Дошкольная образовательная общеразвивающая программа по предмету Сольфеджио (срок обучения 3 года)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств г. Нерюнгри











Дошкольная

Образовательная общеразвивающая программа

по учебному предмету «Сольфеджио»

(срок обучения 3 года)












г.Нерюнгри

2015 г.



Рассмотрено: Утверждаю:

Педагогическим советом ДШИ г.Нерюнгри директор ДШИ г.Нерюнгри

И.В.Елисеева



Протокол № от































Разработчик С.Л.Енина

Зав. Дошкольным отделением ДШИ

преподаватель теоретических дисциплин.





Пояснительная записка

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста в подготовительных группах    музыкальных  отделениях школ искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, рассказами музыкальных сказок, которая является самым эффективным методом в работе.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к осознанному творчеству.

Актуальность программы

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования. Возросшие нагрузки на детей в общеобразовательной школе приводят к необходимости менять систему обучения в дополнительном образовании, так как свободного времени у ребенка не почти не остается. Единственный реальный путь повышения качества музыкального дополнительного образования в сложившихся условиях – это внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания.

Новизна программы 

Новизной программы является новая методика преподавания музыкальной грамоты для детей. Новые подходы позволяют ребёнку освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени. Музыкальные термины – это герои сказок или любимые игрушки. И ребёнок, легко, играючи, усваивает сложнейшие музыкальные понятия. Увлекательные мифы-сказки, музыкальные истории позволяют ребёнку за три года освоить материал, который при традиционном подходе в профессиональном учебном заведении требует намного больше времени.

Данная программа разработана на основе Программ Екатерины и Сергея Железновых «Раннее развитие», В.В.Кирюшина «Основы музыкально – творческого воспитания», Н.А. Паненко «Занимательное сольфеджио» и И.Н.Шаповаловой «Сольфеджио для маленьких».

Программа переработана и дополнена: адаптирована для обучения детей в ДШИ г.Нерюнгри.

Цель программы – обучение детей сольфеджио, развитие у них музыкально-образного мышления и способности к творчеству.



Задачи программы:

Образовательные: приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти

Развивающие: способствовать развитию эмоционально-образного мышления, моторики разговорной речи и основ логического мышления, формированию художественного вкуса.

Воспитательные:  привитие детям любви к музыке, предмету сольфеджио, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса. А также формирование у детей творческой активности и коммуникативности.

Срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Объём программы – 102 часа, которые распределяются следующим образом:

1 год  – 34 часа (1час в неделю)

2 год  – 34 часа (1час в неделю)

3 год  – 34 часа (1час в неделю)

Формы и режим занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является групповая форма.

Продолжительность урока на 1 и 2 году обучения – 25 минут, на 3 году обучения – 30 минут.

Рекомендуемый объем часов: 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения данной программы учащиеся 

         должны знать:

  • элементы нотной грамоты

  •  первоначальные теоретические знания.

должны уметь: 

  • читать и записывать знаки нотного письма

  •   интонировать  мелодию

  • воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста

  • определять на слух: интервалы, аккорды, ноты первой октавы

  • элементарно  музицировать. (петь песни с ритмическим аккомпаниментом или с движениями)

Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем на каждом уроке. Текущие результаты знаний и умений  учащихся первого и второго года обучения в виде итогового урока в конце первого и второго полугодия. Текущие результаты знаний и умений учащихся третьего года обучения в виде контрольных работ в конце первого и второго полугодия.


 Учебно-тематический план

 

1 год обучения

2 год обучения


3 год обучения

F-p, скрипичный ключ, ноты первой октавы.

Муз. произв., песни. Интервалы, аккорды на слух.

3

Начинаем мы считать

Длительности БОМ, ДИ-ЛИ, ТА-КА, ГУ, ГУ-У. Ритмослоги, пение песен с ритмическим аккомпаниментом.

4-5

Клавиатура. Регистры. Октавы.

Сказка, мультфильм. Знакомство с октавами, умение найти, услышать.

6-7

Ноты. Нотный стан. Музыкальные ключи.

Сказка про Скрипичный и Басовый ключи. Работа по карточкам. Ноты на нотном стане – расположение. Стихотворение.

8

Запись музыкальных знаков

Презентация к уроку. Найти правильную и неправильную запись. Интервалы на слух.

9-10

Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Пропись ключа, нот на нотном стане. Ноты на слух и зрительно.

11-12

Ноты второй октавы

Расположение нот второй октавы. Работа с ритмослогами. Интнрвалы, аккорды на слух по карточкам.

13

Паузы

Ритмослоги, ритмич. карточки. Запись пауз. Составление на слух ритмич рисунка.

14-15

Размер 2/4.

Сказка про ритмический дом.(Такт, тактовая черта). Тактирование в размере.

16

Контрольная работа

Прописи нот, ключей. На слух интервалы, аккорды, ноты первой октавы. Составление ритмического рисунка по карточкам.

17-18

Звукоряды

Песенки про мажорный и минорный звукоряды.

19

Царица Тоника

Сказка, мультфильм. Пение песни про Тонику. Интервалы игра и на слух.

