Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 87
Педагогическое моделирование
Составила:
зам. зав. по ВМР.
Филиппова Л.П.
г. Н. Новгород
2014г.
-2-
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед».
М.М. Поташник считает, что проект – документально оформленный образ будущего. Автором метода проектов в образовании является американский педагог Е. Паркхарст, предложивший в 1919 г. индивидуализировать процесс обучения и дать возможность каждому школьнику обучаться в наиболее удобном для него режиме. Следует отметить, что России в 20-х годах прошлого столетия метод проектов применялся во многих школах и вузах.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью»
(определение В. Килпатрика).
Согласно определению Д.Иванова, проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению».
Основные требования к использованию метода проектов:
1, Наличие значимой в исследовательском творчеcком плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-3-
-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
корректировка;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
выдвижение новых проблем.
Типология проектов
1. По доминирующему методу или виду деятельности существуют следующие виды проектов: исследовательский, творческий, ролево-
-4-
игровой, информационный, практико-ориентированный и др.
Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции
-5-
по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Как правило, результат ориентирован на социальные интересы участников проекта (например создание программы действий, направленных на решение выявленных экологических проблем в природе, обществе, разработка справочного материала или словаря, проект зимнего сада ДОУ и т.д.), Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные);
средней продолжительности (один - два месяца);
долгосрочные (до одного года).
Базовые этапы проектной деятельности
Этапы Цель
Содержание работы
Организационные фрагменты занятий
1
2
3
4
Подготовительный
Мотивация, целеполагание
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели (выявление проблемы, противоречия), формулировка задачи
Создание
проблемно -мотивационной среды занятия
Концептуализация и
программи-ровие
Проектирование
Построение ориентировочной основы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения
результатов, способов и средств деятельности
Беседа, дискуссия, «мозговой штурм»
Планирование
Построение плана
деятельности.
Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной (роли). Самообразование и актуализация знаний
Самостоятельная и групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум
Практическая системность
Получение продукта, результата проектной деятельности за счет решения определенных задач
Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т.д.
Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов и их графическое представление
Самостоятельная работа, практикум, педагогическая практика
Аналитический
Рефлексия
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Семинар, круглый стол, консультации
Контрольно-коррекционный Коррекция
Анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции
Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия
Заключительный
Защита проекта
Представление содержания работы, обоснование выводов
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие
Во многих философских и психологических исследованиях доказано, что творческая деятельность, какой является педагогическое проектирование, выступает как система с рефлексией (В.В. Давыдов, В.Д. Семёнов и др.). Рефлексия — мыследеятельностный процесс, позволяющий человеку осознать свои действия, выявить их смысл, сформулировать результаты, определить цели дальнейшей работы и скорректировать их выбор. Она контролирует процесс получения информации, последовательность и обоснованность действий и помогает их критически осмыслить.
При обучении рефлексии проектной деятельности следует решать ряд задач по самооценке процесса и результатов. Необходимо научиться отвечать на следующие вопросы:
- То ли я сделал, что хотел?
- Так ли я это сделал, как хотел?
- Что я сделаю в следующий раз в подобной ситуации?
- Какие средства и действия лучше использовать впредь?
- Почему те или иные средства предпочтительнее?
Данные вопросы используются в разных ситуациях: коллективных и парных обсуждениях; устно и письменно, индивидуально с руководителем проекта и
-7-
самостоятельно.
Задачи рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
Рефлексия деятельности должна включаться в алгоритм проектирования, что поможет приучиться анализировать каждое проектное действие и весь проект в целом.
Рефлексия придает новый уровень формированию умений педагогического проектирования, позволяет:
- видеть противоречие и точнее формулировать проблему;
включаться в процесс целеполагания, прогнозируя конечный результат;
увереннее выбирать средства для достижения цели;
реализовывать проект и защищать его.
В результате у педагогов ДОУ появляются собственная позиция и самостоятельность, критическое мышление и активность. Они овладевают методами экспертной оценки проектов.