тренировочного метода; исполнение педагогом песни во взрослой манере, приближенной к академической. Это должно было привести детей к возможности правильно петь в конце года занятий. Правомерность этого предположения показали результаты опытной работы. 

Внедряя координационно-тренировочный метод в процесс работы по постановке певческого голоса у детей старшего дошкольного возраста я предполагала, что у детей будут трудности при распевании в речевой позиции, поэтому я использовала свой образец показа (мимика, артикуляция). 

Упражнение 1. “Трель губ”. 

Движение мелодии от G1 до С1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона. 

Упражнение 2. “Рычалочка” 

Выражение лица – плаксивое (на снятие мышечного тонуса), движение мелодии от А1 до D1. 

Повторяется 5 раз с повышением на полтона. 

Упражнение 3. “А-У” 

Движение мелодии звук “А” на D1, звук “У” на А1 (тянуть), на звуке “У” от А1 до D1. 

Повторяется 5 раз с повышением на полтона. 

При выполнении этого упражнения нужно применять дирижерский жест (показ рукой низкого и высокого звука) требуя от детей его точного выполнения; добиваться звучания головного резонатора на звуке “У”. Это упражнение необходимо для расширения диапазона, развития головного резонатора и координации слуха и голоса. При разучивании песен с целью развития четкой артикуляции, слуха и ритмичности, я применяла такой прием как “пение шепотом”. 

При появлении у детей положительной динамики в чистоте интонирования данных упражнений, можно увеличить диапазон и кратность выполнения упражнения. При этом следует учитывать вокальные данные детей и не забывать об охране детского голоса. 

Зная о такой возрастной особенности детей как способность определять и воспроизводить звуки различной высоты и длительности, я использовала прием слухового самоконтроля (ребенок, прикрывая ладонью ухо, слышит и исправляет неточную интонацию). Поскольку у детей этого возраста певческое дыхание слабо развито, то я подбирала музыкальный материал – репертуар с равномерной длиной музыкальных фраз (дыхание на уровне инстинкта). 

Предлагая детям, неоднократное повторение знакомых упражнений и попевок я пыталась формировать у них навык чистого интонирования. 

Так как дети этого возраста поют в разных темпах (медленно, торопливо) я на протяжении всего занятия давала установку на выполнение правил хорового пения; показывала жестом головы и руки начало и окончание фраз, для того чтобы детям было легче петь в общем темпе. 

У детей этого возраста голосовой аппарат отличается от голосового аппарата младших дошкольников, т.к. он становится крепче, но все же, певческое звукообразование происходит за счет напряжения краев связок. У некоторых детей появляется крикливая интонация, поэтому здесь большое внимание уделяется охране голоса. 

Зная о том, что голоса детей в этом возрасте делятся на три природных этапа (высокий, средний, низкий), каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазоном, то необходимо учитывать соответствие голосового режима полу ребенка. Если у девочек развит головной резонатор, то у мальчиков (в основном, но есть исключения) грудной. Поэтому не следует (мальчикам) завышать голосовой режим грудного резонатора, т.к. это может принести вред их голосовым связкам. 

Приобщая ребенка к миру музыкальной культуры и формируя у детей осознанное бережное отношение к своему голосу, я использовала наглядный образ музыкального инструмента, его звучание, художественное слово; и прием сравнения строения музыкального инструмента со строением голосового аппарата. 

Эффективность применения этих приемов и координационно-тренировочного метода подтвердилась показателями качества пения детей в конце года. 

Проведенная мной опытная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, которые способствуют развитию вокального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

На основании проведенной работы можно сделать следующее заключение - дети старшего дошкольного возраста, воспитанные на приемах и упражнениях координационно-тренировочного метода развития голоса, поют сложные произведения, это не означает, что кто-то насилует их голоса и нервы. Это не более, чем подготовка технических и музыкальных возможностей


Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя

25.11.2012 08:06 О.И. Бучумова( муз. руководитель)



Инновационный педагогический опыт по теме

«Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»

Интересна и увлекательна жизнь детей в дошкольном учреждении. Здесь созданы оптимальные условия для развития личности.

Длинный и витиеватый путь проходят дети за все свое пребывание в ДОУ, прежде чем в них будут заложены нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строиться система целенаправленного процесса.

Музыкальное искусство – важнейшее средство воспитательного воздействия на человека. А что такое музыка? Музыка – это эмоции. Она вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль.

Эта тема актуальна всегда, т. к. музыкальное искусство расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.

Пение – это прежде всего музыка. Оно занимает важное место в музыкальном развитии дошкольников. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий.

