[link] (ковролинограф своими руками)
«КТО ЗА КЕМ»
Цель игры: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.
Ход игры
1) Ведущий просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку — последней, кошку — между дедом и бабкой, за кошкой — разместить собачку и т.д.
За правильное выполнение задания ребенок получает жетон-наклейку.
2) Если дети успешно овладевают всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель игры: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.
Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.
Ход игры
1) Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами (если дети старше семи лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребенок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает самый наблюдательный.
2) Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»
Цель игры: расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.
Ход игры
Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д. За правильные ответы ребенок получает жетон-наклейку. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«НАЙДИ ПО СИЛУЭТУ»
Цель игры: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.
Ход игры
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем — карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы. Если ребенок правильно находит героя, он получает жетон. Побеждает тот, кто наберет больше жетонов.
«РАСКРАСЬ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель игры: закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; развитие образного мышления и воображения.
Материал: загадки из игры «Собери из частей», фигурки-шаблоны героев сказки, цветные карандаши, бумага, опорные картинки к сказке.
Ход игры
Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки к сказке. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.
Когда фигурки лежат перед детьми, он зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны угадать, о ком идет речь. Тот, кто первым угадал, становится рассказчиком.
Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку-силуэт.
Дети, каждый на своем месте, обводят силуэт. После этого опорные карточки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.
Вначале рекомендуется играть простыми фигурками (репка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становится тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.
Если дети легко справляются с этим заданием, можно его усложнить. Предложите рассказчику описать картинку с участием героя (игра «Разведчик»).
«ПОКАЖИ ОДИНАКОВОЕ»
Цель игры: учить ребенка мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению; развивать фантазию, умение классифицировать предметы по разным основаниям.
Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки – жетоны.
Ход игры
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей и т.д., и просит показать детей одинаковое в группе.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например: у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка и внучка (ходят на ногах, люди), чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т.д.
За правильные ответы ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных ответов.
«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»
Цель игры: учить детей составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.
Материал: игровое поле, фигурки к сказке из настольного театра
Ход игры
Ведущий выкладывает на игровом поле сюжет из сказки «Репка» и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны. Детям трех-пяти лет можно играть два-три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.
«РАЗВЕДЧИК»
Цель игры: развитие внимания, образной памяти, речи; закрепление понятий на, над, под, перед, с, внутри и т.д.
Материал: фигурки-шаблоны, опорные картинки к сказке, бумага, цветные карандаши, загадки.
Ход игры
Ведущий загадывает загадку об одном из героев сказки. Тот, кто ее отгадал, становится «разведчиком». Ему показывают опорную картинку, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки-шаблоны, рисуют у себя картинку по описанию.
Ведущий помогает «разведчику» описать картинку более точно.
«СОБЕРИ ИЗ ЧАСТЕЙ»
Цель игры: развитие внимания, памяти, координации мелких движений рук.
Материал: разрезные картинки к сказке, фигурки к сказке из настольного театра
Ход игры
Покажите детям фигурки героев сказки. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.
Затем надо перемешать части карточек и попросить малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.
Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.
(Собака)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
(Кошка)
Собой не птица,
Петь не поет.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Желтая, как солнце,
А не солнце,
Хвост имеет,
А не мышь.
(Репка)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Собака)
«КТО У НАС ОБИДЕЛСЯ?»
Цель игры: развитие наблюдательности, обучение различению различных эмоциональных состояний.
Материал: разрезные картинки к сказке и изображения лиц, героев сказки с разными эмоциями.
Ход игры
Попросите детей собрать картинки. Спросите, какими получились изображения, что переживают персонажи, (наверное, они радуются, потому что вытянули репку).
Расспросите детей, какие еще бывают эмоции. Покажите изображения лиц и попросите вставить их в соответствующие места.
Почему они грустят? Чем их можно утешить?
