Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина»
ПРОГРАММА
«равитие связной речи младших дошкольников посредством НастольнОго театра»
[pic]
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 3-4 года
Ф.И.О. разработчика:
Кузнецова О.А., воспитатель
Территория: 628611 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г. Нижневартовск, улица Мира 58 «Г»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы 3
Пояснительная записка
4
1.
Концептуальные положения реализации программы
9
2.
Цель и задачи программы
10
3.
Этапы реализации программы
11
4.
Показатели развития связной речи посредством настольных игр
12
5.
Педагогические возможности игр в настольном театре для процесса развития связной речи младших дошкольников
13
6.
Организация образовательной работы по развитию связной речи посредством настольного театра
15
7.
Ресурсы реализации программы
16
8.
Перспективное планирование работы с детьми
17
9.
Перспективное планирование работы с родителями
20
10.
Оценка эффективности проведённой работы
21
10.1.
Ожидаемый результат
21
10.2
Итоговое обследование
21
10.3
Результативность проведённой работы
23
Заключение
31
Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную часть программы
32
Список литературы
33
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основание для разработки программы: - Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон Р.Ф. «Об образовании Р.Ф. ст.10».;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Р.Ф.» (Гос.Дума 03.06. 1998г.; Совет Федерации 09.06.1999);
- «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (письмо Минобразования России от 9.08.2000г. №237/23- 16);
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья). (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования 17.06. 2003);
- «О подготовке детей к школе» (Письмо Минобразования России № 990/ 14-15);
- Программа развития образования в ХМАО;
- Программа развития г. Нижневартовска на 2011-2015гг.
Заказчик программы:
Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»
Основные разработчики
программы:
Кузнецова Ольга Александровна, воспитатель
Исполнители
программы:
Кузнецова Ольга Александровна, воспитатель
Цель программы:
Развития связной речи у младших дошкольников посредством настольного театра.
Задачи программы:
Формирование активности детей в речевом общении.
Формирование умений детей поддерживать диалог, умений вступать в общение разными способами.
Развивать предпосылки связной монологической речи.
Воспитывать культуру связной речи (грамматическую и орфоэпическую грамотность, правила вежливого общения).
Сроки реализации программы:
1 год
Ожидаемые результаты:
Умеет слушать и понимать обращенную к нему речь.
Владеет речевыми оборотами для вступления в общение.
Понятно отвечает на вопросы.
Выражает свои просьбы словами.
Делится впечатлениями, рассказывает, что сделал, как играл.
Самостоятельно составляет рассказы по картинке.
Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений.
Монологи ребёнка отличаются логичностью и последовательностью.
Монологи ребёнка отличаются связностью монологических высказываний.
Содержание мысли полностью выражается в контексте речи.
Ясно и последовательно выражает свои мысли.
Высказывания ребёнка отличаются полнотой и развернутостью высказываний
Организация контроля по
реализации программы
Педагог отчитывается о ходе реализации Программы перед родителями (законными представителями) в соответствии с планом контроля МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 « Жемчужина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи аккумулирует, отражает все его речевые достижения, поэтому является важным показателем общего речевого развития дошкольника. Неслучайно современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие связной речи в качестве центральной задачи.
Развитие связной речи у младших дошкольников предполагает усвоение определенной лексики, отражающей их представления о признаках окружающих предметов и явлений, способов построения разных типов предложений, соподчинения слов в предложениях. Овладение связной речью происходит в тесной взаимосвязи с развитием познавательных психических процессов дошкольника – внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказывания – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Методика развития связной речи разработана достаточно детально, она опирается на классическое наследие западной и русской педагогики. В исследованиях А.М. Леушиной и С.Л. Рубинштейна раскрыта динамика развития связной речи дошкольников, показаны условия перехода ситуативной речи в контекстную форму связной речи. В работах Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной, О.С. Ушаковой, их последователей и учеников была выстроена методика развития связной речи на занятиях.
Связная речь – это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Диалог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно и типично для диалога, отмечал Л.П. Якубинский, использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку.
В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической.
Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А.М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой связной речи ребенка.
Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.
Психологи считают, что сенситивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития связной речи является возраст 2—5 лет.
Для теории и практики дошкольного образования одной из важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развития детей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме. Многочисленные исследования посвящены изучению вопросов, связанных с развитием разных сторон речи детей. Особое внимание уделяется развитию связной речи ее содержательности.
Содержательность связной речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь. Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи – это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.
Требования программы в части обучения связной речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.
Основы развития связной речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е.И. Тихеевой. Огромную роль она придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. «Речь развивается и проявляется в общении людей», – отмечала Е.И. Тихеева и рекомендовала постоянно вовлекать детей в общение с детьми и взрослыми. Особенно важной, считала она, возможность ребенка общаться с детьми, играть, обмениваться с ними мыслями и чувствами.
Последние исследования, посвященные проблемам, связанным с развитием связной речи детей, с одной стороны свидетельствуют об интересе и внимании к ней, а с другой – о стойкости сложившегося традиционного представления о диалоге как ведущей форме связной речи. В работах, посвященных, развитию диалогического общения и развитию диалогической речи по-прежнему предполагается развивать только умения детей отвечать на вопросы (краткими и полными предложениями) и задавать вопросы. Это имеет место и в тех случаях, когда авторы рассматривают лингвистические основы обучения детей диалогической речи.