Своеобразие педагогического опыта состоит в системе специально организованных  занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.

Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном  подходе к проведению музыкальных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку  и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление  ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также  личностного развития  посредством различных видов деятельности.

Целью моей музыкально-педагогической деятельности является научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить свои чувства в песне.

Задачи, которые я ставлю в своей работе, я представляю в виде нот:

1. «До» - эмоциональное развитие ребенка через песню.

2. «Ре» - расширение представления об окружающем мире.

3. «Ми» - развитие способности к самовыражению, самореализации.

4. «Фа» - широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду  дома.

5. «Соль» - организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.

6. «Ля» - осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями.

7. «Си» - расширение профессиональных знаний  внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

Учитывая все это, используя свои знания и опыт, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу старшую  подготовительные группы детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальным навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.

Каковы же пути реализации этих задач?

1. Во время обучения пению вначале нужно определить диапазон голоса каждого ребенка и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие  развития певческих способностей детей.

2. Развивая вокально-хоровые навыки, обязательно учитываются физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка несовершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей не сильный, хотя, порой, и звонкий.

К голосовым связкам детей нужно относиться бережно, не допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением. Поэтому провожу соответствующую работу с воспитателями и родителями: объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Большое внимание уделяю подготовке голосового аппарата. Голосовые связки требуют к себе бережного отношения. Охране детского голоса я уделяю в своей работе достаточное внимание: слежу за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением.

3. В простой доступной форме объясняю детям как нужно правильно дышать. На занятиях всегда провожу дыхательную гимнастику, чтение нараспев, ритмическое чтение. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с ними без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю две распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Ворон», «Лесенка»). Их исполнение дает возможность разогреть голос, развивает слух, а пение в «транспорте» способствует быстрой голосовой настройке. Не поощряю пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по радио, телевизору, аудио и видео записях. Пение таких песен наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.

Итак, считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. В процессе работы я пришла к выводу, что наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развивать до высокой степени.

Чтобы мой хор зазвучал, я пользуюсь следующими методическими приемами:

1. Пение вслух и про себя (по куплетам).

2. «Эхо» (тихо, громко).

3. «Цепочка» (поочередное пение).

4. Пение с закрытым ртом.

5. Пение нараспев слогов.

6. Поем первый слог («настройщик»).

7. «М…» с переходом на «а…».

8. Пение по сигналу (флажок, цветок).

9. Пение по «секрету» (шепотом).

10.Пение, транспонируя мелодию («Лесенка»).

11.Скороговорки.

12.Пение a-capella.

13.Сольное и ансамблевое пение.

Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни,  заполняя его досуг, оно помогает организовать трудовую деятельность и отдых.

Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к песне, умеют эмоционально исполнять ее, правильно передают мелодию, поют индивидуально, подгруппами и коллективно, изъявляют желание участвовать в концертах, используют песню в самостоятельной деятельности. Многие мои воспитанники учатся в музыкальных школах, успешно обучаются в музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова, и даже в консерватории.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов,  планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста. За годы работы мною накоплен определенный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.

В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.

 Хоровое пение в детском саду


Хоровое пение в детском саду

(группа детей возраста от 6 до 7 лет)

музыкальный руководитель Побединская С.А.

Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха.

      Действительно, музыкальный слух          - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

      По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей – фониаторов решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пению.

      «Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования, музыкального слуха и памяти» (В.В.Каменский)

      Таким образом, пение вообще и хоровое – в особенности, является важнейшей основой для развития «музыкально-слуховых представлений», которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей (Т.А.Бекман).

      Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

      Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков пения в хоре также привычку к длительному сосредоточению внимания.

      Не быть внимательным просто нельзя, не получается стройного пения, не будет хора. Дети это знают и стараются сосредоточиться.

      Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять характер различных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

      Песня благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

      В процессе обучения пению особенно активно развиваются музыкальные способности ребенка, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

      Следует отметить еще одну важную особенность хорового пения – его массовость и доступность.

      Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении всестороннего и гармонического развития ребенка.

      В работе с детьми старшего возраста большое внимание уделяют распеванию, т.е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса.

      Для этого используют как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни.

      Например в работе над дыханием напевностью, протяженностью звука помогут р.н.п. «Поет, поет соловушка», «У кота воркота», «Вальс» - Тимичеевой.

      В распевке 2-х звуков на один слог – «Дождик, лей на крылечко» - р.н.закличка; «Как под наши ворота» - р.н.п.

