Влияние произведений А.Л. Барто на нравственное воспитание дошкольника.
Оглавление
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира, - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.
Дошкольный возраст – возраст, наиболее зависимый от общения и социальных отношений, поэтому является сензитивным периодом именно для духовно-нравственного развития человека, которое осуществляется в процессе специального воспитания, для формирования эталонов и нравственных норм в системе ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. До трех лет использование нравственных эталонов происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу развития детского сознания.
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Эти слова выдающегося педагога подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.
Детство – пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.
Проблема формирования круга детского чтения возникла очень давно еще в античные времена. «Светлый Меандр о любви говорит в любой из комедии! - детям обычно его мы разрешаем читать», Овидий (Скорбные элегии). Эти строчки - доказательство заботы общества о развитии и совершенствовании детства. А слово «разрешаем» свидетельствует о тщательном отборе книг для детского чтения, о продуманной политике формирования общественной нравственности.
Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что - ложные. Ее задача - научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
И по этой причине хочу обратить внимание на произведения А.Л. Барто в которых раскрывается проблема нравственного воспитания и как средство формирования нравственных качеств.
Целью работы является– выявить влияние произведений А.Л. Барто на нравственное воспитание дошкольника.
Задачи курсовой работы:
1. Определение и сущность понятия нравственного воспитания.
2. Особенности восприятия литературных произведений детьми разного возраста.
3. Изучить многообразие произведений А.Л. Барто.
4. Привести произведения А.Л. Барто, включенные в программу воспитания, их педагогическая ценность.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка на современном этапе
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания маленьких детей освещались еще в философских сочинениях античных авторов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана), где были заложены основы гуманитарной и социоцентристской парадигм духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Основы же традиционалистской парадигмы, выстроенной на принципах христианской антропологии и педагогики, были сформулированы в наследии богословов IV–V вв.: свят. Иоанна Златоуста, блаж. Августина, блаж. Иеронима Стридонского.
Традиционалистская модель духовно-нравственного воспитания детей с дошкольного возраста получила дальнейшее развитие в европейской науке, когда в XVII в. появились первые теоретические труды, посвященные вопросам первоначального воспитания. Целостная концепция духовно-нравственного воспитания ребенка в период дошкольного детства была разработана основателем научной дошкольной педагогики Я. А. Коменским в работе «Материнская школа» (1633). «Материнской школой» он называет первую ступень образования, показывая, что сам статус материнства возлагает на всякую женщину обязанности первой воспитательницы и учительницы своих детей. Материнские школы Коменский считал самым массовым ресурсом системы образования и подчеркивал, что первостепенная забота родителей в такой школе — воспитание духа как главной части человеческого существа.
Преемниками Я. А. Коменского в развитии традиционалистской парадигмы теории и методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста стали И. Г. Песталоцци и Ф. Фребель. Описанию закономерностей становления духовной жизни ребенка посвящены вдохновенные строки обобщающего труда И. Г. Песталоцци «Лебединая песня» (1826). Главным средством нравственного и духовного воспитания маленького ребенка этот педагог называет силу и преданность материнской любви, которая призвана «постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни», а затем возвысить дитя к «чистым чувствам истинной христианской веры и истинной христианской любви… с самой колыбели строя на человеческой основе нравственную и религиозную жизнь ребенка».
В 1826 г. выходит в свет работа классика немецкой педагогики Ф. Фребеля «Воспитание человека», в которой автор с позиций христианской антропологии обосновывает цель воспитания как раскрытие божественного начала в человеке, «передачу вовне» внутренней, «верной призванию, чистой, цельной и потому святой жизни».
В 1840-х гг. Ф. Фребель впервые в истории педагогики обосновывает идею детского сада — дошкольного образовательного учреждения, призванного не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но и упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к служению Богу и ближним.
Христианские идеи европейских педагогов ― основателей теории семейного и общественного дошкольного воспитания ― были восприняты и в России.
