НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






«Как нет человека без самолюбия,

так и нет человека без любви к своему отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К. Д. Ушинский


Основой мировоззрения и отношения к своей стране - является патриотизм. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Гражданско-патриотическое воспитание на данный момент - одно из важнейших задач системы воспитания. «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались ответить на этот вопрос многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Поэт А. Лукин в своем стихотворении «Отчий дом» выразил это так: «Отчего у дома, отчего со страною много общего? Где родился – та страна, словно отчий дом одна. Ни Отечества, ни отчества мне не захочется, всё на свете – до конца! – от Отчизны и отца».

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469-399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.


Платон (427-347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.


Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.


Спустя много веков, Я.А. Коменский (1592-1670) в своем трактате "Наставление нравов" приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное изречение: "Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает".


Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776-1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность".

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал: "Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… "

Дошкольное детство - важный период становления личности ребенка, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного возраста внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Они регулируют поступки, действия, определяют желания ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью. [pic]


Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков:

Что я знаю о себе;

Я и моя семья;

Мой детский сад;

Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

Мой край, его особенности (социальное и природное окружение).

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в том, что каждый его компонент важен и не может быть исключен или заменен другими.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;


  1. формирование бережного отношения к природе и всему живому;


  1. воспитание уважения к труду;


  1. развитие интереса к русским традициям и промыслам;


  1. формирование элементарных знаний о правах человека;


  1. расширение представлений о городах России;


  1. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);


  1. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;


  1. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень значима в решении задач нравственного воспитания, поскольку содействует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети быстро, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, сказки рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее результативны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, охранять их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многосторонне и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть насыщена доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнpaвственностью. Окружающие ребенка условия становится средством воспитания чувств, взглядов, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на воспитание определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, степени их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формиpoвать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;


2. Методы формирования нравственного сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

3. Методы стимулиpoвания: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

  1. соответствие метода цели и задачам воспитания;

  2. гуманный характер метода, не унижающий ребенка, не нарушающим его права. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

  3. реальность метода, требующий логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным;

  4. для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей - устроить "мастерскую по ремонту игрушек". В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

  5. избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и не приносить нужный результат;

  6. тактичность применения метода. Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосредованное влияние - великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

  7. планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе - от выбранного метода следует отказаться;

  8. терпение и толерантность педагога при использовании метода. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

  9. доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимание знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет;

  10. методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).


Таким образом, осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста, воспитатели смогут заложить надежный фундамент будущей личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность, усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать себя в жизни. Окружающая ребенка среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и обязанностей, которые станут гарантией его самосохранения и сохранения его культуры.