«Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»
План игр и упражнений
на улучшение развития речи
дошкольников
ОБЩАЕМСЯ БОЛЬШЕ, ОБЩАЕМСЯ ЛУЧШЕ,,.
Наверное, многим родителям хотелось бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный»; рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. ^Однако , такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все больше растет понимание того факта, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него немалое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимовлияние детей и родителей — неотъемлемая сторона семейного общения. В процессе общения с ребенком родители не всегда руководствуются своими личными соображениями или чувствами, им приходится считаться' и со своими детьми, их привычками, чувствами, пристрастиями и многим другим. Ваш ребенок никогда не будет полностью таким, каким хотите вы. Он самостоятельная личность, которую вам необходимо понимать, принимать и уважать. Взаимная привязанность и зависимость, которая складывается в отношениях между родителями и ребенком в раннем периоде жизни малыша, постепенно сменяется отношениями партнерства. Ребенок начинает отдаляться от, родителей,, и сформировавшаяся ранее неразрывная связь уступает место новым отношениям — ребенок видит в маме и папе своих друзей, с которыми можно общаться, у которых всегда можно получить признание и поддержку. Трех-четырехлетний ребенок, преодолевший кризис «Я сам», становится самостоятельным, способен сам выбирать свои действия и определять характер своих поступков. Общение малыша со взрослым значительно изменяется, контакты становятся более содержательными, появляются новые формы взаимодействия, ребенок стремится получить от взрослого разнообразную информацию. Он задает бесчисленное количество вопросов (недаром дошкольный возраст называют еще «возрастом почемучек»). Изменяются и личностные контакты, малыш не только ищет помощи и поддержки, но и делится с близкими людьми своими чувствами и переживаниями, рассказывает о событиях своей жизни и с интересом слушает мнение взрослого по различным поводам. Таким образом, в три-четыре года общение становится полностью двусторонним, и ребенок является его полноценным участником.
Значительную часть своего времени ребенок начинает проводить в обществе сверстников. Сформировавшаяся к трем годам потребность быть более независимым переходит в возможность проявить физическую, эмоциональную и социальную самостоятельность.. Ребенок стремится к установлению и поддержанию контактов с другими детьми, однако практически у каждого трех-четырехлетнего ребенка в определенные моменты его жизни появляются затруднения, связанные с общением. Это не означает, что в развитии малыша имеются какие-то нарушения, ведь овладеть искусством эффективного взаимодействия с другими людьми достаточно тяжело, и не все взрослые владеют им в полной мере. Обычно к трем-четырем годам у ребенка в достаточной степени формируются те самые коммуникативные способности, о которых мы говорили в начале нашей книжки. Во многом это произошло благодаря вам, вашему вниманию и заботе. Теперь наша с вами задача — поддерживать и развивать способности и навыки общения ребенка. Конечно, овладение искусством общения не может происходить без проблем и ошибок; не ошибаясь, малыш никогда не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Мы можем лишь помочь ему преодолеть возникающие трудности и в некоторой степени предупредить их проявление." Давайте попробуем развить у ребенка некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, поможем ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения. Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, вы легко можете использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также предложить детям во время прогулки или занятий в детском саду. Мы условно разделили их на несколько групп.
, «Я и мои эмоции». Игры, направленные на знакомство с основными эмоциями'человека. Они помогут малышу лучше осознавать собственные эмоциональные проявления, адекватно выражать и контролировать их, а также понимать и чувствовать эмоции других людей. Первые несколько игр, представленные в этом разделе, направлены на общее эмоциональное развитие ребенка, а последующие помогут малышу научиться адекватно выражать основные эмоции человека. В этих играх желательно использовать музыку, настроение которой близко изображаемой эмоции.
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными (языковыми) и невербальными (неязыковыми) средствами общения. Эти игры способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики ребенка, направлены на понимание того, что кроме языка, речи существуют и другие не менее важные средства эффективного 'взаимодействия.
