«Музыка- это дух, душа, значит,
наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
с природой, частью которой являемся и мы,
люди, и создаваемая нами музыка».
(С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
профессор, президент Международной
академии интегративной медицины).
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),
а также меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Сегодня в дошкольных учреждениях над данной проблемой работают психологи, педагоги и другие специалисты. Многие ищут инновационные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь я, как музыкальный руководитель детей раннего возраста, решила не остаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В свою очередь, изучив различную литературу, опыт работы специалистов, педагогов, Тоцкая Оксана Викторовна решила создать адаптивную программу по влиянию музыки на психоэмоциональное состояние детей раннего возраста, которую назвала АДАЖИО.
Методологической основой моей работы послужили теоретические разработки по музыкотерапии таких учёных, как В. И. Петрушина, А.И.Попова, К. Рюгера и др. Но, в большинстве, в своём исследовании, я опираюсь на уникальную программу С.В.Шушарджана доктора медицинских наук, профессора, президента Международной академии интегративной медицины.
Программа «Адажио» предназначена для детей от 1, 6 до 3 лет.
Она органично вписывается в раздел работы музыкального руководителя и всего педагогического процесса.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
Активной (вокалотерапия , инструментальная музыкотерапия);
Интегративной (музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия).
На некоторых детей музыка влияет более остро, чем слово.
Восприятия музыки не требует подготовки и доступна детям с самого раннего возраста.
Цель программы: создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ через поэтапное прослушивание классических и инструментальных произведений.
Задачи:
сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период,
способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средством музыкотерапии;
интегрировать музыкальное воздействие с другими видами деятельности.
Ожидаемый результат: благотворное влияние музыки на общее эмоциональное состояние детей раннего возраста (снятие тревожности, страхов, прохождение адаптации в легкой форме).
Условия реализации программы:
создание благоприятных условий для прослушивания музыкальных произведений;
формирование программно-методического обеспечения;
интеграция с другими образовательными областями.
Основные принципы программы:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - вопитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата не зависимо от возраста и уровня развития детей.
Разделы программы включают в себя слушание классических и инструментальных музыкальных произведений в:
адаптационный период;
утреннюю гимнастику;
сон. час;
совместную деятельность музыкального руководителя с детьми;
самостоятельную деятельность.
Программа предполагает различные формы организации детей раннего возраста:
- в игровой деятельности;
- на утренней гимнастике;
- в совместной деятельности музыкального руководителя и детей;
- во время режимных процессов;
- в других образовательных областях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);
- во время прогулки (в теплое время);
- на праздниках и развлечениях.
- театрализованная деятельность;
- слушание музыкальных произведений в группе;
- прогулка;
- детские игры ;
- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
План поэтапного прослушивания музыкальных произведений для детей раннего возраста.
Адаптационный период
Спокойствие, снятие нервного возбуждения, создание положительного настроения
Лирическая, мягкая, элегическая, нежная, задумчивая.
В.Моцарт «Моцарт для детей» (подбор произведений)
1 неделя
Ф.Лист «Грёзы любви»
2 неделя
Э.Григ «Утро»
3неделя
Г.Форе «Элегия»
4 неделя
Утренняя гимнастика
Радость, бодрость, снятие негативизма
Праздничная, бодрая, ликующая, веселая, радостная.
В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
1 неделя
И.Штраус «Марш Турецкого» (часть)
2 неделя
М.Ж. Равель «Болеро» (часть)
3 неделя
Э.Григ «В пещере горного короля»
4 неделя
Сон.час
Спокойствие, релаксация, улучшение сна
Нежная, спокойная, убаюкивающая, мягкая
«Колыбельная песня» (В.Моцарт, М.Балакирев, И.Брамс, С.Михайлов);
«Страна спокойствия» (подбор произведений)
1 половина месяца
«Спи, дитя моё, усни…» (А.Аренский);
«Колыбельная песня в бурю» (П.Чайковский);
«Колыбельная» (В.Шуберт, С.Танеев);
Дебюсси «Лунный свет»; Ф.Шуберт «Аве Мария»
Л.Бетховен «Лунная соната»
2 половина месяца
Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми
Спокойствие, радость, расслабление
Нежная, спокойная, бодрая, радостная, веселая
«Моцарт для детей» (подбор произведений);
Ф.Шопен «Ноктюрн»; «Музыка и прелюдия».
1неделя
А. Вивальди «Времена года»
2 неделя
Ф.Лист «Грёзы любви»;
Франк «Симфония ре-минор»
3 неделя
В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
4 неделя
Самостоятельная
деятельность
Радость, расслабление, создание положительного настроения
Нежная, спокойная, радостная
«Моцарт для детей»;
И.Штраус «Вальсы».
«Звуки природы для малышей» (подбор CD)
Ф.Шопен «Ноктюрн»;
Л.Бетховен «Лунная соната»;
Ф.Шуберт «Аве Мария».
По усмотрению педагогов
Рекомендации:
Музыка, которую рекомендуются слушать при прощании:
Рихард Штраус – «Метаморфозы для 23 струнных инструментов».
Прокофьев – Сцена прощания из балета «Ромео и Джульетта»
Малер – 4-ая симфония, 9-ая симф, четвертая часть, Его же – «Песня о земле».
Для уменьшения агрессии – слушать драматическую музыку с переходом к успокаивающей (медленного характера):
Бах, Хроматическая фантазия и фуга
Стравинский, Весна священная
Римский-Корсаков, Увертюра к опере «Псковитянка»
Мусоргский «Ночь на Лысой горе»
Прокофьев «Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Прокофьев – оркестровая картина «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»
Прокофьев – «Скифская сюита»
Чайковский – увертюры «Буря «, «Манфред», «Ромео и Джульетта», «1812 год», Шестая симфония, первая часть, разработка.
Бетховен – финалы сонат «Лунная», «Апассионата».
Бела Барток, фрагменты балетов «Деревянный принц», «Черный мандарин»,
Малер – пятая симфония, «Аллегро».
Оннегер, Третья симфония, первая часть
Рихард Штраус – «Частная битва».
Для уменьшения чувства страха:
Шенберг – опера «Ожидание»
Шостакович, фрагменты 6, 7, 8 симфоний
Для подъёма энергетики:
Оннегер, Пасифик 231
Бах – Итальянский концерт, Токката и фуга ре минор.
Шуман – Токката
Прокофьев – Токката
Прокофьев – финал Сонаты для ф-но № 7.
Б.Барток «Аллегро барбаро»
Мендельсон – Финал концерта для скрипки
Чайковский – Марш из Шестой симфонии
Для утреннего пробуждения:
Равель – сюита «Дафнис и Хлоя», первая часть – «рассвет»
Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»
Глазунов – Сюита из балета «Раймонда», антракт ко втором действую.
Дебюсси – Симфоническая поэма «Море», первая часть
Григ – «Утро»
Уильямс «Лондонская симфония».
Для преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости:
Чайковский Первая симф. «Зимние грезы», первая часть.
Брамс – «Трагическая увертюра»
Брамс – «Реквием».
Гершвин Песня Клары из оперы «Порги и Бесс».
Для медитации:
Медленные средние части концертов Баха, Моцарта,
Бетховен – Четвертая симфония, «Адажио».
Моцарт – Концерт № 21 До-мажор, для ф-но с оркестром. Анданте
Шуберт квинтет С-dur, «Адажио»
Мендельсон – Концерт для скрипки «Анданте»
Брамс – Серенада № 2 для оркестра,
Брамс – «Одиночество полей»
Дворжак концерт для скрипки, «Адажио»
Рахманинов «Вокализ», «Элегия»
Барбер – «Адажио для струнных».
