Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой
во 2- младшей, средней группе ДОУ.
Содержание образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Сюжетно ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбрать темы и намечать замысел игры обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровые действия.
Воспитатель обсуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учить их описывать сюжетные события, очерчивать круг (называть) действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие. Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятие роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с медицинской помощи и т. п.) а так же сюжетных игрушек и различного полуфункционального материала (модулей, шишек, кубиков, колесиков и других деталей) одновременно использование в игре предметов заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
По мнению исследователей, в данной группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полуфункциональные атрибуты (например белый халат может послужить для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н.Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей ( с игрушками-партнерами, с партнерами сверстниками, с партнером- воспитателем).
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль. То есть становится играющим партнером. Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа¸ какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль¸ и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и т.п.) Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее. Помогая ребенку слово, советом. Педагог может выправить ситуацию «пробуксовывания» (торможения) сюжета (например, один из шоферов становится ребенком», увлекшимся ремонтом машины, советует быстро поставить запасное колесо. Так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры – они забыли ключи и т.п.) что вводит игру на новый виток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы и дети) или сменить одни роли на другие (например, один из шоферов становится ребенком, ждущим папу).
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношение родителей и их детей. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношение родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения. В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог заботится о высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющееся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной роли. Так если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.) Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботится о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусники, выдает таблетки). Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог вводя в игру новые роли, помогает расширять представление детей об игровом образе, о разнообразие ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков , могут менять свои роли на другие, например на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Игры в детский сад, появившиеся как эпизодические в рамках игр в семью во 2-й младшей группе, теперь становятся традиционными, в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель играет с детьми в игры, водит на прогулки, устраивает праздники, учит рисовать). Организуя подобные игры, педагог обращает внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; дети ухаживают за комнатными растениями; воспитатель учит рисовать цветок).
В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказ о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций в том числе и презентации и фильмы созданные педагогом.
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволяет охватить целиком используемую в игре тему. В такого ррода работезадействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как не в какой другой работе видно взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействеие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка..
Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес мадышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
Тематические беседы призваны пряснять представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных»; «Как лучше начать игру?»
Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: и применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные , на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказ о событии( «как девочка потерялась на улице», «Как я была в магазине для цветов» и т.п.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывает веру в подлинность события.
Дидактические игры помогут детям научится игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качества товара) а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.
Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли.
Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональное переживания, вызовут желание подражать действиям изображённых персонажей.
Вывод: Педагог должен творчески подходить к руководству игрой, вносить изменения в сюжет исходя из реальных ситуаций.