«Я и мое тело». Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения. Это очень важно, поскольку только физически раскрепощенный малыш может чувствовать себя спокойно и уверенно, общаясь с другими людьми.
«Я и Я». Упражнения, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности. Игры способствуют развитию внимания к себе, своим чувствам, мысля'м и переживаниям.
«Я и другие». Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению. Они способствуют развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, единения с группой, помогают сформировать внимательное и доброжелательное отношение к другим людям.
«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание Отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, сохранение чувства близости с родителями при есте-ственном повышении самостоятельности ребенка, на осознание себя р, как полноправного, принимаемогр./^яюбймр'га ^
При использовании этих игр и упражнений сохраняются те же |! рекомендации, что и для детей более младшего возраста. Правила, -касающиеся организации и проведения коммуникативных игр, следующие.
• Используйте для проведения игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден и хочет заниматься с вами. Не надо заставлять его участвовать в игре — действуя без желания,- малыш не достигнет хорошего результата.
• Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр. У ребенка-дошкольника работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, занимаясь одним и тем же длительное время. На фоне усталости у малыша может сложить^'негативное отношение к игре.
• Чтобы ребенок легко и с удовольствием играл с вами," соблюдайте принцип поэтапности. Начинайте занятия с самых простых упражнений, которые малыш легко сможет выполнить, в этом случае у него возникнет желание продолжать и добиваться успеха в более сложных играх.
• Не стоит говорить ребенку, что он сделал что-то не так, даже если вы недовольны его игровыми действиями, иначе в будущем малый! будет бояться отвечать и действовать искренне. Помните, что самая правдивая и достоверная реакция та, которую ребенок выдает первой, без долгих размышлений
Не относитесь к предложенным играм как к занятиям школьного типа, не используйте школьную систему оценок в игре. Есть множество других способов порщрения ребенка — попробуйте, например, просто похвалить малыша и погладить его по головке. Необходимо хвалить ребенка даже за небольшой успех, самый маленький шажок на пути продвижения к конечной цели. Относитесь к предложенным играм не как к инструкции, которую непременно нужно выполнить, а как к теме, на основе которой вы можете свободно фантазировать. Внимание к ребенку, соответствие игр его интересам — первое условие для успешных занятий. Не ограничивайтесь использованием игр, представленных в разделе, который вам кажется наиболее полезным. Помните, что любая игра может быть направлена на формирование нескольких коммуникативных умений. Используйте широкий спектр игр и упражнений. Главное, чтобы они доставляли удовольствие и вам, и ребенку.
я и мои эмоции
«МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица.
• Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
• Сохранять лоб и глаза такими в течение некоторого времени.
• Сдвинуть брови, нахмуриться (сердимся). Расслабиться.
• Полностью расслабить брови, закатить глаза (равнодушие). Расслабиться.
[pic] [pic] [pic]
Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх). Расслабиться. :
Расслабить веки, нос, щеки, опустить уголки губ (лень). Расслабиться.
Расширить брови, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье).
[pic] [pic] [pic]
[pic] [pic]
Игра направлена на изучение и осознание ребёнком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики.
«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»
Для этой игры вам потребуются краски и несколько небольших баночек с водой. Предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Спросите его, как сделать «сердитую воду», «добрую», «веселую»? Можно раскрашивать воду в самые разные настроения. Покажите малышу, как можно с помощью одной и той же краски получить разные оттенки и как при этом изменится настроение воды. Например, черная вода была «сердитой», а серая стала уже «задумчивой».
Игра помогает ребенку осознать широкий спектр различных эмоций, а также способствует развитию восприятия цветовых оттен-
[pic]
«ЛЬДИНКИ»
Эта игра является прямым продолжением предыдущей. Она очень быстротечна, но при этом изумительно красива. Заморозьте в холодильнике раскрашенную ребенком воду, а затем разбейте разноцветные льдинки на мелкие кусочки. Попробуйте выложить узор из ледяной мозаики. ' Вспомните, какое настроение было у раскрашенной воды. 'Какое стало у получившегося узора?
