Использование художественной литературы в работе с детьми для расширения их мировоззрения.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Слайд 1

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей.


Слайд 2

Казалось бы, ни одна дошкольная программа не пренебрегает художественной литературой, отдавая ей дань уважения. И вместе с тем работа с книгой в детском саду несёт на себе печать общих негативных тенденций, которые значительно снижают развивающе - образовательный потенциал художественной литературы в работе с дошкольниками:

  1. Регламентированный набор художественных текстов (программная литература) – единый для всех.

  2. Чаще всего организованные в учебной форме занятия по ознакомлению с художественной литературой.

  3. Изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса.


Слайд 3

По мнению Надежды Александровны Коротковой её система работы по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой помогает решить эти проблемы.

Главные аспекты:

1. Свободный подбор воспитателем художественных текстов.

2. Органичное соединение чтения художественной литературы с другими культурными практиками (познавательно-исследовательская, продуктивная и игровая деятельность).

3. Непринуждённая форма чтения.

Кратко остановлюсь на каждом из них.


Слайд 4

1. Свободный подбор воспитателем художественных текстов.

Однако очень часто предоставленная воспитателю свобода скорее угнетает его, чем радует. Короткова считает, что воспитателю необходимы некоторые опоры для выбора. Такой опорой могут быть рекомендательные списки, которые воспитатель может взять за основу и варьировать. И предлагает свою классификацию художественной литературы.


Решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия – проза, а внутри дробление на фольклор – авторские произведения. Вместе с тем есть ещё одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.

К сожалению, очень часто большие повествования не используются в детском саду. В дошкольных программах преобладают малые литературные формы – короткие рассказы, сказки, стихи; из больших текстов рекомендуются лишь отдельные фрагменты. Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями.

Слайд 5 Схема стр.53

Чтобы ориентироваться в подборе больших художественных текстов, необходимо их типизировать по содержательно-смысловой наполненности. В основание этой типизации Короткова предлагает типизацию воображаемых «миров». По характеру воображаемых миров художественные тексты могут быть разделены на два крайних «полярных» типа. С одной стороны «реалистические миры» - «здесь», «теперь», в котором живёт персонаж с его человеческим окружением (например, Денис Кораблёв в рассказах В.Драгунского, Алёша-Почемучка из повести Б.Житкова «Что я видел»).

С другой стороны, это художественные тексты, создающие «вымышленные (сказочные) миры». Например, «Буратино» Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова. Промежуток между этими полярными мирами заполняется художественными текстами, создающими «комбинированные миры», где сочетаются вымышленные и реалистические элементы, комбинации могут быть разнообразны.

- «волшебное в реальном» (вымышленные персонажи сосуществуют и взаимодействуют с вполне реальными персонажами – например, сказочные повести А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Д. Барри «Питер Пэн и Венди»).


- «необычный взгляд на обычный мир» (вполне реалистические персонажи обретают способность увидеть обычный мир в необычном ракурсе, например «Путешествие Доктора Дулитла» Х. Лофтинга, В.Бианки «Мышонок Пик»)

- «перевёрнутый мир» (нарушаются привычные связи вещей и событий, логичное становится алогичным, например «Джельсомино в стране Лжецов» Дж.Родари, «Приключения барона Мюнгаузена» Э.Распе).


Конечно, это разделение внутри «комбинированных миров» условно, но оно может облегчить воспитателю выбор текстов различного типа, с тем, чтобы не упустить из виду ни одного из них.

Слайд 6

Как правило, педагоги при чтении художественных произведений ограничиваются задачами их иллюстрирования (прочитали – порисовали на тему прочитанного) или простым морализированием (прочитали – провели беседу о дружбе, взаимопомощи т.п.). Между тем, если внимательно отнестись к большим текстам, можно обнаружить в них множество интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности.


Персонажи больших художественных произведений для детей – это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, устройство мира, в котором они живут, их путешествия, могут послужить мотивом для исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Например

Н.Носов. Приключения незнайки и его друзей.

- Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города. В чём тут дело? Попробуем сами провести такой опыт…


А.Милн. Вини-Пух и все-все-все.

- Удачно ли выбрал Вини-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? Что надёжнее – пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок?. Почему один предмет тонет, а другой – нет? Можно попробовать…


Возможна постановка задач посложнее – освоение пространства мира (реального или вымышленного – составление схем-карт).

Например

- Наметим на карте маршрут кругосветного путешествия капитана Врунгеля (А.Некрасов. Приключения капитана Врунгеля), а заодно познакомимся со сторонами света и компасом.

- Нарисуем карту страны Незнайки.


Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности. Задачи для детской творческой деятельности могут возникнуть из размышлений и исследований самих персонажей.

Например

- Какой он, Слонопотам? – размышляет Пятачок. Нарисуем или слепим Слонопотама (у каждого ребёнка будет своя версия).


- Как рисовать портрет? – спрашивает Незнайка своего друга Тюбика и получает исчерпывающее объяснение. Не попробовать ли и нам нарисовать портрет?


Также можно придумывать и мастерить из разных материалов атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно создавать различные макеты, которые дети затем с удовольствием используют в режиссёрской игре.

Слайд 7

Короткова считает, что развивающий потенциал художественной литературы много зависит и от правильной организации чтения. И определяет

Методические требования к организации чтения художественной литературы.

  • Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное чтение должно войти в привычку.

  • Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность примерно 20 минут 9старшая группа 15-20, подготовительная 20-25).

  • Чтение должно проходить в непринуждённой обстановке (дети располагаются вокруг взрослого как им удобно). Каждый ребёнок добровольно присоединяется к читающим. Не желающие в это время слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило – заниматься своими делами тихо.

  • Читая книгу, воспитатель выступает как партнёр детей по восприятию её содержания: проявляет эмоции – удивление, изумление, сострадание. Монотонное чтение может отбить у ребёнка слушать.

  • Художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок, так как дети должны иметь возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий.

  • Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений.

  • Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Обсуждениям надо придать непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения-реплики относительно прочитанного.

  • Следует иметь в виду, что книга не только несёт в себе развивающее содержание, но и существует как вещь в её эстетическом качестве.требования к качеству изданий и иллюстраций должны быть очень высокими.

  • В подборе литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьёй. Родители должны осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребёнку вслух. К сожалению, во многих семьях бытует мнение, старший дошкольник, который умеет читать, должен это делать сам. Но поскольку ребёнок может читать только простые тексты, интерес к книге быстро угасает. Необходимо помочь родителям избавиться от этого заблуждения, для содействия семье в подборе подходящих для возраста ребёнка книг вывесить на стенде рекомендательный список.

Слайд 8

В заключении хотелось бы отметить, что книга нужна ребёнку, чтобы увидеть мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Всё это возможно, если подбирать для чтения разные хорошие книги, организовывать чтение как непринуждённое, добровольное занятие, проводить книгу через весь образовательный процесс.