Исходя из теоретического анализа, можно заключить, что овладение связной речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Важность проблемы развития связной речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами. Сложившиеся технологии развития связной речи малышей рассматривают разнообразные приемы, в т.ч. и игровые.
Таким образом, связная речь является важнейшим приобретением младшего дошкольника. Благодаря связной речи, ребенок вступает в общение с окружающими людьми, использует усвоенные лексико-грамматические средства, развивает фонетико-фонематическую сторону своей речи. Учитывая, что общение играет важную роль в развитии детей, а основная функция связной речи – коммуникативная – можно констатировать, что развитие и содействие становлению связной речи является для ребенка важнейшим приобретением
Однако в современный период становления дошкольного образования возникла необходимость искать средства развития связной речи вне занятий, а в процессе различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми и их самостоятельной деятельности.
Одним из таких средств является настольный театр, который относится к одному из видов режиссерских игр детей. Игре, как средству развития связной речи, всегда отводилась особая роль. В процессе различных игр ребенок воспринимает и заимствует образцы поведения и речевые образцы. Особенно актуальны в этом плане режиссерские игры детей на основе настольного театра, как наиболее доступного младшим дошкольников и близкого их речевым возможностям. Специфика настольного театра заключается в том, что чаще всего его содержанием становятся литературные произведения, которые являются лучшими образцами связной речи.
Настольный театр не только расширяет и углубляет детский опыт о предметах, о природных явлениях, но и воздействуют на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Использование настольного театра имеет большие потенциальные возможности в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Проблема. Вопросы развития связной речи у младшего дошкольника средствами настольного театра должного внимания не получили. Использование игровых театрализованных приемов развития связной речи пока только намечается, и подробные рекомендации по их применению отсутствуют.
Налицо противоречие между социальной потребностью в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста и недостаточно высоким уровнем ее развития у детей 3-4 лет;
между потребностью педагогов в технологии развития связной речи младших дошкольников средствами настольного театра и отсутствием таких технологий.
Цель программы. Развития связной речи у младших дошкольников посредством настольного театра.
Теоретическая основа программы:
идеи об уникальности дошкольного возраста для речевого развития детей (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
теории о своеобразии связной речи дошкольников (Е.А. Брызгунова, Т.Г. Винокур, А.М. Леушина, СЛ. Рубинштейн и др.);
педагогические концепции развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, А.Г. Арушанова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.);
концепции о развивающем воздействии различных видов игр на психическое и социальное развитие дошкольников (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.).
Новизна программы. Нами разработана целостная технологии развития связной речи младших дошкольников посредством настольного театра.
Практическая значимость работы: нами разработаны перспективные планы работы с детьми для детей младшего дошкольного возраста по развитию связной речи средствами театрализованных настольных игр. Содержащиеся в программе материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при подготовке к образовательной деятельности по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Результативность использования данной программы:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такой важной и сложной темы, как развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Использование данного материала в совместной деятельности с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Условия реализации:
Программа рассчитан на общеобразовательную группу детей 3-4 лет; создание предметно - развивающей среды; подбор методической литературы.
1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система работы по развитию связной речи детей посредством настольных театрализованных игр строилась в соответствии со следующими принципами:
Принцип последовательности и системности - один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированием связной речи детей, эмоциональной выразительностью, развитием мимики, жестов.
Принцип наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом.
Принцип научности и преемственности - предполагает опору деятельности дошкольного учреждения на имеющийся опыт и научно-методическое обеспечение.
Принцип инновационности - предполагает отдаленное прогнозирование изменений и раннее вмешательство для изменения образовательной среды дошкольного учреждения, формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и воспитанников.
Принцип целостности и непрерывности - использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников.
Принцип воспитывающего обучения - важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом.
Принцип доступности - содержание работы с детьми должно соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
Принцип личностно – ориентированного подхода - подход к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – развития связной речи у младших дошкольников средствами настольного театра.
Объект – процесс развития связной речи у младших дошкольников.
Предмет – технология развития связной речи у детей 3–4 лет в настольных режиссерских играх.
Задачи развития связной речи Конкретизация задач
1.Формирование умений детей поддерживать диалог, умений вступать в общение разными способами.
Учить пользоваться разнообразием инициативных и ответных диалогических реплик:
1)отвечать на вопросы в коммуникативно-целесообразной форме, выражать готовность к выполнению побуждения или вежливо отказываться; толерантно реагировать на сообщения.
2) делиться своими впечатлениями (мнениями, чувствами, желаниями, мыслями);
формулировать вопросы;
вежливо выражать различные побуждения (советы, просьбы, предложения и т.п.)
2.Развивать предпосылки связной монологической речи.
Содействовать использованию детьми элементов монологической речи в совместной деятельности по рассматриванию картин, в показах настольного театра, в пересказах.
Привлекать детей к совместному чтению стихов, пересказу, рассказу по картине
3.Формирование активности детей в речевом общении.