«НАСТРОЕНИЕ»
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Ведущий (взрослый) бросает его одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: '
веселый — грустный добрый — злой теплый — холодный ясный — темный (мрачный) медленный — быстрый молчаливый — общительный тихий — шумный красивый — безобразный сильный — слабый
[pic] [pic]
Если ребенок затрудняется назвать настроение, он передает мяч сидящему рядом. Взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку.
Игра помогает малышу увидеть разнообразие возможных настроений и понять, как они связаны между собой.
Следующая группа игр поможет малышу познакомиться с основными человеческими эмоциями и способами их выражения. Эти упражнения представляют собой игры-этюды. Содержание этюдов не зачитывается детям, а эмоционально пересказывается и затем предлагается к разыгрыванию. Во время игры не стоит жестко придерживаться содержания предложенной ситуации. Это лишь основа для создания множества сюжетов на заданную тему, при разыгрывании которых должны учитываться эмоциональные особенности вашего ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫРАЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, РАДОСТИ
Радость — одна из основных положительных эмоций. Ее проявления очень легко заметить по улыбке, ямочкам на щеках, сморщенному носу и прищуренным глазам. Радость не может быть искусственной, ее практически невозможно вызвать усилием воли, поэтому в процессе разыгрывания этюдов на выражение радости и удовольствия важно, чтобы чувство, возникающее у ребенка, было реальным, искренним, чтобы игра доставляла ему удовольствие. Может быть, этого будет трудно добиться, проигрывая предложенные сюжеты. В этом случае вспомните и проиграйте вместе с ребенком ситуации, которые у него в жизни вызывали радость и удовольствие. Обязательно зафиксируйте внимание малыша на том, как проявляется радость в мимике, жестах, движениях.
ДОЖДИК И ЗЕРНЫШКО
Дождик песенку поет: Кап, кап...
Только кто ее поймет: Кап, кап?
[pic]
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы, .
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно — Прорастать начнет оно!
Б. Заходер
Дети показывают, как прорастает зернышко. Сначала оно лежит в земле (сесть на корточки, руки и голову опустить). Из семечка проклевывается росток и вырастает прекрасный побег (поднимается голова, корпус постепенно распрямляется). Росток рад каждому лучу летнего солнышка. Он тянется к солнцу и становится все выше и выше (руки поднимаются вверх, голова поворачивается вслед за солнцем). Мимика: глаза постепенно открываются, улыбка становится шире.
«НЕОЖИДАННЫЙ ПОДАРОК»
Тане очень хотелось иметь дома настоящую собаку. Но мама и папа не разрешали ей завести щенка. «Ты еще маленькая», — говорили они.
Наступила весна. Сегодня у Тани день рождения, ей исполняется б лет. Утром девочка проснулась и увидела около своей кровати корзинку, закрытую тканью. «Там кто-то шевелится», — подумала Таня. Она подняла ткань и увидела маленького вислоухого щенка. Таня запрыгала от радости. Такого замечательного подарка у нее никогда не было! У нее было очень хорошее настроение!
Выразительные движения: подскоки, глаза прищурены, на лице улыбка.
«ПРИШЛА ЗИМА»
Сережа сидел дома и грустил. На улице была плохая погода: дул холодный ветер и уже несколько Дней шел дождь. Гулять совсем не хотелось, а сидеть дома было скучно. Сережа лег спать и проснулся в очень плохом настроений. «Как хочется гулять», — подумал он и выглянул в окно. О, чудо! Дождик кончился, а земля была покрыта белоснежным ковром. На улице было чисто и красиво. Сережа очень обрадовался. Он надел пальто и побежал на улицу.
Эту сценку при желании можно сопровождать стихами. .