Пусть дети расскажут о каждом герое, и, если они будут правильно отвечать, вставляйте изображения довольных лиц.
Когда дети освоят это, в следующий раз можете разыгрывать другие сюжетные сценки с различными эмоциями. При поиске изображений лиц, обращайте внимание на рот, глаза, брови героев: как они передают эмоцию.
«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
Цель игры: освоение цифр, овладение навыками счета.
Материал: игровое поле, фигурки героев сказки, карточки с цифрами от 1 до 8.
Ход игры
Вспомните вместе с детьми сказку. Когда будете рассказывать, показывайте цифры и выкладывайте их по ходу рассказа:
— Выросла репка, она была одна, затем появился дед, их стало двое, а дед был вторым. Третьей он позвал бабку, и их стало трое. Потом они позвали внучку — она была четвертой, и их стало четверо. (При каждом упоминании числа выкладываете соответствующую цифру.) Затем им на помощь пришла Жучка, она была пятая, и их стало пятеро. Жучка позвала кошку, и их стало шестеро, а кошка была шестой. Седьмая — мышка, она помогла вытащить репку. Всего репку тянуло шестеро, а с репкой их стало семеро.
При счете показываете на цифры и фигурки. Затем показываете на ребенка, говорите, что он восьмой, и даете ему карточку с цифрой 8.
Попросите посчитать числа и фигурки друг за другом, а потом назвать их.
«КТО КАК ВЫГЛЯДИТ»
Цель игры: развитие наглядно-образного мышления, внимания, образной памяти, мелкой моторики руки.
Материал: фигурки-шаблоны героев сказки, бумага, цветные карандаши.
Ход игры
Расскажите сказку и попросите ребенка рассмотреть фигурки героев со всех сторон. Объясните, что такое силуэт, и предложите обвести силуэт фигурки пальчиком, а затем — карандашом.
После этого попросите ребенка заштриховать силуэт. Обведите фигурки еще раз, и пусть малыш раскрасит полученный силуэт так, как раскрашена фигурка.
При раскрашивании попросите малыша комментировать, как и что он дорисовывает и раскрашивает. Например: «Я дорисовываю деду рубашку и раскрашиваю ее в красный цвет с белым горошком». Если ребенок затрудняется назвать элементы одежды, цвет, подскажите ему и попросите повторить. Для закрепления описания по силуэту можно поиграть в игры «Найди по силуэту», «Раскрась по описанию».
«ШЛЯПА ФОКУСНИКА»
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти.
Материал: фигурки-шаблоны всех героев одной из сказок, шляпа или шапка, платок, кружки-жетоны из Приложения 4.
Ход игры
Ведущий показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат фигурки героев сказки. Вам надо по очереди на ощупь определить героя и назвать его (дед, репка, кошка). За правильный ответ вручается жетон.
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ БЫ, ЕСЛИ...»
Цель игры: учить составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать фантазию, творческое мышление.
Материал: кружки – жетоны, опорные картинки к сказке.
Ход игры
Ведущий показывает картинку на сюжет сказки и спрашивает детей:
— Что было бы, если бы дед не посадил репку?
— Что было бы, если бы дед ее не поливал? Какая бы она выросла?
— Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?
Ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями с использованием союза если бы. Например:
— Если бы кошка поссорилась с Жучкой, то репку не вытянули бы. И т.д.
За правильные ответы ребенок получает жетон-кружочек. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
«РАССКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель игры: познакомить детей с противоположными понятиями, учить сравнивать, составлять сложные предложения.
Материал: фигурки героев сказки.
Ход игры
1) Ведущий начинает предложения и просит детей их продолжить:
Репка большая, а мышка...
Внучка молодая, а бабка...
Если дети успешно отвечают на эти и подобные вопросы, можно игру усложнить.
2) Дети сами по очереди составляют предложения. Побеждает тот, кто составит больше всех предложений или первым заканчивает предложение.
[pic]
[pic]
[pic]