КОНСУЛЬТАЦИЯ
(для педагогов)
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
Подготовил:
Ст.воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка»
[link] есть — фантазирование, складывание, измышления, сочинительство, сложение, изобретение, выдумывание. Я буду говорить игра-придумывание.
Игра-придумывание – это более высокая ступень сюжетной игры. Как уже говорилось, каждый новый способ построения игры (на данном этапе - совместное сюжетосложение) формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от более простых, ранее усвоенных способов. Сделать именно совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода - совместной со взрослым «игре-придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде.
Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность со взрослым. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения "расшатывания" уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Основное средство — игра-придумывание. Этапы работы над игрой-придумыванием:
1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение)
2. Преобразование известной сказки (2—3 раза):
• замена главного героя;
• замена искомого объекта или персонажа;
• замена волшебного средства;
• предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов)
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими.
4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаиодействием)
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4—5 человек).
Уже на первоначальных этапах после игры придумывания со взрослым у детей может возникать желание самостоятельно ее продолжить. Иногда они пытаются продолжить сюжет дальше в речевом плане, но чаще придуманный со взрослым сюжет служит толчком для игры с распределением ролей, развертыванием действий с игрушками. Следует поддерживать эти стремления, но никак не навязывать им «разыгрывание» придуманного сюжета.
Главное то, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельности игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.
Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Желаю вам полюбить игру, и тогда дошкольное детство ваших воспитанников наполнится радостью и счастьем.
10