Например
У [pic] тром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не . верю.
Эй! Смотрите, чудеса —
Опустились небеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.
В данном этюде особенно важны выразительные движения: голова откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.
ЭТЮДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫРАЖЕНИЮ УДИВЛЕНИЯ
Удивление, пожалуй, самая кратковременная из человеческих эмоций. Она мгновенно появляется и так же быстро проходит. Мимика, сопровождающая удивление, очень яркая и легко воспроизводится детьми уже в младшем возрасте (при удивлении широко открываются рот и глаза). К сожалению, как правило, с возрастом люди удивляются все реже, острота эмоционального реагирования снижается, взрослого трудно чем-то удивить. Детская непосредственность, веселье, непоседливость очень тесно связаны с удивлением. Давайте попробуем вместе научиться распознавать и выражать эту замечательную эмоцию, чтобы поддержать в детях то, что мы в них так любим и ценим.
«ВОЖАТЫЙ УДИВИЛСЯ» (АВТОР М. И. ЧИСТЯКОВА)
Этюд построен на разыгрывании отрывка из стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Многие дети знают это стихотворение наизусть, поэтому могут сами читать его по ролям, сопровождая чтение разыгрыванием сценки.
Однажды на трамвае он ехал на вокзал
И, двери открывая, вожатому сказал:
— Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы\то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли' у трамвала вокзай остановить?
— Вожатый удивился, трамвай остановился.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
[pic]
Этот этюд является мини-спектаклем, и его проведение требует определенной подготовки. Из гимнастической скамейки можно сделать трамвай, в который садятся пассажиры,, самые простые костюмы для Вагоновожатого и Человека рассеянного сделают игру еще интересней. Особое внимание при разыгрывании следует уделить позе, мимике и движениям участников сценки, делая особый акцент на проявлении в них удивления.
«ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Многие дети хорошо знают рассказ «Живая шляпа». Помните, мальчик шел из школы и увидел двигающуюся по земле шляпу. Он очень удивился: как же так — лежит обыкновенная шляпа и вдруг начинает ползти! . Если ребенок затрудняется в воспроизведении истории про живую шляпу, прочитайте ему этот рассказ Н. Носова, особо заостряя внимание на проявлении эмоции удивления, а потом попробуйте разыграть сценку. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
[pic]
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ
Интерес определяет избирательное отношение человека к различным предметам и явлениям. Причиной, вызывающей интерес, может стать значимость предмета для человека или его эмоциональная привлекательность. Эмоция интереса лежит в основе познания. Если ребенку интересен предмет, он стремится ближе познакомиться с ним, вступить во взаимодействие, узнать, «что там внутри».» Сильный, устойчивый интерес стимулирует роб^ш? к действию, помогает преодолеть препятствия. Следствием ииг^рога пы-ступает сосредоточенность. Освоение этюдов на выражение интереса и сосредоточенности будет особенно полезно тем детям, у которых имеются трудности с концентрацией внимания и затруднение в понимании эмоциональных выражений.
«НОВАЯ КНИГА»
Сереже на день рождения подарили много подарков. Больше всего ему понравилась большая красивая книга рказок. Сережа сел на стул и стал рассматривать картинки. Он так увлекся, что не заметил, как пришла мама и позвала его ужинать.
Выразительные движения: взгляд сосредоточен, левая рука подпирает щеку, правая перелистывает страницы.
Мимика: глаза слегка прищурены, брови чуть сдвинуты.
«ЧТО ТАМ ВНУТРИ?»
Это упражнение является прямым продолжением этюда «Живая шляпа», который мы представили в разделе «Этюды на выражение удивления».
Мальчик увидел двигающуюся шляпу. Ему стало очень интересно, почему она двигается, и он решил посмотреть, что же там внутри. Выразительные движения: голова повернута в сторону шляпы, глаза широко раскрыты.