20

Знаки альтерации

Сказка про «Мишку Форте», пропись диеза, бемоля, бекара.

21-22

Тон и полутон

Клавиатура – тон, полутон, диез, бемоль. Ноты на слух.

23-24

Сильные и слабые доли.

Работа в размере 2/4, дирижирование, сильные, слабые доли.

25-26

Восьмые, шестнадцатые.

Восьмые, шестнадцатые в 2/4. Пение песен нотами с дирижированием, а также ритмослогами.

27-28

Темпы

Сказка про темпы. Названия. Песни. Определение на слух.

29-30

Интервалы

Интервалы – на слух, пение песен, игра на инструменте. Игра «Я -композитор»

31-32

Трезвучия

Трезвучия – на слух, пение песен. Ритмические упражнения в размере 2/4. Определение на слух нот, интервалов, аккордов.

33

Другие аккорды

Сказка про «Септаккорды». Пение песен.

34

Контрольная работа

Прописи. Пение песни в 2/4 с дирижированием. На слух: интервалы, трезвучия, ноты первой октавы.

 

Содержание программы

1 год обучения

Музыкальная грамота

 

Понятие высоты звука. Другие характеристики звука.

Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.

Обозначение темпа: быстро – медленно.

Обозначение динамики: форте и пиано.

Ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Мажор и минор.

Клавиатура. Клавиши. Ноты первой октавы.

 Интонационное развитие

Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Овладение упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования. Овладение навыками пения нот первой октавы. Пение песенок с названиями нот под минусовки.

 

 

Ритмическое развитие

Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе.

Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента. А также характерные движение под песни.

Пальчиковая гимнастика. Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый и медленный темп.

Творческие задания

Двигательные импровизации, соответствующие характеру и образу произведений.



2 год обучения

Музыкальная грамота

Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.

Усвоение интонаций из пройденных нот. Освоение всего семиступенного звукоряда.

Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава в песенках и на слух. 4 трезвучия.

Половинная длительность, шестнадцатые, паузы. Ритмослоги.

   Интонационное развитие

Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков. Приемы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и определении на слух. Пение песен нотами.

Терцовые, квартовые, квинтовые, октавные интонации в интонационных упражнениях, песенках и на слух.

Песенки-эхо. Освоение семиступенного звукоряда в диапазоне октавы. Расширение диапазона.

Ритмическое развитие

Понятие и восприятие двухдольности и трехдольности через двигательное ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Восьмые, четверти, половинные, шестнадцатые, паузы в песенках и ритмических упражнениях. 

Ритмослоги, усложнение ритмического рисунка.

Шесть ритмоформул одно-двух-трехсложных слов. Определение ритма стихотворений. Показ ритма стихотворений условными движениями. Упражнение “ритмическое эхо”. Усложнение ритмического аккомпанемента.

 

Творчкские задания

Навыки подбора на слух. Двигательные импровизации.

Сочинение песенок и пьес с педагогом.

Сочинение рассказов на предложенную тему.



3 год обучения

Музыкальная грамота

Понятие сильной доли. Такт и тактовая черта. Размер 2/4. Тактирование в размере 2/4. Скрипичный и басовый ключи. Запись нот в скрипичном и басовом ключах. Диапазон, регистры. Тон-полутон. Диез, бемоль.

Интонационное развитие

Постепенное усложнение вокально-распевочного материала.

Расширение возможностей вокального дыхания.

Расширение диапазона песенок, использование звуков второй октавы.

Пение на различные слоги и с закрытым ртом.

Навыки сольфеджирования (пение по нотам с тактированием). Выучивание песенок с названиями нот наизусть.

Проработка интонирования ступеней и их соотношений с ручными знаками.

Элементы двухголосия. Косвенное двухголосие.

Ритмическое развитие

Понятие сильной доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли.

Такт и тактовая черта.

Размеры 2/4 , ¾. Чередование сильных и слабых долей. Приемы дирижирования в размере 2/4. Шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные, четвертные и восьмые паузы в размере 2/4.

Творческие задания

Сочинение песенок на заданные стихи, навыки подбора песенок от разных звуков, использование знакомых интервалов в музыкальных сочинениях и импровизациях.

 

 















Список литературы.


1. Л. Абелян «Забавное сольфеджио» М; 2005

2. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 1. М; 2007

3. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 2. М; 2007

4. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006

5. О. Геталова «Секреты Дилидона» М; 2010

6. Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995

7. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008

8. Железновы Е. и С. Развитие абсолютного слуха от 0-5 лет. М; 2009

9. Железновы Е. и С. Наш оркестр М;2008

10. Железновы Е. и С. Пальчиковая гимнастика М;2007

11. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002

12. Г.Ф.Калинина «Музыкальные прописи» М;2003

13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С-Пб; 2008

14. В.В. Кирюшин Развитие абсолютного слуха

15. В.В. Кирюшин Сборники сказок (4 сказки)

16. Металлиди Ж., Перцовская А.  Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004

17. Н. Панова Прописи для дошкольников по сольфеджио. М;2004

18. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Р-Д;2002