Целенаправленно обогащать словарь детей;
Развивать грамматический компонент речи.
Обогащать содержание речи средствами х/л
4.Воспитывать культуру связной речи: грамматическую и орфоэпическую грамотность, правила вежливого общения
Воспитывать грамматическую правильность речи;
Учить сохранять звуковую структуру слова;
говорить по очереди, не перебивать;
смотреть на собеседника;
поддерживать тему разговора;
говорить спокойно, доброжелательно;
пользоваться формулами речевого этикета.
5.Развивать творческое воображение, фантазию.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа над программой проходила в несколько этапов.
1 этап - организационный: подбор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у младших дошкольников средствами настольного театра; определение цели, объекта, предмета исследования; создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию связной речи детей; организация предметно-развивающей среды; составление перспективного плана работы по развитию связной речи у младших дошкольников средствами настольного театра;
2 этап - практический: анализ опыта работы воспитателей по развития связной речи у младших дошкольников средствами настольного театра; разработка методики диагностики уровня развития у детей связной речи.
3 этап - аналитический: выявление эффективности разработанного педагогического проекта, оформление результатов. Корректировка диагностического инструментария, проведение контрольного этапа исследования; обобщение и анализ результатов проекта, формулировка выводов.
На первом, подготовительном этапе программы, педагог уточняет уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются методики и приемы воздействия на них, доступные и понятные средства, прогнозируется желаемый результат. Далее воспитатель планирует педагогическую деятельность, наращивая методический материал по развитию связной речи младших дошкольников посредством настольного театра.
На втором, практическом этапе, воспитателю необходимо создать в [link] , настольный театр способствуют не только развитию связной речи дошкольников, но и помогают всесторонне развивать ребенка.
На заключительном этапе воспитатель анализирует результаты, успехи и неудачи, сравнивает достигнутое с тем, что было запланировано на подготовительном этапе. С учётом уровня решения проблемы педагог планирует свою дальнейшую деятельность.
4.ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития связной речи у младших дошкольников (на основе методики, рекомендованной М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной)
Критерии и показатели развития связной речи у детей 3-4 лет
Критерии Показатели
Развитие связной диалогической речи
Умеют слушать и понимать обращенную к нему речь
Владеют речевыми оборотами для вступления в общение
Понятно отвечают на вопросы
Выражает свои просьбы словами
Делится впечатлениями, рассказывает, что сделал, как играл
Развитие предпосылок монологической речи
Самостоятельно составляет рассказы по картинке
Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений
Логичность и последовательность монологов
Связность монологических высказываний
Контекстность речи
Содержание мысли полностью выражается в контексте речи
Ясно и последовательно выражает свои мысли
Полнота и развернутость высказываний
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни развития связной речи младших дошкольников посредством настольного театра: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень развития связной речи характеризовался тем, что ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета; выражает свои просьбы словами, понятно отвечает на вопросы взрослых. Делится своими впечатлениями, рассказывает о том, что сделал, как играл. Сопровождает речью свои действия в предметной деятельности. Самостоятельно составляет рассказы по картинке и пересказывает тексты знакомых литературных произведений. Речь достаточно контекстная. Количественная оценка – 11-13 баллов.
Для среднего уровня развития связной речи типичным было то, что ребёнок умел слушать и понимать речь, вступает в общение с детьми и взрослыми, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм; на вопросы отвечает простыми, чаще всего нераспространенными предложениями; пересказывает сказки и составляет рассказ по картинке только при помощи взрослого. Количественная оценка – 7-10 баллов.
Низкий уровень развития связной речи проявлялся в том, что дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны к высказываниям других людей, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, передавать содержание картинки или сказки. Количественная оценка – 6 и менее баллов.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГР
В НАСТОЛЬНОМ ТЕАТРЕ ДЛЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры с использованием настольного театра относятся к театрализованным играм, которые, они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы) и специально написанные инсценировки. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Рассмотрим виды настольных театрализованных игр.
Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки—фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не отвлекали детей при их манипулировании.
Настольный театр картинок. Все картинки — персонажи и декорации делаются двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, используются опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.
В настольном театре, для создания представления о месте действия, используют элементы декорации: два-три дерева – это лес, зеленая ткань или бумага на столе – это лужайка, голубая лента – ручеек. К приготовлению декораций привлекают детей, приучают их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации, а главное – в процессе подготовки идет активное общение детей с педагогом и друг с другом.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. По ходу игры ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути, и рассказывает о них, озвучивает диалоги. Так же могут иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс, последовательность приготовления к празднику.
Вначале показ настольного театра осуществляет взрослый. Когда дети увидят игру взрослого с игрушками или плоскостными фигурами, они, скорее всего, тоже захотят научиться играть с ними. По мнению психологов, у детей младшего дошкольного возраста большая тяга к подражанию: им хочется делать то, что делает взрослый. После показа настольного тетра фигурки остаются в доступном для детей месте, чтобы они рассмотрели их и, попытались при их помощи разыграть знакомую сказку.
Особенностью игры в настольный театр является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык.