Поза: одна нога выдвинута вперед, левая рука на талии, правая > опущена вниз и свободно висит вдоль тела.
«ОБЛАКА»
Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок.
Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову
Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.
«СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ»
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает наклоненную голову. Указательный паяец правой руки двигается по воображаемой карте.
Мимика: глаза сощурены, нижняя губа закушена.
Гнев — одна из тех эмоций, которые очень трудно изобразить произвольно. Он сопровождается сдвинутыми бровями, оттопырива-нием нижней губы и челюсти, сжатыми кулаками. Часто человек в состоянии гнева активно жестикулирует руками. Наша с вами задача состоит в том, чтобы показать ребенку, как проявляется эта эмоция, а также научить малыша управлять своими чувствами в реальных жизненных ситуациях. Предлагаем разыграть с ребенком следующие этюды.
«ДРАКА»
Дима и Саша поссорились. Они никак не могли решить, кто же первым начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что начали драться. У Димы насуплены брови, сморщен нос, он крепко ; сжал кулаки. Саша машет руками, лоб: нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга, как драчливые петухи.
«РИСУЕМ МОРЕ»
Это упражнение (рисуночная игра) поможет ребенку лучше осознать эмоцию гнева с помощью цветовых ассоциаций. Для его выполнения необходимо прочитать вместе с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. После чтения обсудите с ребенком ее содержание и предложите малышу нарисовать море, настроение которого меняется с каждым приходом старика.
Вот пришел он к синему морю — Видит: море слегка разыгралось.
Вот пришел он к синему морю — Помутилось синее море.
Пошел старик к синему морю — Неспокойно синее море.
Старичок отправился к морю — Почернело синее море.
Вот идет он к синему морю — Видит: на море черная буря. Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
В процессе рисования можно предложить детям ответить на следующие вопросы:
— Почему изменилось настроение моря?
— Как менялся его цвет с каждым приходом старика?
— Что нужно было сделать, чтобы море снова стало голубым и спокойным?
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ВЫРАЖЕНИЕ И ОСОЗНАНИЕ ЭМОЦИИ СТРАХА
Страхи детей-дошкольников очень часто беспокоят родителей. С одной стороны, страх — вполне естественное явление, он несет самозащитные и регулирующие функции. С другой, страх может стать устойчивым и рассматриваться как проявление невроза. Преодоление устойчивых детских страхов требует размышления над причинами и источником их появления. Только поняв, чего боится ребенок и почему он этого боится, мы можем помочь ему справиться со своим страхом.
Игры и упражнения, направленные на выражение и осознание страха, способствуют повышению 'устойчивости к нему и позволяют корректировать имеющиеся у ребенка страхи.
«ДВА ТОВАРИЩА»
Этюд построен на разыгрывании рассказа Л, Н. Толстого «Два товарища».
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего т- он упал на землю и притворился мертвым. ......
Медведь подошел к нему -и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?». «А он сказал мне, что плохие люди те, кто в опасности от товарищей убегают».
[pic]
Дети разыгрывают сценку, изображая поведение друзей. После разыгрывания проводится обсуждение сценки. .,
Этот этюд помогает ребенку не только познакомиться с эмоцией страха, но и показать возможные варианты поведенческих реакций на его появление, а также их морально-этический смысл.
«МОМЕНТ ОТЧАЯНИЯ»
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На5 вокзале он отстал от папы и мамы и потерялся. Мальчик вышел" на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, что делать. ,
Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови подняты вверх и сдвинуты, губы приоткрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой, сжимает другую.
«ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Очень часто дети не отличают вымысел от реальности и начинают бояться сказочных персонажей: серого волка, Бабу Ягу, Змея Горыныча и т. п. Такие страхи с возрастом, как правило, постепенно проходят, но могут привести к усилению нервозности ребенка, ухудшению сна, аппетита. Если страх не носит тотального характера, вы можете попытаться самостоятельно скорректировать его с помощью игры. Если же он усиливается и становится устойчивым, попробуйте обратиться к психологу, который поможет ребенку справиться со своим страхом.