Равель «Павана»
Для преодоления чувства ностальгии:
Шопен – Концерт №1 Ми-минор, средняя часть
Дворжак – Славянский танец Ми-минор
Дебюсси – Затонувший собор
Мусоргский – Старый замок из цикла «Картинки с выставки»
Марчелло – «Концерт для гобоя», Адажио
Малер – Симф. № 5, «Адажиэтто»
Рихард Штраус – Симфоническая фантазия «Из Италии» вторая часть «На развалинах Рима»
Для мысленных путешествий:
Дебюсси говорил – «Когда у вас нет достаточно денег для того, чтобы отправиться в путешествие, отправьтесь в него мысленно».
Дебюсси – Ноктюрн для оркестра, вторая часть «Празднества»
Лало – Испанская симфония
Равель – Испанская рапсодия
Де Фалья – Ночи в садах Испании
Римский-Корсаков – Симфоническая сюита «Шахерезада»
Чайковский – Итальянское каприччио
Мессиан – «Турангалила» (Индия)
Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:
Бетховен – Восьмая симфония.
Россини – увертюры к операм «Шелковая лестница «Сорока-воровка.
Гендель – Музыка на воде, «Аллегро».
Бетховен – Восьмая симфония, первая и четвертая части.
Музыкальные произведения для облегчения разочарования и фрустрации:
Гендель – Оратория «Иуда Макковей».
Шуберт – Четвертая, «Трагическая» симфония».
Чайковский «Ромео и Джульетта».
Шуман – увертюра «Манфред».
Лист – симфоническая поэма «Прелюды».
Музыкальные произведения для облегчения ностальгии:
Шопен – средняя часть концерта для ф-но Ми-минор.
Мусоргский «Старый замок».
Дебюсси – «Затонувший собор»
Равель «Павана для утонувшей инфанты».
Для изживания меланхолии:
Чайковский – «Меланхолическая серенада», симфоническая поэма Манфред».
Брамс – квинтет для кларнета., соч 115.
Шуман – симфоническая поэма» Манфред».
Сибелиус – «Грустный вальс».
Для предоления нарушений сна и бессонницы:
Бах – Гольберг-вариации».
Франк симфоническая поэма «Психея».
Равель – Лунный свет, концерт Соль-мажор, вторая часть.
Гершвин – Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
Дебюсси Лунный свет.
Шимановский – «Мечта короля» из оп. «Король Рогер»
Для преодоления страха смерти:
Лист – «Кипарисы виллы д'Эсте».
Моцарт – Лакримоза» из «Реквиема».
Сибелиус – «Тоунельский лебедь».
Брамс «Реквием».
Брукнер – Девятая симфония.
Для формирования уверенности в себе и преодоления комплекса неполноценности:
Гендель – Кончерто гроссо.
Бах – Браденбургские концерты.
Чайковский – пятая симф, Марш из Шестой симф., увертюра «1812 год».
Лист – симфоническая поэма «Прометей».
Для изживания депрессии и меланхолии
Дворжак – симфония № 3
Моцарт концерт До-минор № 22.
Стравинский – «Поцелуй феи».
ВНИМАНИЕ!!!
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (будьте внимательны и осторожны!)
• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./
• Дети раннего возраста в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции.
• Для детей с синдромом угнетения полезны классические произведения в темпе allegro и allegro moderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек.др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму.
ВНИМАНИЕ!
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ
(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических
технологий (г. Москва), возглавляемого С.В. Шушарджаном):
• младенцам с предрасположенностью к судорогам;
• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;
• детям, больным отитом;
• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
В любом случае, используя программу «Адажио», Вам необходимо провести консультационную работу с педагогом – психологом, медицинским персоналом Вашего ДОУ!
Список литературы:
С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. — © FANCY_men./< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >
В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью»( Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
«За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)
Журналы «Музыка в школе» (№5, №3, №6 – 2005г; №3, №6 – 2006г.)
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.