Учитывая преимущественно индивидуальный характер игр в настольный театр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новых игрушек, их обыгрыванием. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с зайчиком». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать в настольном театре, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов, а главное – активизируют связную речь.
Целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Колобок может убежать от лисы?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
В настольном театре связная речь – один из важнейших компонентов. Игры с настольным театром способствуют усвоению связной речи, в них происходит обогащение речи детей новыми словами и совершенствование структуры детских высказываний. Планомерное влияние на развитие связной речи младших дошкольников возможно при целенаправленной реализации задач из данного раздела, используя настольный театр и при условии систематического развития самих игр данного вида.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Развитие практических навыков (открытые показы, презентации, мастер - классы и др.) Анкетирование
Информационные листы (памятки, буклеты, мини – консультации)
Конкурсы
Информация на сайте дошкольного учреждения
Развлечения для детей
Родительские собрания
Индивидуальные и групповые консультации
Наглядная информация и т.д.
7.РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ
Организационные ресурсы (создание творческой группы по реализации программы, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, городе, инструктирование кадров по реализации программы).
Кадровые ресурсы (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение программы).
Наличие педагогических компетенций: владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников, владение технологией развития связной речи младших дошкольников.
Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в программе.
Нормативно-правовые ресурсы (подготовка документов регламентирующего характера).
Научно-методические ресурсы (создание научно-методического обеспечения реализации программы, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров).
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями
Материально-технические ресурсы:
Занятия по развитию связной речи младших дошкольников посредством настольного театра проводятся с детьми в группе. В группах для этого должна быть создана специальная предметно-пространственная среда, оснащённая оборудованием, обеспечивающим развитие связной речи дошкольников.
Инновационные средства:
• мультимедийное оборудование;
• музыкальные произведения;
• медиатека презентаций.
Финансовые ресурсы.
Работа по реализации программы не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.
8. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- «Что умеют делать звери» - «Какой, какая, какое?»
- «Кто сумеет похвалить»
- «От каждого по словечку»
4. Развивающая игра « А
если бы…»
5. Показ настольного театра «Репка».
Октябрь
5-8
Сказка «Колобок»
Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
3.Дидактические игры:
- «Напишем письмо герою»
- «Закончи предложение»
- «Кто знает другое слово»
4.Развивающие игры:
- «А если бы…»
- «Хорошо-плохо»
5. Пересказ эпизода сказки от имени героя с помощью взрослого.
6. Показ настольного театра «Колобок»
Ноябрь
9-12
Сказка «Теремок»
Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
1.Рассказывание сказки.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры:
- «Что умеют делать звери»
- «Какой, какая, какое?»
- «Кто сумеет похвалить»
- «От каждого по словечку»
4. Развивающая игра « А
если бы…»
5. Показ настольного театра «Теремок».
Декабрь
13-16
Сказка «Маша и медведь»
Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.
1.Чтение сказки.
2.Пересказ с помощью иллюстрации.
3.Придумывание нового названия сказки.
4.Отгадывание загадок.
5.Дидактические игры:
-«Дополни предложение»
- «Какой, какая, какое»
- «Задай вопрос герою»
6.Развивающие игры:
-«А если бы…»
-«Хорошо-плохо»
7. Придумывание нового окончания сказки.
8. Показ настольного театра «Маша и медведь»
Январь
17-20
Сказка «Сказка о глупом мышонке»
Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
3.Дидактические игры:
-«Кто сумеет похвалить»
-«Назови ласково»
-«Задумай слово»
-«От каждого по словечку»
4.Развивающие игры:
-«А если бы…»
-« Хорошо-плохо»
5.Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
6. Придумывание нового окончания сказки вместе с педагогом.
7.Показ настольного театра «Сказка о глупом мышонке»
Февраль
21-24
Сказка «Заюшкина избушка»
Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы- вание. Упражнять в решении творческих задач.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
3.Изображение героев геометрическими фигурами.
4.Рассказывание сказки по иллюстрациям.
5.Дидактическая игра «Скажи наоборот»
6. Отгадывание загадок.
7.Развивающие игры:
-«Хорошо-плохо»
-« А если бы…»
8.Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
9.Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
Март
25-28
Сказка «Кот, петух и лиса»
Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.
1.Чтение сказки.
2.Пересказ с помощью иллюстрации.
3.Придумывание нового названия сказки.
4.Отгадывание загадок.
5.Дидактические игры:
-«Дополни предложение»
- «Какой, какая, какое»
- «Задай вопрос герою»
6.Развивающие игры:
-«А если бы…»
-«Хорошо-плохо»
7. Придумывание нового окончания сказки.
8. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса»
Апрель
29-32
Сказка «Снегурочка и лиса»
Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
3.Дидактические игры:
-«Кто сумеет похвалить»
-«Назови ласково»
-«Задумай слово»
-«От каждого по словечку»
4.Развивающие игры:
-«А если бы…»
-« Хорошо-плохо»
5.Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
6. Придумывание нового окончания сказки вместе с педагогом.
7.Показ настольного театра «Снегурочка и лиса»
Май
33-36
Сказка «Три медведя»
Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
3.Изображение героев геометрическими фигурами.
4.Рассказывание сказки по иллюстрациям.
