Влияние информационных технологий на ребёнка
Смирнова Ольга Сергеевна
Воспитатель ГБОУ №1797 ДО «Теремок»
E-mail: [link] u
АННОТАЦИЯ
Гаджеты и ребёнок
Ключевые слова: информационные технологии, гаджеты, ребёнок, интернет, компьютерные игры
Современным родителям в наш век «космических» скоростей жизни приходится успевать везде. Многие работают с утра до ночи, мамам не хватает времени для общения с ребёнком, помимо работы есть ещё домашние дела. И тогда на помощь родителям спешат современные информационные технологии: телевизоры, компьютеры и ноутбуки, планшеты и смартфоны и другие гаджеты.
Гаджет– небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Возможно, большинство гаджетов действительно сильно помогают человеку, но не всё ему действительно полезно. А тем более, когда речь идёт о ребёнке.
Самый распространённый способ занять детей- это телевизор. Дети подолгу смотрят телевизор и не всегда детские каналы. Родители даже не вникают в то, что смотрит их дитя или не придают этому значения. Между тем, то, что смотрят дети по телевизору, далеко не безопасно. Реклама, даже на детских каналах, пропагандирует не всегда полезные продукты, такие как Кока-кола, жвачка, чипсы и т.д …
Следующий по популярности гаджет – это мобильный телефон, в котором как правило есть встроенные или закачанные игры. Если ребёнок долго сидит в игре, то, во-первых, он полностью уходит из реальности, не реагирует ни на что. Во-вторых он становится раздражительным , а подчас и агрессивным, так как играя не всегда удаётся что-то сделать, или пройти на следующий уровень в игре.
Также популярны планшеты, компьютеры и ноутбуки. Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь ребёнка, что у него появится стремление всё больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Компьютерные игры и интернет могут нести и негативную информацию, оказать пагубное влияние на формирование личности ребёнка.
В отличие от взрослых, которые воспринимают компьютерные игры как безобидное развлечение, дети, скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Многие дети одержимы желанием победить компьютер. Психологи предупреждают о затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения под их воздействием.
В Японии в Англии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.
Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с другими нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные условия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.
В связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.
Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окружением. Современные информационные технологии существенно трансформировали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информационная среда, изменяются характеристики учебного процесса.
Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютерной.