Театр — и зрелище и школа для народа
Будить сердца людей – вот в чем природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда
Руководит взрослый человек. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того,
Что в дом прочно и уверенно вошло телевиденье, но ведь оно никогда не сможет
Заменить живого творческого общения родителей и детей.
Чтобы побороть робость ребенка, можно предложить ему объединить несколько
персонажей в знакомых литературных сюжетах и попробовать воспроизвести его в лицах,
стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия.
Например, сказка « Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой
Сказке, небольшое по величине, которые состоят из сборно – разборного домика – теремка и
персонажей. Этот комплект своего рода модель, ребенок один может проиграть всю
сказку, проговорив слова каждого персонажа и действия за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит
По- своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно
Пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того как он
увидел теремок. Хорошо если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ. Это
значительно расширит представление малыша об игровом образе.
младшем дошкольном возрасте при систематической театрализованной игровой
деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к
сознанию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи
и даже приглашенные. Используя взятый из книги сюжет, дети создают своеобразные
инсценировки.
В детском саду несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним
Театром, когда в семье чаще всего один, два или три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько зрителей, но и это бывает недостаточно для спектакля.
Впрочем, вряд ли нужно стремится к сложным домашним постановкам. Тем более, что
Цель то у них совсем другая, чем в условиях детского сада. Дома даже самые стеснительные
Дети ведут себя расковано, они более открыты в своих проявлениях, с ними роще войти в
Контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс оценке исполнительских умений ребят,
подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактическое вовлечение
детей в театральные действия очень скоро принесет первые ,положительные результаты.
Сохранить непосредственность и живость игры наиболее эффектно помогает подробный
Анализ того, что происходит по сюжету, и уточнение конкретных действий каждого
персонажа. После такого разбора детям становится понятным, что надо делать, они полнее
развертывают в свое воображение обстановку, где все происходит.
Логика действия и конкретные физические действия будоражат творческую фантазию,
и вместе с этим возникают нужные эмоции, которые доставляют радость самим
исполнителям, стерилизуют новые творческие проявления. Выступая перед зрителями,
дети преодолевают робость, мобилизируют свое внимание. Все эти качества
помогут почувствовать себя уверенно среди сверстников.
«Необходимо научить ребенка с детства
волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого,
пробудить в восприимчивой детской
душе эту драгоценную способность
сопереживать, порадоваться, сострадать…»
К. А.Чуковский.
Для ребенка сказка – это всегда нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Сердце замирает, когда он слушает сказку, и наполняется радостью, когда сам ее рассказывает и показывает. Замыкаясь на телевизоре и компьютере, в результате чего любимым занятием становятся и просмотр мультфильмов, или компьютерные игры, ребенок меньше общается, причем не, только со взрослыми, но и с другими детьми, становятся менее отзывчивы.
Я не раз наблюдала, как даже умным, талантливым детям трудно выразить свои мысли, но еще сложнее это сделать детям с нарушениями речи. Театр – прекрасный инструмент коррекционной практики: отвлекает внимание ребенка от его речевого дефекта, побуждает к обучению, освобождает от утомительной неподвижности, а положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время показа или просмотра, оказывают благотворное влияние на организм, развивают эмоциональную сферу. адует, что многие фирмы выпускают товары, необходимые для создания развивающей среды в группах. В их перечень входят и различные виды театра, но театр, сделанный своими руками, радует ребенка вдвойне. Поэтому я советую вместе со своим ребенком сделать свой театр забавных игрушек. При его изготовлении можно использовать бросовый материал, ткани различной фактуры, фурнитуру (кнопки, замки, шнурки, крючки, липкую ленту, бисер, бусины, блестки и т.д.). Дома всегда найдутся ненужные вещи: коробки и банки из-под смесей и кофе, старая одежда и картон. Банки или коробка обтягиваются плотной тканью, и работа закипает. Дети с большим желанием участвуют в этой работе: приклеивают глаза, делают клюв, хвост – и вот уже готов Петушок; приделывают ушки, носик – улыбается Зайчик.
Видя, результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают чувство удовлетворения. Игрушка, сделанная своими руками, вызывает эмоциональную реакцию – это делает театрализацию более интересной. Только что ребенок держал в руке Волка и хриплым голосом говорил: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». И тут же он, оставив Волка, берет Колобка и говорит за него уже тонким голосом: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек.
Такие игры чрезвычайно полезны для развития ребенка: они учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, глазами разных персонажей, имеющих разные цели.
Театр вводит ребенка в мир человеческих эмоций, помогает прожить определенные эмоциональные состояния. Дети становятся увереннее в своих возможностях, а их мимика – выразительнее, пластичнее. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационные, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… . Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.
На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно — разборного домика- теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по — своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.