Выстроенные в логике традиционалистской парадигмы труды Коменского, Песталоцци, Фребеля оказались созвучны мыслям о воспитании нравственности и благочестия с младенчества, изложенным в произведениях древнерусской литературы, обобщающих педагогических сборниках Московской Руси, в трудах Петровской и Екатерининской эпох. Целенаправленная научно-методическая разработка вопросов духовно-нравственного воспитания маленьких детей осуществлялась в России в XIX в. по мере развития отечественной педагогической науки в трудах В. Ф. Одоевского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского.
Массовая практика общественного дошкольного воспитания, вопреки бытующим в историко-педагогической науке представлениям, в России начинает развиваться раньше, чем в Европе.
Известный писатель и философ князь В. Ф. Одоевский, внесший особый вклад в разработку теории и методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В работах В. Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей», «Разговоры с детьми» (глава из «Руководства для гувернанток») представлены программа и методика религиозно-нравственного воспитания маленьких детей.
Методические рекомендации В. Ф. Одоевского и сегодня не утратили актуальности.
Особое звучание проблема духовного и нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни приобретает в русской педагогике в середине XIX в. Инициатором широкого общественного обсуждения этих вопросов становится Н. И. Пирогов, отстаивающий идею о приоритетности воспитания нравственных качеств по отношению к освоению основ наук. Анализируя воспоминания о собственном дошкольном детстве, наблюдая за маленькими детьми и вдумываясь в закономерности духовного становления человека, Н. И. Пирогов подчеркивает важность формирования осознанного отношения ребенка к проявлениям нравственной, духовной жизни и значимость опоры воспитателей на добрые склонности, стремления и навыки, «присущие детской натуре».
Комплекс идей Н. И. Пирогова о духовном и нравственном воспитании ребенка в течение всего периода взросления органично дополняется положениями педагогической концепции К. Д. Ушинского. Творчество К. Д. Ушинского пронизано обоснованием тезиса о том, что духовное развитие и воспитание отдельного человека и целого народа совершается «несколькими великими воспитателями»: родной природой, традиционной укладной жизнью, национальной наукой и отеческой религией.
К дошкольному воспитанию вполне применимы общие выводы К. Д. Ушинского об основах нравственного элемента в русском народном воспитании. Этими основами являются православная вера и укорененные в ней традиции, правила и ритмы народной жизни. Именно в традиционности воспитания К. Д. Ушинский видит первопричину таких черт русского характера, как гражданственность и бескорыстная человечность.
Педагогическое оживление в России второй половины XIX в. содействует дальнейшей разработке теории и методики духовно-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Научное обоснование получают прикладные вопросы охраны нервной системы, воспитания положительных привычек, развития наблюдательности и познавательных способностей ребенка в период от первого проявления сознания до школьного возраста. Однако контекст описания закономерностей нравственного развития и воспитания дошкольников меняется: в основу полагаются знания по возрастной физиологии, неврологии, социальной педагогике. Ведущие теоретики дошкольного воспитания того времени (Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, П. Ф. Каптерев, А. С. Симонович) активно развивают социоцентристскую парадигму духовно-нравственного воспитания.
Нравственный идеал рубежа XIX–XX вв. приобретает все более социальный характер, утрачивает религиозные черты. В брошюрах и статьях по дошкольному воспитанию раскрываются различные аспекты нравственного воспитания детей: развитие аккуратности и трудолюбия; охрана внутреннего мира ребенка от житейских потрясений; пробуждение интереса и любви к ближним; воспитание воли и характера; подавление агрессии, властолюбия и жадности; роль поощрений и наказаний в воспитании и т. п. Вопросы же формирования основ религиозного мировоззрения, воспитания веры и благочестия, находившиеся в центре внимания исследователей-традиционалистов, поднимаются только в историкопедагогическом контексте, исключаясь из сферы практического нравственного воспитания.
В работах С. А. Рачинского и Н. И. Ильминского — организаторов церковношкольного дела в России 1880–1890-х гг. — вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников затрагиваются косвенно в контексте преемственности с начальным образованием.
Большой вклад в развитие социоцентристской парадигмы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в начале ХХ в. вносит С. Т. Шацкий. В педагогике Шацкого речь идет не о преемственности социокультурных традиций, а о социальном переустройстве воспитания.
Так педагогическая теория в наступавшем ХХ в. выстраивала новые механизмы развития и формирования внутреннего мира ребенка
В работах В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, С. С. Куломзиной описан обширный арсенал педагогических средств духовно-нравственного воспитания (природно-экологических, художественных, социокультурных, религиозных). Убедительно доказывается, что важной составляющей духовно-нравственного воспитания является формирование национального самосознания, приобщение ребенка с раннего детства к национальному духовному опыту, в связи с чем семья и дошкольное образовательное учреждение призваны быть субъектами национального воспитания. Разработанная педагогами русского зарубежья методика духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, основана на наполнении детской жизни переживаемыми совместно со взрослыми глубокими духовными впечатлениями от знакомства с окружающим миром и благочестивыми людьми.
Длительное время эти книги были недоступны для российского читателя. Их публикация в России уже в наше время, в начале 1990-х гг., вдохновила многих педагогов-дошкольников на творческие поиски в сфере приобщения детей к традициям православной культуры.
Историко-ретроспективный анализ духовно-нравственного воспитания дошкольников в советский период позволяет нам сделать вывод о том, что в связи с исключением религиозной составляющей оно утрачивает надобыденный характер, но тем не менее не ограничивается только развитием в детях навыков практического бытового поведения. Живым, вдохновенным содержанием наполняет нравственное воспитание дошкольников советского времени героикопатриотический контекст эпохи, а также искренняя любовь к детям разработчиков теории советской дошкольной педагогики, знание и понимание ими своеобразия мировосприятия маленького ребенка.
В программных документах для детских садов послевоенного времени четко обозначаются задачи и содержание воспитания у детей любви к Родине, советским людям, уважения к ним и их труду, формирования начал интернационализма, коллективизма, дисциплинированности, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.
С 1950-х гг. в отечественной дошкольной педагогике нравственное воспитание становится одним из основных направлений теоретических исследований, в осуществлении которых участвуют В. П. Залогина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина. В своих трудах они убедительно доказывают, что становление высокого уровня нравственного развития детей достигается сочетанием в педагогическом процессе детского сада таких средств воспитания как игра, обучение, труд, художественная литература.
Экспериментальные данные исследований свидетельствуют о формировании у детей в результате целенаправленной работы по нравственному воспитанию заинтересованного и заботливого отношения к взрослым и сверстникам, развитии сочувствия, трудолюбия, внимания к «нравственным явлениям действительности», готовности прийти на помощь, потребности в активной совместной деятельности. Также приводятся убедительные данные о развитии волевого поведения и инициативности у детей застенчивых, робких, рассеянных, недисциплинированных.
Психологической основой исследований в сфере нравственного воспитания дошкольников стала теория развития личности ребенка, разработанная в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной. В качестве ведущего показателя психического развития ребенка отечественные психологи выделили нравственную направленность личности, формирующуюся при благоприятных педагогических условиях к концу дошкольного детства.
При исследовании воспитания гуманных чувств и отношений в 1970–1980-е гг. отдельно рассматривается развитие у дошкольников сопереживания, сочувствия, отзывчивости (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова), изучается воспитание гуманных чувств средствами художественной литературы (Л. П. Стрелкова), изобразительного искусства (Л. В. Компанцева), игры (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, В. Я. Воронова), труда (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре). Особое внимание уделяется разработке вопросов патриотического (Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова) и интернационального воспитания дошкольников (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова). На основе теоретических исследований составляются хрестоматии литературных произведений для детских садов, методические пособия для воспитателей.
В конце 1980-х — самом начале 1990-х гг. в поле зрения исследователей остаются конкретные вопросы формирования нравственных проявлений дошкольников по отношению к взрослым — уважение к человеку-труженику (А. Ш. Шахманова), восприятие взрослого как образца для подражания (С. А. Козлова); по формированию во взаимоотношениях между детьми в группе детского сада доброжелательности (Т. И. Ерофеева), милосердия (И. А. Княжева), способности к сорадости и сопереживанию (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева). Продолжается изучение воспитательного потенциала разных видов детской деятельности (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Т. А. Репина), познавательной и эмоциональной активности детей на занятиях (Н. Н. Поддьяков, С. А. Козлова), предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения (О. В. Артамонова).