Придумайте вместе с ребенком небольшую историю с участием I того персонажа, которого боится ваш малыш, и попробуйте разыграть ее вместе с ним. Важно, чтобы объект страха выполнял в вашей истории положительную роль, был добрым и помогал другим. Роли могут выполнять сами участники игры или куклы. Скорее всего ребенок не согласится выполнять роль персонажа, который вызывает у негр страх. Не надо настаивать на этом. После разыгрывания обсудите с малышом содержание сценки, обратив особое 1 внимание на характер «страшного» героя. Придумайте новую историю с его участием и предложите ребенку снова разыграть ее, самому став исполнителем этой роли.
[pic]
«РИСУЕМ СТРАХ»
В этой рисуночной игре ребенку предлагается нарисовать то, чего он больше всего" боится. Часто сразу начать рисование детям бывает сложно, поэтому можно сначала попросить малыша вспомнить, чего он сильно-сильно испугался и что он при этом чувствовал.
Для рисования ребенку понадобится лист бумаги и набор цветных карандашей или фломастеров. Обратите внимание, какие цвета использует ребенок для рисования своего страха. Скорее всего, это будут темные, холодные краски (черный, серый, синий, коричневый), символизирующие тревогу и отвержение травмирующего образа. При последующем рисовании страха возможно постепенное изменение цветового решения рисунка,, свидетельствующее о снижении негативного отношения к объекту страха.
«ПОБЕДА НАД СТРАХОМ»
Это упражнение продолжает рисование страха. Рассмотрев рисунок ребенка и еще раз обсудив с ним то, что на нем изображено, дайте малышу ножницы и предложите ему разрезать или порвать свой страх. Можно также помочь ребенку сделать это. Когда страх будет разделен на мелкие кусочки, покажите ребенку, что собрать их вместе уже невозможно. Заверните эти кусочки в бумагу и предложите ребенку выкинуть ее в мусорное ведро, а затем вместе вынесите мусор на улицу. «Страх нам не нужен, мы его выбросим, а потом его увезут и сожгут и больше его уже никогда не будет».
Через некоторое время предложите ребенку снова нарисовать свой страх. Посмотрите, как изменился цвет и композиция рисунка, обсудите это с ребенком. Затем снова разорвите и выбросьте нарисованный страх.
ЭТЮДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЗОБРАЖЕНИЮ СТРАДАНИЯ И ПЕЧАЛИ
Многие родители считают, что ребенок-дошкольник не должен испытывать негативных эмоций — горя, страдания, печали, — и всячески стараются оградить своего малыша от этих переживаний. Как часто мы, взрослые, стараемся порадовать ребенка, купить ему новую игрушку или что-нибудь вкусное, когда он расстроен или у него что-то не получилось. Тем самым мы формируем установку на получение некоторой выгоды из своей проблемы. Малыш должен сам научиться справляться со своими трудностями и неприятностями, переживать негативные эмоции. Это необходимо для формирования общей эмоциональной и психологической устойчивости ребенка, его самостоятельности и независимости.
Произвольно изображать грустное настроение ребенок способен с трех с половиной — четырех лет. Использование этюдов для моделирования страдания и печали помогает ребенку осознать свое собственное настроение, а также формирует у него умение понимать и сочувствовать печали других.
«МУРАВЕЙ»
По тропе лесной, неровной
Листик тащит муравей,
В. десять раз себя огромней,
Раз в пятнадцать тяжелей.
Тащит, тащит работяга,
Хоть ему и тяжело,
Хоть совсем устал, бедняга,
Муравейник далеко
[pic]
Муравей остановился у дерева," положил листок у своих ног и сказал: «Я очень устал».
Выразительные движения: муравей стоит, голова и плечи опущены, руки свободно висят вдоль тела.
