Развитие музыкальных способностей дошкольников.
В настоящее время многие выдающиеся музыканты и музыкальные педагоги активно обращают внимание на роль музыки в воспитании ребенка. Одним из первых можно назвать практический опыт Золтана Кодая, благодаря которому в 1951 году в Венгрии появились первые школы с расширенным (ежедневным) преподаванием музыки. По результатам школьного эксперимента выяснилось, что успеваемость по всем предметам стала гораздо выше, несмотря на то, что объем преподавания других предметов, по количеству уроков, пришлось сократить в пользу музыки. Комментируя этот результат, Кодай говорил: - «Мы, живущие непосредственной практикой, ни в каких объяснениях на этот счет не нуждаемся. Мы знаем, что ежедневные занятия музыкой настолько освежают дух, что он проявляет большую восприимчивость в отношении других предметов. Кроме того, оказывается, музыка имеет и некое общее влияние на человека».
Известен опыт работы в этой сфере и других педагогов – Белы Бартока, Карла Орфа, Эйтора Вила-Лобоса и многих других. Здесь же можно вспомнить и о древнегреческом идеале образования, при котором всеобъемлющее преподавание музыки в школах являлось условием действительного формирования человека.
Следует подчеркнуть, что в работах этих педагогов музыка рассматривается не в роли некоего специального предмета, который дает специфические знания, а в роли центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать «духовный опыт».
Музыка, разумеется, еще и доставляет радость – занимаясь музыкой, мы постоянно находимся на грани духовного и чувственного и более или менее осознанно переживаем что-то из нашего духовного прасуществования.
Музыка и танцы – это художественный дар человека. Его переживания, мысли, опыт. И у детей раннего возраста именно музыка вызывает эмоциональный отклик раньше других видов искусства. От природы музыкален каждый! Музыка оказывает влияние на формирующийся плод уже во время беременности. Музыка активизирует все энергетические процессы. В пифагорейской школе даже занятия математикой проходили под музыку.
Целостная система музыкального воспитания предполагает активное целенаправленное знакомство с музыкой в самом раннем возрасте.
Цели музыкального воспитания в детском саду - подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, способствовать выработке качеств и способностей, которые пригодятся в школьные годы:
- внимание к звуку, его особенностям
- внимание к слову
- внимание к окружающему миру
- владение интонационными возможностями речи
- образное мышление
- богатство эмоциональных реакций
- культура движений
- двигательные навыки, развитие мелкой моторики
- слуховая и зрительная память
- через сотрудничество в игре – социальные навыки
- готовность к поиску творческих решений
- умение концентрироваться и расслабляться
Через занятия музыкой, пением, танцами, театром ребенок находит душевное равновесие, что в свою очередь укрепляет его здоровье, развивает коммуникабельность.
Одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности является пение. В процессе пения у детей эффективно развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. А хоровое пение, которое наиболее активно используется при занятиях с дошкольниками, объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.
Хорошая песня – это и одно из средств воспитания ребенка. Мы стараемся, чтобы наши дети пели о дружбе, о родном крае, о любви к маме, бабушке, папе, дедушке, веселые игровые и шуточные композиции. В детских песнях должно быть много солнца, позитива, радости!
Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции. Даже если дети уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!
Умение чувствовать рифму очень важно для детей с речевыми проблемами, а рифма как раз и является основой песни!
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве. Это и пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. К тому же мы непременно «разбираем» текст, выясняя, все ли новые понятия, явления, знакомы ребенку.
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти: многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут вспомнить прочитанные рассказы дословно.
Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию.
При пении песен мы используем дыхание. Мы учим детей правильно брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Правильное пение с детства успешно развивает и певческий голос и музыкальный слух. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности.
Я не зря так люблю заниматься с детьми пением – оно благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Но, учитывая то, что детский голос обладает особыми качествами, отличными от качества голоса взрослых, обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и – прежде всего – сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, необходимо учитывать:
- звуковой диапазон песен должен соответствовать объёму голоса детей данного
возраста;
- следует исключить разучивание с детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен;
- ограничивать детей от громкого пения.
При вокально-хоровой работе необходимо контролировать выполнение правил певческой установки, от которой в немалой степени зависит верное дыхание, характер звука и эмоциональная подача исполнения.
Это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть ровно, не касаясь спинки стула спиной, ноги устойчиво стоят на полу;
- правильно брать дыхание;
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Разумеется, сначала идет работа по выбору репертуара, основными требованиями при выборе которого являются:
– художественная ценность;
– доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой
октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка
А затем уже идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческого дыхания, влияющего на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. На начальном этапе обучения этот процесс сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.
Спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают научить детей упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Воздушный шар», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»), так же весьма любимы детьми манипуляции с «чашечками чая», с которыми они наглядно убеждаются в продолжительности и силе дыхания.
В работе со звукообразованием так же необходима система – певческие упражнения и постоянные напоминания.
При правильной постановке голоса звукообразование должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для него большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Здесь приходит очередь артикуляционной гимнастики – скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
В современной музыкальной методике обучения дошкольников как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей рассматривается ритмодекламация – синтез поэзии и музыки. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации, так как их увлекает интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
При правильно поставленной работе с дошкольниками становятся заметны ее результаты:
- у детей появляется постоянный и устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности;
- дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики
и характера
- дети с удовольствием передают в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки;
- дети любят петь;
- дошкольники получают навыки владения собственным голосом;
- дети понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты;
- учатся слышать, определять и передавать в пении поступенное и скачкообразное
движение мелодии, высоту и громкость звука;
- учатся вступать в песне самостоятельно, после музыкального вступления
и проигрыша, точно попадая на первый звук;
- получают навыки эмоционального и выразительного пения.
Существуют различные виды музыки: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребенку. Самое главное, чтобы музыка могла воспитывать хорошее, доброе в человеке, потому что музыка способна формировать высокие моральные представления и ценности. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в общее психическое становление личности ребёнка.
В своём труде «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов пишет: «Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, воспитания и обучения».
Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека, что необходимо детям для их гармонического развития.