Важным событием в развитии отечественной дошкольной педагогики конца ХХ в. становится разработка в 1989 г. специалистами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» Концепции дошкольного воспитания. Концепция определяет, что к концу дошкольного возраста у ребенка могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Положения «Концепции дошкольного воспитания» о гуманизации педагогического процесса детского сада были положены в основу выполненных в 1990–2000-е гг. исследований В. Т. Кудрявцева, В. Р. Лисиной, И. В. Тельнюк, Е. В. Шишловой и др. В логике заданных Концепцией ориентиров начинается научно-методическое осмысление процесса создания единого воспитательного пространства детского сада и семьи (Т. А. Данилина, Н. В. Корниенко, Л. Р. Миронова, З. И. Теплова). Такое взаимодействие рассматривается как условие освоения педагогами, детьми и родителями контекста культуры (С. Б. Рыжих), профилактики социальной дезадаптации дошкольников (О. В. Огороднова), становления открытого детско-взрослого сообщества (Е. А. Александрова, Г. С. Маломоркина, А. Ф. Яфельян). Но с утратой государственной идеологии и сменой социально-политической ситуации в стране перестает существовать единая концепция нравственного воспитания детей дошкольного возраста. «Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции», — констатируют авторы пособия «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников» в 2002 г.
Среди наиболее ярких исследований, выполненных в русле данного направления развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в 2000-е гг., можно назвать работы О. С. Бороздиной, Л. П. Гладких, Л. В. Суровой. Л. П. Гладких, в частности, подчеркивает, что с пониманием процесса духовно-нравственного воспитания как содействия целостному развитию личности ребенка-дошкольника связано решение двух типов образовательных задач: обучающие задачи направлены на формирование навыков познавательной деятельности, освоение представлений, обобщенных категорий, формирование умений и навыков дошкольника; воспитывающие задачи связаны с развитием нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственное отношение ребенка к событиям и фактам действительности, а также формирование мотивации, потребностей и навыков нравственного поведения.
Приведенные в обзоре характеристики исследований последних лет подтверждают о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызывать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.
Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев, изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге.
В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей специфики они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.
Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность речи. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К. Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом.
Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различны явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к образности мира.
Детям, учитывая их возрастные особенности, предлагаются загадки разной тематики. Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события. Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.
Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране,
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-ворюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда - рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.
1.2. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Восприятие - это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
1.3 Тематическое и жанровое многообразие творчества А.Л. Барто
Барто Агния Львовна [pic]
(1906-1981)
Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии.
В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта.
Беседа с Владимиром Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто.
Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот" (1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939). Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930).
После выхода в свет знаменитого цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936) - "Зайку бросила хозяйка", "Идет бычок, качается", "Наша Таня громко плачет", а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов "Подкидыш" (1940, совместно с актрисой Риной Зеленой), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение "Веревочка" было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма "Слон и веревочка" (1945).
Барто, чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд. За сборник "Стихи детям" (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).
В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: "Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность".
И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: Да-да, конечно, помню с детства:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он - хороший.
Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Каждая игрушка приобретает собственный характер:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Или
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Веселые и интересные стихи Агнии Барто, ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в своих детских стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе.
В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто "Я расту". Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.
А я не знал, что я расту.
Всё время, каждый час.
Я сел на стул
Но я расту,
Расту, шагая в класс
Проблема взаимоотношений старших и младших одна из главных проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений, в которых внимание заострено на дружбе между старшим и младшим поколением.
Лампа горит.
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
Должен он завтра
Экзамен сдавать!
Петя ему очинил
Карандаш.
Петя сказал:
Обязательно сдашь!
Учатся взрослые
После работы.
С книжкой идут
На экзамен пилоты.
С толстым портфелем
Приходит певица,
Даже учитель
Не кончил учиться!
У вашего папы
Какие отметки? -
Интересуется
Дочка соседки
И признается,
Вздыхая,
Мальчишкам:
У нашего тройка:
Волнуется слишком!
Стихотворения поэтессы способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
Там жук живой!
Раскроем раму!
Иногда (и чаще всего) это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки, отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь эта нигде не декларируется прямо, она остается "за стихом" и придает ему только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает.
Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят "своя".
Например, вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой семье, рассказывает она в сказке "Медвежонок-невежа":
Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости - Хозяйку укусил.
А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.
Эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек, и юмор их. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. Автор позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев.
Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. И в этом большое воспитательное значение стихов Агнии Барто.
Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.
Дошкольники любят и хотят быть похожими на Вовку, из цикла стихов "Вовка - добрая душа". Он добрый - помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Эти стихи помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у дошкольников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать.
Воспитатели отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в группе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.
Вот стихотворение "Как Вовка бабушек выручил":
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске, голенький,
Вопит как заводной.
Ладушки, ладушки… -
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
Вовка - добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
Ладушки, ладушки! -
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки.
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
Ладушки, ладушки!
Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят, ему: - Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение.
Прошло уже больше ста лет со дня рождения всеми любимой поэтессы Агнии Львовны Барто, а стихи ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Она очень любила детей, постоянно с ними общалась, узнавала их характер, и свои наблюдения выражала в виде стихотворений.
Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.
Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" - речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях
1.4. Произведения А.Л. Барто, включенные в программу воспитания, по которой работает ДОУ, их педагогическая ценность
Наше ДОУ работает по программе «От рождения до школы». В программу включены следующие произведения А.Л. Барто:
Примерный список литературы для чтения детям:
•от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста) - с помощью любимых игрушек инсценировать стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»), «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) - «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»; для заучивания наизусть - «Мишка», «Кораблик»;
• средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уехали», «Я знаю, что надо придумать», для заучивания наизусть - «Я знаю, что надо придумать»;
• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка».
Как видно из списка литературы поэзия А. Л. Барто сопровождает дошкольника весь период его пребывания в ДОУ, да и не только.
Помимо рекомендуемого списка литературы А. Л. Барто так же используются и другие формы работ педагогов по ее произведениям.
Методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте:
Выразительное чтение вслух внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А.Барто. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к вниманию.
Литературные викторины. Их организацию нужно досконально продумать, лучше разбить детей на команды и провести как соревнование. Особое значение придается предварительному этапу, который включает чтение книг, беседы по содержанию, творческую работу, организацию книжной выставки.
Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Старшие дошкольники могут показывать спектакль для младших детей.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.
Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Общественная позиция Барто определилась с первых ее шагов в литературе: современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно.
Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов.
Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получает тысячами.
Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь. Именно потому стихи Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений, что занимало их ум, будило их чувство. Стихи Барто - это страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно выросли с тех пор, как она начала писать для детей.
Список литературы:
Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.
Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебное пособие для средних педаг.учеб.заведений. – М., 1997.
Панкратова Л. Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка //Дошкольное воспитание. – 1987. - № 4.
Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М., 1990.
Соловьев Б. Агния Барто. – М., 1971.
Токмакова И. Детская литература – первооснова воспитания //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 6.
Фролова А. Использование детской литературы при формировании сюжетно-ролевых игр //Дошкольное воспитание. – 1983. - № 1.
Л. Панкратова. Роль книги в нравственно- эстетическом воспитании ребенка //Дошкольное воспитание.
Н. Апполонова. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошкольное воспитание
Л. Романенко. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание
Л. Венгер. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание Л. Павлова. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание
Л. Загик. Воспитывать нравственного человека // Дошкольное воспитание
В. Андросова. Чтение произведений художественной литературы // Дошкольное воспитание
Секреты воспитания вежливого ребенка
Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведёте себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребёнка.
- Предъявляете к детям единые требования, разногласия выясняете между собой в отсутствии ребёнка.
- Предъявляя к ребёнку какие – то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе ещё рано».
- Не забываете говорить ребёнку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
- Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю. [pic]
Рекомендуем вам прочесть стихотворение А. Л. Барто
Конспект ООД средней группе «Повторение стихотворений А. Л. Барто
Заучивание стихотворения «Я знаю, что надо придумать»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Цели: вспомнить с детьми стихотворения А. Л. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия четко проговаривая слова, познакомить детей с новым стихотворением А. Л. Барто.
