|
Статья ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольниковАвтор публикации: Земенкова А.М. Дата публикации: 2016-11-20 Краткое описание: ... ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. Земенкова А.М., воспитатель КГКП детского сада «Петушок» отдела образования акимата Костанайского района Тел. 8 (702) 727-63-98; e-mail: [email protected] Развитие творческого начала в ребенке, остается одной из актуальных задач в образовании. В своем послании, «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Президент Н. Назарбаев отмечает, что: «результатом обучения детей должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»[1]. На сегодняшний день одной из главных целей государства в области дошкольного образования является воспитание творческой личности. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Лук А.Н.[2], Никитин Б.П.[3], Выготский Л.С.[4], Поддъяков Н.Н.[5], Ветлугина Н.А.[6] и др. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощрение, любознательность, сообщая детям знания, вовлечение их в различные виды деятельности, способствует расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей, так как оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Поэтому это качество необходимо всячески развивать. В обучении творческим способностям дошкольников, среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных организациях, особое место занимает теория решения изобретательских задач – ТРИЗ, разработка и распространение которой, связано с именем инженера - изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ- это научно - практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности [7]. Идея Альтшуллера, разрабатываемая с 1946 года в ТРИЗ, нашла свое отражение в современном образовании. В 80-е гг. возникло новое направление в образовании - ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. [8]. В 1987 году ассоциация ТРИЗ случайно, по недоразумению, семинар для инженерно-технических работников провела на базе детского сада в городе Находка, где дети подготовительной группы с интересом приняли участие в игре для развития творческих способностей «Маленькие человечки». Данный случай показал то, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии и творчества детей. Так впервые ТРИЗ нашла применение в детском саду [9]. Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к постоянному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, все это требует определенной подготовки воспитателя, его неподдельного желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в простых вещах. Занятия по развитию творческих способностей - это импровизация, игра, мистификация. Здесь дошкольников учат придумывать свои сказки и не одну, а ставят задачу так, чтобы каждый ребенок в группе проявил себя. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Тризовские занятия включают использование разных нестандартных материалов. В детском саду я проводила работу по отгадыванию загадок, она основывается конкретно на их отгадывании. Суть этой методике заключается в том, что она не дает каких-либо конкретных рекомендаций, как и каким образом их отгадывать. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Я взяла вторую младшую группу (3-4 года), в которой проводила эту работу. Я вывесила одну из табличек, где изображена модель составления загадки и предложила детям составить загадку про самовар. Затем я стала задавать детям наводящие вопросы: «Какой? Что бывает таким же?» Далее дети давали образные характеристики по заданным мною признакам. - Какой самовар по цвету? - Блестящий. Записываю это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняю вторую строчку левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняю третью строчку левой части таблицы). Далее я попросила детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Наблюдая за детьми, я заметила, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, как бы само собой, на уровне инсайта, или путем перебора вариантов. При этом было очевидно, что большая часть детей группы, являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Правильный ответ одаренного ребенка, на конкретную загадку, очень быстро запоминается другими детьми. Я попробовала через некоторое время задать ту же самую загадку и заметила, что большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Исходя из вышесказанного, можно сделать такое заключение: «Развивая умственные способности ребенка, важно научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые». [link] , 1976.] [Никитин Б. П. «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976] [Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991] [Поддъяков Н.Н. Творчество и развитие детей дошкольного возраста. Волгоград 1994] [Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972, стр 36] [АльтшуллерГ. С. Творчество как точная наука. - М.: Сов.радио, 1979 стр. 15] [Гин, С. И.Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.Стр. 3]. [Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009 cтр 15]. [Альтшуллеp Г.С., Творчество как точная наука - М.: Советское радио, 1979].
|
|