5.Дидактическая игра «Скажи наоборот»
6. Отгадывание загадок.
7.Развивающие игры:
-«Хорошо-плохо»
-« А если бы…»
8.Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
9.Показ настольного театра «Три медведя»
9.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь Анкетирование родителей: «Театр для малышей».
Октябрь
Семинар для родителей: «Домашний театр».
Ноябрь
Буклет для родителей: «Играем вместе с папами и мамами».
Консультация для родителей: «Фольклор для малышей».
Декабрь
Инсценировка сказки «Теремок».
Январь
Февраль
Семинар для родителей: «Чем хороши театрализованные игры?»
Март
Мастер – класс для родителей: «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»
Апрель
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Май
Фотовыставка: «Юные актеры»
10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ
10.1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ребёнок:
- Умеет слушать и понимать обращенную к нему речь.
- Владеет речевыми оборотами для вступления в общение.
- Понятно отвечает на вопросы.
- Выражает свои просьбы словами.
- Делится впечатлениями, рассказывает, что сделал, как играл.
- Самостоятельно составляет рассказы по картинке.
- Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений.
- Монологи ребёнка отличаются логичностью и последовательностью.
- Монологи ребёнка отличаются связностью монологических высказываний.
- Содержание мысли полностью выражается в контексте речи.
-Ясно и последовательно выражает свои мысли.
- Высказывания ребёнка отличаются полнотой и развернутостью высказываний
10.2. ИТОГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Для изучения уровней развития связной диалогической речи у детей, прежде всего, применялось наблюдение, в ходе которого особое внимание уделяли выявлению умений слушать и понимать обращенную речь, овладению речевыми оборотами для вступления в общение, умение понятно отвечать на вопросы, выражать свои просьбы словами, делится впечатлениями, рассказывать, что сделал, как играл. Кроме этого были использованы: 1) методика, рекомендованная М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной, 2) методы диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста, разработанные коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, а также метод экспресс-анализа речи.
Задание 1. Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».
Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.
Методика: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора. Задать вопросы:
- какие игрушки у тебя есть дома?
- какая самая любимая?
- расскажи, какая она?
- какие игрушки нравятся в детском саду?
Задание 2.
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.
Методика: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
- Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня.
Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.
Если умения детей отвечать на вопросы и задавать вопросы были достаточно выражены, то они оценивались баллом 3, если показатель проявлялся не достаточно ярко – 2 балла, за слабое проявление показателя или его отсутствие – 1 балл.
Задание 3. Цель: изучение особенностей развития связной речи детей (понимание и смысловое восприятие речи, узнавание изображения по слову, совместное составление рассказы по картинке).
Методика проведения: педагог предлагает послушать, как мама называет своего медвежонка ласково: Мишутка, Мишенька. Затем спрашивает:
– А как тебя ласково называет мама?
– Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравится? Давай расскажем, о чем эта картинка?
– Кто это?
–Что делает Мишутка?
– Какие игрушки у Мишутки? Что это? А это?
3 балла – отвечает на все вопросы, используя распространенные предложения, самостоятельно начинает рассказ по картинке.
2 балла – отвечает на все вопросы в основном простыми нераспространенными предложениями, составляет рассказ, ориентируясь на вопросы экспериментатора.
1 балл – отвечает только на некоторые вопросы, речь ситуативная, ответы односложные, часто вместо слов прибегает к указательным жестам.
Обследование проходило индивидуально с каждым ребенком. Результаты фиксировались дословно.
Задание 4. Совместный пересказ сказки «Курочка Ряба».
Цель. Проверка умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения.
Методика. Сказка рассказывается детям (группа 6-8 человек) два раза (второй раз можно с иллюстрацией настольного театра). Затем ребенку (индивидуально) предлагается рассказать эту сказку котенку (игрушке), который опоздал и не слышал сказки.
Связная речь оценивается по 4-х бальной системе.
4 балла. Ребенок самостоятельно, связно, логично и последовательно передает содержание текста.
3 балла. Ребенок договаривает фразу, начатую взрослым, соблюдая логичность и последовательность. Например: Жили-были… – Дед и баба.
2 балла ставится ребенку, если он договаривает отдельные слова. Например: — Жили-были дед и – … Баба. И была у них Курочка … – Ряба.
1 балл ставится в том случае, если ребенок с трудом выполняет задание (даже при договаривании отдельных слов он не соблюдает последовательности и логичности).
10.3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ
В ходе проведения первичного обследования нами были получены следующие данные:
Уровни овладения связной диалогической речью детьми 3-4 лет
Начало года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Умеют слушать и понимать обращенную к нему речь
6/30%
5/25%
9/45%
Владеют речевыми оборотами для вступления в общение
3/15%
5/25%
12/60%
Понятно отвечают на вопросы взрослых
8/40%
7/35%
5/25%
Выражает свои просьбы словами
4/20%
5/25%
11/55%
Умеют слушать и понимать обращенную к нему речь
5/25%
6/30%
9/45%
Делятся впечатлениями, рассказывают, что сделали, как играли
6/30%
5/25%
9/45%
Уровни развития предпосылок монологической речи у детей 3-4 лет
Начало года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самостоятельно составляет рассказы по картинке
1/5%
3/15%
16/80%
Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений
1/5%
2/10%
17/85%
Логичность и последовательность монологов
1/5%
3/15%
16/80%
Связность монологических высказываний
1/5%
3/15%
16/80%
Уровни контекстности речи детей 3-4 лет
Начало года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Содержание мысли полностью выражает в контексте речи
3/15%
5/25%
12/60%
Ясно и последовательно выражает свои мысли
1/5%
2/10%
17/85%
Полнота и развернутость высказываний
2/10%
4/20%
14/70%
Для наглядной демонстрации результатов мы построили гистограмму, в которой отразили как процентные, так и уровневые показатели первичного обследования детей младшего дошкольного возраста.