Планируемые результаты: проявлять интерес к участию в совместных развивающих играх, с интересом слушать стихи, проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением А. Л. Барто «Я знаю, что надо придумать», ребёнок может выучить стихотворение, изобразить травку.
Материалы и оборудование: стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки», «Я знаю, что надо придумать», иллюстрации к стихам, коробка с игрушками (мишка, бычок, зайка, лошадка, зелёная гуашь, листы белой бумаги с сугробами, кисти, баночки с водой.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в детский сад сегодня пришла посылка из магазина игрушек. (Показываю коробку.) К этой посылке прилагается письмо. Давайте его прочитаем:
Дорогие ребята, к вам в группу высылаем игрушки. Эти игрушки не простые, они из стихов, которые вы хорошо знаете. Чтобы отгадать какие игрушки в посылке, надо выполнить задания.
Вам интересно, что там за игрушки? (Ответы детей). Хорошо. Давайте выполним эти задания и узнаем, что в этой посылке.
2. Игры.
1задание: Вам нужно вставить пропущенное слово.
Уронили … на пол,
Оторвали … лапу
(Ответы детей). Да конечно это мишка, вы молодцы. А кто может рассказать это стихотворение? (Ответ ребёнка). Умница. Давайте заглянем в коробку и узнаем есть ли там такая игрушка. Да есть (воспитатель достаёт мишку). Молодцы!
Слушаем дальше.
Я люблю свою …,
Причешу ей шёрстку гладко…
Какое слово пропущено? (Ответы). Да, вы молодцы. Это лошадка, посмотрим есть ли она в посылке? Да и она тоже есть в коробке. (Воспитатель достаёт лошадку). Кто вспомнит всё стихотворение? (Ответ ребёнка). Отлично.
Продолжаем.
Идёт … качается,
Вздыхает на ходу….
(Ответы детей)
Молодцы. Конечно же, это бычок, и он тоже есть в коробке. (Воспитатель достаёт бычка). Отлично мы справились с первым заданием.
2 задание: Вам нужно продолжить строчку.
Под дождём остался …. (зайка)
Молодцы (воспитатель достаёт зайку). Кто помнит это стихотворение? Хорошо.
Головой кивает (слон)
Умнички, правильно слон. Кто помнит это стихотворение? Замечательно.
У меня живет …(козлёнок).
Молодцы!
Кот кататься не привык,
Опрокинул…. (грузовик)
Отлично, и с этим заданием вы справились.
3 задание: Стихи вы знаете хорошо, а теперь проверим какие вы внимательные. Посмотрите, какие игрушки у меня на столе? (мишка, лошадка, бычок, зайка, слон, теперь закройте глазки (воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазки, посмотрите, кого не хватает? (Дети говорят кого не хватает). Молодцы вы справились.
3. Образно-игровые упражнения под музыку.
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте под музыку покажем, как качается бычок, как скачет лошадка, идёт медведь, летят воробьишки, как уснул бычок. Молодцы.
4. Заучивание стихотворения «Я знаю, что надо придумать»
Воспитатель. Мы с вами вспомнили стихи детской писательницы Агнии Львовны Барто. Эти стихи всем хорошо известны. Сегодня мы с вами разучим другое стихотворение, которое называется «Я знаю, что придумать». Но сначала послушайте его. (Дети слушают). О чём это стихотворение? (ответы детей). Хорошо. А теперь давайте разучим его. Молодцы. Кто попробует самостоятельно рассказать это стихотворение? (Воспитатель спрашивает 2-3 детей). Хорошо, молодцы. На следующем занятии мы с вами доучим это стихотворение и попробуем нарисовать к нему рисунок.
5. Изобразительная деятельность.
Воспитатель: А теперь ребята, посмотрите, что вы видите на столах? (Ответы детей). Что нарисовано на листе? На что похоже? (Ответы детей). Правильно сугробы. Сейчас мы с вами из зимы будем делать лето. Представьте, что вы смотрите через зелёное стёклышко. Что вы увидите вместо сугробов? (Ответы детей). Хорошо. Давайте теперь нарисуем зелёные холмы.
6. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось больше всего?
Вы все сегодня молодцы. Занятие окончено