Консультация для родителей на тему: Компьютер - вред или польза?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Консультация для родителей

«Компьютер:

Вред или польза?»


Персональные компьютеры (ПК) прочно заняли существенное место в нашей жизни. Спорить по поводу того, нужно ли детей допус­кать до этого изобретения конца XX столетия, пожалуй, бессмысленно, так как уже в начальной школе наши дети будут с ним взаимодействовать, выпол­няя определенные учебные задания. Компьютерные технологии сейчас яв­ляются важнейшими элементами учеб­ной деятельности не только любого высшего образовательного учрежде­ния, но и обычной школы. Естествен­но, что использовать все возможности этих умных и быстрых помощников мо­жет только тот, кто знает, как с ними нужно управляться, какие у них имеют­ся возможности и проблемы.

Цивилизованное человечество столкнулось в процессе освоения этих средств вычисления, обучения, хране­ния и передачи информации с неожи­данными опасностями, которые таит в себе бездумное взаимодействие с персональными электронными маши­нами. Прежде всего, это электромаг­нитное излучение примерно такого же типа, какое имеется у телевизоров. Это излучение относительно слабое, но при длительной работе с компьюте­ром даже взрослые обязательно испы­тывают специфическую форму утомле­ния, которое проявляется в усталости, раздражительности, рассеянности и иногда в слабости. Эти признаки хоро­шо известны в клинике неврозоподобных расстройств. Если есть возмож­ность отвлечься от работы с машиной и переключиться на физическую рабо­ту, то перечисленные неприятные сим­птомы проходят. Эти наблюдения, ко­торые были сделаны еще на заре элек­тронных средств вычисления, легли в основу рекомендаций по эксплуатации компьютера, одним из важнейших эле­ментов которых является ограничение времени непрерывной работы двумя часами. Два часа как время безопас­ного взаимодействия с электронной машиной – это усредненный срок для взрослого и здорового молодого мужчины или юноши. Любая болезнь, ес­тественно, ограничивает время рабо­ты с компьютером.

Вторая проблема, которая стала очевидной в последние десятилетия, связана с возможными вредностями изображений на экране монитора. Изображение на мониторах даже при очень хороших качествах и высоких технических характеристиках иногда совершенно незаметно для глаз, а иногда видимым образом совершает мелкие колебания, то есть зрительные объекты вибрируют. Эти вибрации при­чиняют зрению большие неприятнос­ти. Хорошо известны случаи быстрой потери зрения многими даже молоды­ми людьми, если они не соблюдают са­нитарно-гигиенических требований работы с компьютером. Основные тре­бования опять-таки сводятся к частым и продолжительным перерывам взаи­модействия с машиной. Таким обра­зом, отдых и перерывы в работе необ­ходимы всем работающим с компью­тером.

Однако это еще не все потенциаль­ные угрозы, которые несут всё совер­шенствующиеся средства вычисления и хранения информации. Последние изобретения были связаны с создани­ем компьютерных информационных сетей, известных под названием Internet (или всемирная паутина). Чело­вечество не сразу осознало эту опас­ность. Первыми с ней столкнулись тех­нически и экономически развитые страны, такие, как Япония и США. Опи­сан синдром компьютерной зависимо­сти, который оказался очень похожим на наркоманию химической природы. Пользователи, особенно молодежь и подростки, могут часами взаимодей­ствовать с компьютером, не проявляя интереса к остальным жизненным со­бытиям. Подростки и дети много часов проводят перед экраном монитора, «плавая» в компьютерном простран­стве, насыщенном информацией, не всегда безобидной и безвредной. Главный результат этого увлечения – резкое ограничение социальных свя­зей и контактов, что приводит к лише­нию эмоционально заряженного обще­ния с друзьями и родными. Дети и под­ростки становятся ревностными фана­тами компьютерного, чрезвычайно специфического общества. Некоторые психиатры говорят об особой форме психического расстройства, которое вызвано чрезмерным увлечением пу­тешествиями в Internet-сети. Итак, ком­пьютер – это полная больших возмож­ностей, но и потенциальных угроз вещь, которой должно быть отведено свое место. Иначе при переоценке значимости этого технического сред­ства и отношении к нему как к драго­ценному другу и близкому человеку может возникнуть большая беда в виде психического расстройства.

Как же избежать этих проблем, если уклониться от взаимодействия с электронными средствами информа­ции и связи нашим детям невозможно? Ответ на этот вопрос не так прост... Если говорить о санитарно-гигиени­ческих проблемах, то возможной про­филактикой может быть жесткий и по­стоянный контроль взрослых за време­нем, проводимым детьми за компью­терными играми. До тех пор, пока ре­бенок не научится оценивать свое не­рвно-психическое состояние адекват­ным, то есть соответствующим объек­тивным его качествам, образом, необходим внешний контроль и регла­ментация игр. Второе, на что следует обращать внимание, это освещен­ность в комнате и яркость экрана. Ос­вещенность должна быть достаточной, чтобы взрослые с нормальным зрени­ем могли видеть все клавиши клавиа­туры полностью и не напрягая зрения. Яркость экрана устанавливается индивидуальным образом, но так, чтобы глаза не слишком уставали от свечения объектов на нем.

Другой важный аспект компьютер­ных игр – это их содержание. Игра должна быть развивающей, немного сложной для ребенка, а не отупляюще однообразной и монотонной. Иначе эффект будет противоположным: вме­сто развития и стремления к познанию с помощью компьютера – компенса­ция жизненных неудач и уход от реаль­ной жизни в киберпространство. Неко­торая усложненность игровых дей­ствий служит для ребенка стимуляци­ей общения с более опытными взрос­лыми. Таким образом компьютер мо­жет выступить в качестве связующего звена между ребенком и авторитетны­ми членами семьи.

Современный компьютерный ры­нок завален лазерными дисками с во­енизированными играми и играми, в которых действующие лица характери­зуются агрессивными чертами. Второй по популярности набор игр включает серии операций на скоростные и зри­тельно-моторные действия. Редкостью являются игры для детей, рассчитан­ные на включение оперативной памя­ти и внимания, которые как раз и тре­буют для своей тренировки высокоэф­фективных и скоростных компьютерных средств. Массовый выпуск развиваю­щих высшие психические функции ком­пьютерных программ – это дело, хочет­ся верить, недалекого будущего. Нача­ло этому процессу закладывается уже сейчас в научно-исследователь­ских работах, в которых в качестве субъектов игровой деятельности вы­ступают дошкольники. Сотрудниками ка­федры психофизиологии ребенка Рос­сийского государственного педагогиче­ского университета имени А. И. Герцена убедительно показано, что дошкольни­ки начиная с трех - четырехлетнего воз­раста в состоянии выполнять нетрудные сенсомоторные операции с компьюте­ром в условиях совместного со взрос­лыми взаимодействия. При участии психолога-экспериментатора многие пятилетние дети справляются с цепной сенсомоторной задачей, успешное вы­полнение которой возможно при при­влечении ресурсов внимания и опера­тивной памяти. Наконец, было установ­лено, что в условиях систематического опыта взаимодействия с компьютер­ными адекватными в возрастном отно­шении программами дошкольники становятся умнее и более быстрыми в своих решениях. Они тренируют так необходимую для современного ин­формационно насыщенного мира спо­собность формировать быстрые и точ­ные реакции на образы в динамиче­ском режиме.

Дети, которые приняли в свою жизнь вычислительную технику как средство умственного развития, в своей даль­нейшей жизни смогут использовать до­стижения технической мысли более адекватным способом, чем те, кто по­знакомился с компьютером исключи­тельно как с развлечением.