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик, который мог выполнить любое ее желание. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один лепесток,! подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я оказалась на -Северном полюсе!
[pic]
И Женя тут же, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе. А там сильный мороз! (По сказке В. Катаева)
Выразительные движения: одно колено прикрывает другое, все тело в напряжении, руки около рта, дышит на пальцы.
«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Дети вместе со взрослым вспоминают и разыгрывают отрывок из русской народной сказки '«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Однажды Аленушка и Иванушка пошли в лес. Идут-идут, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце — полно водицы. Иванушка говорит:
— Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца.
— Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и Напился из копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.
Дети разыгрывают диалог Аленушки и Иванушки и изображают их эмоциональное состояние: жажду и страдание Иванушки, горе Аленушки.
ЭТЮДЫ, РАЗЫГРЫВАЮЩИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ Самой негативной стороной эмоции отвращения является отвращение по отношению к самому себе. Чувствовать его ребенок может начиная примерно с пяти лет. Это снижает его чувство собственного достоинства и самоценности, может привести к развитию депрессии. Этюды на выражение отвращения направлены, прежде всего, на осознание этой эмоции и ее смягчение.
С другой стороны, ребенок может осознавать себя выше окружающих, относясь к другим с пренебрежением и презрением. Выражение и осознание презрения, а также его последствий ведет к изменению тактики взаимодействия дошкольника с другими детьми.
«ИСПЫТАНИЕ»
Многие дети знают и любят телевизионную игру «Ключи от форта Баярд» и очень хотят стать участниками захватывающих испытаний. Для начала давайте попробуем на себе почувствовать ощущения участников этой игры.
Одно из испытаний, которое предлагается членам команды, — поиск ключа в емкостях, наполненных различными веществами и предметами. Этот конкурс можно легко воспроизвести и в домашних условиях.
Возьмем несколько небольших емкостей и наполним их тем, что есть под рукой. Это могут быть остатки варенья, мука, кусочки меха, ткани, какая-нибудь крупа. В одну из емкостей кладется небольшой предмет, который необходимо найти (ключик от заводной игрушки, шарик, маленький кубик и т. п.). Ребенок с завязанными глазами должен найти, этот предмет, опуская руку поочередно в каждую емкость. Остальные участники игры наблюдают за эмоциями и мимикой конкурсанта, а затем пробуют воспроизвести их.
«ГАДКИЙ УТЕНОК»
Этюд построен на разыгрывании отрывка из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» (сцена «На птичьем дворе»). В этом сюжете очень тонко и изящно описаны эмоции отвращения и презрения. Проигрывание этого сюжета помогает не только смоделировать эмоцию и понаблюдать ее внешнее выражение, но и почувствовать себя на месте того, кого отвергают и кем пренебрегают, ощутить»; насколько тяжело и обидно быть на месте этого человека.
«Все гнали бедного утенка, даже его братья и сестры. Они сердито говорили ему : «Хоть- бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала корм, пинала ногой».
Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь прочь с птичьего двора.
[pic]
Выразительные движения: отвращение птиц — голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты, нос сморщен, уголки губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтянута вверх. Униженность — голова опущена вниз, спина согнута, плечи сведены вперед.
ЭТЮДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫРАЖЕНИЮ
чувства вины
Вина — чувство, связанное с осуждением самого себя за неблаговидный, с точки зрения морали и этики, поступок. Чувство вины возникает у дошкольника тогда, когда он видит, что его поступок повлек за собой что-то плохое. Это чувство сопровождается раскаянием, иногда снижением самооценки. Важно, чтобы ребенок испытывал чувство вины относительно частного, конкретного поступка, а не по отношению к себе в целом, как к личности. Формирование установки «Я виноват в том, что я плохой» влечет за собой устойчивое снижение самооценки ребенка и искажение его самовосприятия.