Первичное обследование
[pic] 1. Уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 лет)
Таким образом, проведённые исследования показали невысокий уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Во время беседы мы увидели, что немногие из детей владеют речевыми оборотами для установления контакта, проявляют умение слушать и понимать обращенные к ним высказывания. Во время беседы мы также увидели, что только 40% детей умеют полно и ясно отвечать на вопросы, не прибегая к жестам и односложным ответам.
Полных ответов было меньше, чаще звучали ответы, сопровождаемые жестами, так, на вопрос, «Какие игрушки нравятся в детском саду?» дети отвечали, показывая пальцем: «Много игрушек».
Из полученных данных видно, что дети идут на контакт, но недостаточно владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы. Из-за невнимательности переспрашивают, занимаются чем-либо в момент диалога. Часто перебивают собеседников, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения.
При составлении рассказа по картинке и пересказе сказки многие дети не могут без помощи педагога составить коротенький рассказ и пересказать сказку. Одним из них требовалась небольшая помощь в виде вопросов, другим – более значительная. Среди детей были и такие, которые отказалсь от выполнять это задания. Детские монологи не отличались связностью и последовательностью. У многих детей высказывания, особенно диалогические, отличались тем, что не отражали содержания мысли полностью языковыми средствами, дополняя его жестами, мимикой. Преобладали неполные предложения (односложные ответы или добавления при пересказе одного слова вместо фразы). Подлежащие и дополнения часто заменялись личными и указательными местоимениями. Налицо были яркие проявления ситуативности речи и слабое проявление контекстности.
Полученные результаты первичного обследования убедили нас в необходимости разработки проекта по развитию у детей младшего дошкольного возраста связной речи посредством настольного театра.
Проект «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством настольного театра» направлен, прежде всего, на активизацию связной речи детей четвёртого года жизни, обогащение их словаря и развитие контектности речи.
В ходе изучения опыта педагогов младших групп нами был сделан вывод, что у них отсутствует востребованность в развитии связной речи детей такого средства как настольный театр. Настольный театр рассматривается ими только как средство развлечений. Между тем, педагогический потенциал настольного театра вполне позволяет его использовать в качестве средства развития у малышей связной речи. Во-первых, это вид игровой деятельности детей (совместной с воспитателем и самостоятельной), во-вторых, игры в настольный театр строятся часто на материале литературных произведений, которые, как указывал еще К.Д. Ушинский, являются лучшими образцами родной речи.
С воспитателями были проведены консультации по руководству режиссерской игрой, им были рекомендованы разнообразные виды настольного театра. На практикуме с педагогами учились изготавливать персонажи и декорации для настольных театров разных видов.
В работе с родителями главной целью было сделать их единомышленниками и помощниками педагогов. Для этого стремились:
— создать мотивацию их участия в процессе развития связной речи у детей (родительское собрание «Связная речь в жизни дошкольника», «Театр дома», индивидуальные беседы о результатах диагностики связной речи у детей, о статусе ребенка в группе);
— знакомство родителей с работой ДОУ по развитию связной речи у их детей средствами настольного театра и ознакомление с видами настольного театра (показы родителям игр детей в настольный театр; групповые и индивидуальные консультации, выпуск для родителей индивидуальных брошюрок «Поиграйте с дочкой», «Поиграйте с сыном», беседы с родителями);
— оказание помощи родителям в развитии связной речи детей и игровой деятельности в семье (индивидуальные беседы, письменные консультации, привлечение родителей к развлечениям «Театральные посиделки»).
В качестве организационных форм непосредственной образовательной деятельности выступали совместные с воспитателем различные виды игровой деятельности детей и показы настольного театра. Игры проводились индивидуально. Показы – коллективно. Самостоятельные игры детей дополнялись и переводились в усвоенные в совместной деятельности с воспитателями игровые и речевые умения в зону актуального развития воспитанников.
В процессе совместных игр с детьми в настольный театр использовались следующие методические приемы:
показ настольного театра и беседы после показа;
совместные импровизации (ролевые диалоги);
разыгрывание при помощи фигурок настольного театра потешек, стихотворных и прозаических диалогических текстов;
совместное разыгрывание разнообразных сказок;
знакомство с текстом сказки, с атрибутами настольного театра (игрушки, плоскостные фигурки, куклы на конусе и т.п., декорациями);
изготовление атрибутов в присутствии детей, рассказы педагогов о назначении атрибутов;
упражнения на воспитание грамматической и орфоэпической грамотности;
В группе была создана предметно-развивающая среды для игр в театр. Общая стратегия создания игровой среды была заимствована из рекомендаций Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой:
во-первых, создавалась оптимально насыщенная (без чрезмерного обилия и недостатка), целостная, многофункциональная, трансформирующая среда для игр с настольным театром;
во-вторых, соблюдался баланс между новым материалом и знакомым материалом;
в-третьих, учитывалась полоролевая специфика.
Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
При проведении коллективных развивающих игр и непосредственной образовательной деятельности в группе создавалась веселая и непринужденная атмосфера, подбадривались зажатые и скованные дети, внимание на промахах и ошибках не акцентировалось.
На первом этапе предполагалась организация восприятия образцов диалога в процессе показа настольного театра. Для этого мы использовали показ спектаклей при помощи различных видов кукольного театра и последующие беседы. Беседы преимущественно вели по поводу диалогов персонажей.
Применяли такие произведения как: «Кисонька-мурысенька», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т.п.
В работе использовали различные виды кукольного театра. Кроме спектаклей, использовали показ небольших этюдов, которые позволяли включить нужные для демонстрации виды реплик и обыгрывание правил ведения диалога: их соблюдение или нарушение. Для этого использовали любые куклы и образные игрушки. Специфика этюдов состояла в том, что в них главным был не сюжет, а диалог. Для примера приведем этюды, в которых диалог состоялся между игрушечным щенком и зайчонком.
«Однажды Щенок встретил на улице Зайчонка. Он удивился и спросил:
— Зайчонок, ты куда идешь?
— Здравствуй, щенок. Тебе бы вежливости поучиться. Надо вначале «Здравствуй» сказать, а затем спрашивать.
— Здравствуй, зайчонок, спасибо за подсказку. Пойдем играть.
— Пойдем! Хочешь наперегонки бегать?
И они стали соревноваться».
Беседы по содержанию этюдных диалогов позволили детям на конкретных примерах познакомиться с правилами поведения в диалоге.
Второй этап технологии предусматривал совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком. Педагог предлагал ребенку действовать фигуркой и говорить за нее. Для показа использовались знакомые сказки, стихи и потешки, и этюды-импровизации. Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также как показ для других детей.
В свободной деятельности в вечерние часы дети стимулировались к самостоятельным показам настольного театра тем, что наборы атрибутов к знакомым, не раз исполняемым в показах произведениям раскладывали на доступных местах. Если они не привлекали детей, возвращались вновь к показу настольного театра воспитателя и к совместным показам с детьми.
С детьми, у которых уровень развития связной речи был низкий, проводили совместные игры с настольным театром и показ настольного театра по произведениям, содержащим простые ответные реплики: либо звукоподражательные слова, либо реплики ребенка отражали речь педагога:
Сапгир Г. Кошка — Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережешь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молока?
— Мяу.
— А в приятели щенка?
— Фрр!
Пирожок
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Пирожок нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— Ты его съел?
— Съел.
На третьем этапе педагоги в индивидуальной работе с детьми привлекали их к импровизированным диалогам между персонажами настольного театра. Кроме того дети приобщались к совместному рассказыванию и показу средствами настольного театра произведений, в которых не было диалогов, но были действия персонажей («Репка», «Три котенка», «Цыпленок» К. Чуковского и т.п.). В них дети вначале договаривали отдельные слова, затем фразы, а позже, в самостоятельных играх с настольным театром дети самостоятельно пересказывали тексты произведений.
Таким образом, этапы технологии содействовали постепенному включению детей в режиссерские игры с настольным театром, обогащали содержание игр, стимулировали их, и тем самым содействовали развитию связной речи, а именно: развитию речевого диалогического общения, развитию предпосылок монологической речи, переходу ситуативной речи в контекстную и усвоение элементов культуры связной речи.
После проведения запланированных мероприятий в конце года мы провели итоговое обследование детей и получили следующие результаты:
Уровни овладения связной диалогической речью детьми 3-4 лет
Конец года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Умеют слушать и понимать обращенную к нему речь
12/60%
7/35%
1/5%
Владеют речевыми оборотами для вступления в общение
10/50%
9/45%
1/10%
Понятно отвечают на вопросы взрослых
11/55%
8/40%
1/5%
Выражает свои просьбы словами
9/45%
9/45%
2/10%
Умеют слушать и понимать обращенную к нему речь
9/45%
9/45%
2/10%
Делятся впечатлениями, рассказывают, что сделали, как играли
9/45%
8/40%
3/15%
Уровни развития предпосылок монологической речи у детей 3-4 лет
Конец года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самостоятельно составляет рассказы по картинке
4/20%
6/30%
10/50%
Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений
8/40%
9/45%
3/15%
Логичность и последовательность монологов
11/55%
6/30%
3/15%
Связность монологических высказываний
10/50%
8/40%
2/10%
Уровни контекстности речи детей 3-4 лет
Конец года
Показатели Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Содержание мысли полностью выражает в контексте речи
7/35%
8/40%
5/25%
Ясно и последовательно выражает свои мысли
6/30%
7/35%
7/35%
Полнота и развернутость высказываний
5/25%
8/40%
7/35%
Итоговое обследование
[pic] 2. Уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 лет) на конец года.