      Таким образом, при использовании таких упражнений создается эмоциональная, творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, певучесть, звонкость.

Методический прием, направленный на развитие певческих навыков

      а) Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным) я использую показ на своем примере, или на примере хорошо поющего ребенка.

      Прислушиваясь, остальные дети стараются делать также. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

      б) Напевность и звучания – помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом я упражняю детей в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь», «тинь-тень».

      в) Работа над певческим дыханием – связано со звукообразованием. Здесь необходимы упражнения и напоминания.

      г) Прием развития дикции (правильно, ясное произношение). Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни, с музыкальным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки.

      д) Перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях, исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка.

      Так же в своей работе использую такой прием, как пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно и кто не правильно. Этот прием хорош еще и тем, что активизирует всех детей, заставляя их не отвлекаясь следить за пением своего товарища, чтобы суметь вовремя и точно, интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей. Я обращаю внимание детей на то, что мелодия не должна прерываться, тянется как ниточка.

      Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие.

      Прежде всего, детей необходимо научить бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох.

      Для достижения этого полезны упражнения «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Игра со снежинками» (развивается речевое дыхание).

      В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и др. компоненты речи в комплексе.

      В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

      а) чтобы голос звучал свободно необходима тренировка мышц всего речевого аппарата.

      Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона – (Больной зуб)», «капризуля», «колокольчики», «колыбельная».

      б) сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор».

      в) Большое внимание уделяю работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи.

      Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях. Я предлагаю детям такие упражнения, как «летний день», «В зоопарке», «В лесу».

      Эти упражнения тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми.

      г) Для тренировки диапазона звучания предлагаю игру «Самолет», «Чудо лесенка»

      Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно понижаться, то повышаться.

      Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и мышка.

      Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки разучивать необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, постепенно убыстряя темп. Полезно проговаривать скороговорки четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии.

      Так же активизирует речевой аппарат произнесения скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые). В своей работе используют такие игры со скороговорками, как: «Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Змейка с воротцами», «Фраза по кругу», «Главное слово».

      Одна из сложных задач «петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него»

      На занятии учу детей петь без музыкального сопровождения. У детей формируется более устойчивый ладотональный слух. Характерным в этой работе является следующий прием: я играю музыкальное вступление, дети начинают петь без музыкального сопровождения, если они ошибаются, нечисто интонируют, я поддерживаю их голосом, а с концом песни играю последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность.

      Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

      Большое значение при обучении детей пению на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения

      Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

      На занятиях использую такие детские игры как «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте. «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и частоты интонации. «Ученый кузнечик» - для формирования ладотонального слуха; «Воробьи» - для сопоставления 3-х звуков.

      Также на своих занятиях предлагаю детям творческие задания. Такие задания развивают способность к импровизациям. Предлагаю занятия в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называют свои имя и различные переклички.

      Например: «Таня, где ты?» - «Я здесь».

                             «Как тебя зовут?» - «Марина»

                             «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте»

                             «Какое время года?» - «Зима»

                             «Какое у вас настроение?» - «Хорошее»

      Предлагаю детям самостоятельно сочинять мелодии к стихотворению. Это очень сложно для них. Сначала они теряются, у них плохо получается, но со временем они начинают сочинять свои мелодии, разные по звучанию.

      Огромное значение имеет пение без музыкального сопровождения (а, капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию.

      Так же надо привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению. Можно распределить детей на 2-е подгруппы: поющие исполняют запев и припев (более сложный).

      Развитие вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голоса, певческие импровизации способствуют становлению разносторонней певческой деятельности.

      Такие занятия приносят большое удовлетворение и ребятам и мне. Заметила, чем богаче и конкретнее знания и опыт у детей, тем интереснее проходят занятия, повышается детская активность, дети не скованны, проявляют свое творчество. Поэтому на будущее в своей работе наметила планировать и работать над этой темой.

      В работе над этой темой использовала книгу «Методика музыкального воспитания в детском саду» - автора Ветлугиной

Кн. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - автор Э.Г.Чурикова. В предлагаемой книге подобраны игры, упражнения, методические рекомендации по всем видам деятельности, авторские сценарии для детского театра

Кн. «Учите детей петь» - автор Т.М.Орлова и С.И.Бекина, в которой подобраны упражнения, полевки, песни для детей 6-7 лет с требованиями программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Журналы «Музыкальный руководитель» - №5, 2005 г. и №1, 2006 г.


Читать полностью »