Полученные результаты итогового обследования свидетельствуют о том, что у дошкольников значительно повысился уровень развития связной речи по сравнению с результатами первичного обследования. Полученные данные позволяют признать необходимыми и достаточными созданные условия для реализации проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством настольного театра» как содействия развитию речевого диалогического общения, развитию предпосылок монологической речи, переходу ситуативной речи в контекстную и усвоение элементов культуры связной речи.
Вывод: Проведенный сравнительный анализ и снижение количества детей с низким уровнем показывают существенную разницу в количественном и качественном отношении в развитии связной речи детей в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Во время беседы дети стали использовать речевые обороты для установления контакта, проявляют умение слушать и понимают обращенные к ним высказывания. Большинство детей полно и ясно отвечают на вопросы, не прибегая к жестам и односложным ответам. Дошкольники не перебивают собеседников, дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения.
При составлении рассказа по картинке и пересказе сказки многие дети без помощи педагога составляют коротенький рассказ и пересказывают сказку. Детские монологи стали отличаться связностью и последовательностью. У многих детей высказывания, особенно диалогические, отражают содержания мысли полностью языковыми средствами, дополняют его жестами, мимикой. В речи детей преобладают полные предложения. Более ярко стала проявляться контекстность речи.
Заключение
Связная речь понимается как речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль. Коммуникативная функция связной речи реализуется в диалоге и монологе. Монолог представляет собой наиболее сложную для младших дошкольников форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Ребенок первоначально овладевает ситуативной речью, т.е. речью, непосредственно связанной с ситуацией, а потому ее языковое оформление отличается краткостью, алогичностью, наличием неязыковых средств выражения мысли. Переход ситуативной речи к контекстной речи является одной из задач развития связной речи. Критериями для оценки уровней развития связной речи у малышей могут считаться:
– развитие связной диалогической речи (умеют слушать и понимать обращенную к нему речь, владеют речевыми оборотами для вступления в общение, понятно отвечают на вопросы, выражают свои просьбы словами, делятся впечатлениями, рассказывают, что сделали, как играли);
– развитие предпосылок монологической речи (самостоятельно составляет рассказы по картинке, без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений, логичность и последовательность монологов, связность монологических высказываний);
– контекстность речи (содержание мысли полностью выражается в контексте речи, ясно и последовательно выражает свои мысли, полнота и развернутость высказываний).
Первичное обследование показало, что уровень развития связной речи у большинства детей младшего дошкольного возраста на начало учебного года недостаточно высок. Недостатки, касаются, прежде всего, в передаче связности и последовательности высказывания, в бедности словаря и ситуативности речи.
Исследование выявило, что в практике настольному театру как средству развития у детей младшей группы связной речи уделяется недостаточное внимание. Между тем, исследование подтвердило эффективность данного средства. Поэтому возникла необходимость в создании проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством настольного театра». Реализация данного проекта показала, что процесс развития связной речи у младших дошкольников посредством настольного театра эффективен, это доказывают и результаты итоговых срезов по выявлению уровней развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством настольного театра» показал, что настольный театр для дошкольников 3-4 лет представляет собой доступную и привлекательную для них деятельность. Она осуществляется как на уровне восприятия показа настольного театра, так и на уровне индивидуальных режиссерских игр. Поэтому настольный театр может быть компонентом совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников.
Настольный театр и игры детей с ним обогащает содержание связной речи детей, дает лучшие ее образцы, упражняет детей в употреблении диалогических реплик (репродуктивных и продуктивных), создает условия для освоения предпосылок связной речи.
В нашей программе не исчерпаны все аспекты работы по развитию связной речи средствами настольного театра. В перспективе необходимо изучить более глубоко использование индивидуального подхода к детям в процессе развития связной речи.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ ОСНОВУ ПРОГРАММЫ:
Проект – это комплексная задача, решение, которой осуществляется с учетом социально-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Речь- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Связная речь- это связность мыслей.
Монолог - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика; речь, обращённая к слушателям или к самому себе, не менее 5 минут.
Диалог - первоначальное значение — разговор, беседа в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми;
Контектность - это свойство личности, которое выражается в коммуникабельности, общительности и способности устанавливать связь (контакты) с людьми.
Театрализованная деятельность дошкольника – это «системный процесс, основанный на игровой деятельности, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля».
Список литературы
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С.
Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду (игры, упражнения, сценарии) [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2003. – 125 с.
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 245 с.
Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – С. 51-61.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Владос, 1998. – С.23-45.
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 250-296.
Брызгунова, Е.А. Диалог [Текст] / Е.А. Брызгунова // Русский язык: энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – С. 74-75.
Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка [Текст] / Т. Г. Винокур – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобериддзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – С. 167-174.
Доронова, Т.Н. Играем театр [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 77 с.
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.Г. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 201 с.
Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2001. – 205 с.
Занятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты [Текст] / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 384 с.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] / Э.П. Короткова – М.: Просвещение, 1982. – 137 с.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Авторы-составит. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 358-369.
Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. – 170 с.
1