Этюды на выражение чувства вины способствуют формированию у ребенка представлений о моральных нормах и ценностях, снятию морального и физического напряжения. Они помогают развивать выразительные движения, познавать принятые в обществе правила поведения и соответственно на них реагировать
.
«МАМИНА ВАЗА»
Однажды Таня случайно разбила мамину любимую вазу. Она аккуратно собрала осколки и убрала их. Мама пришла с работы и не увидела вазу на своем обычном месте. «Таня, ты не знаешь, где моя ваза?» — спросила она. «Не знаю, мамочка, наверное, она сама потерялась», — ответила Таня. Мама покачала головой, но ничего не сказала. Вечером она увидела осколки вазы в мусорном ведре. «Надо же, какая хитрая эта ваза, — сказала мама, — сама разбилась и сама убрала осколки». Таня покраснела, опустила голову, ей стало очень стыдно.
«БРАТЬЯМ СТЫДНО»
Взрослый читает отрывок из сказки П. Ершова «Конек-горбунок», а дети изображают поведение и мимику участников
[pic]
Братья сильна испугались,
Зачесались и замялись. А Иван им стал кричать: «Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не брал». Старший, покраснев, сказал: «Дорогой наш брат Иваша, Что переться — дело наше, Но возьми же ты в почет Некорыстный наш расчет. Сколь пшеницы мы не сеем, Лишь насущный хлеб имеем, А коли неурожай, Так хоть в петлю полезай!»
При разыгрывании сценки важно, чтобы каждый участник попытался исполнить роль братьев, и почувствовал их неудобство от плохого поступка.
По мере разучивания и освоения этюдов на выражение различных эмоций в вашем репертуаре появится значительное количество различных сценок, которые могут стать основой вашего домашнего театра. Это самые разнообразные сюжеты из детских сказок, стихов, песенок. Дети прослушивают текст, распределяют между собой роли и разыгрывают сценку. Желательно* чтобы при проведении спектакля в комнате звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с настроением сценки. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона. Для каждого спектакля можно подготовить специальные костюмы, маски, грим. .
Обычно дети легко и охотно исполняют предложенные роли. Очень скоро в ., репертуаре вашего домашнего театра будет несколько мини-спектаклей. Можно представлять их на детских праздниках или гостям^ которые приходят в дом. Это поможет ребенку раскрепоститься, снимет физическое напряжение, которое возникает при общении с незнакомыми людьми. Аплодисменты зрителей способствуют повышению самооценки ребенка и преодолению его застенчивости.
Я И МОЙ ЯЗЫК
БЕСЕДА «ЗАЧЕМ НУЖНА РЕЧЬ?»
Цель беседы — обсудить с ребенком, насколько важна речь для эффективного общения с другими людьми, для чего нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) или слишком мало (молчуны), обсудить, почему с такими людьми трудно общаться.
«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» . '
Эта игра для группы детей. Участники игры садятся в одну линию. Их задача — передйть слово, которое задумал первый ребенок, по цепочке как можно быстрее, шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят, начальный и конечный варианты задуманного слова. Дети сравнивают, насколько изменился его смысл, для чего каждый участник сообщает, что он услышал от своего товарища.
Игра направлена на понимание значения правильной, грамотной речи для общения с собеседником
СИДЯЩИЙ И СТОЯЩИЙ»
Один участник игры сидит, другой стоит. Цель игры — постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время участники меняются местами, чтобы каждый мог испытать ощущение «вверху» и «внизу».
После выполнения упражнения участники делятся своими чувствами: удобно ли так вести разговор. Взрослый помогает детям осознать, что необязательно реально находиться выше или ниже своего собеседника. Человек некомфортно чувствует себя, находясь в психологически приниженном состоянии, да и позиция «вверху» не способствует эффективной коммуникации.
Игра направлена на осознание важности выбранной позиции общения
.
БЕСЕДА «КАК МОЖНО ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ»
Обсудите с {ребенком, с помощью чего он может общаться с, другими людьми. Скорее всего, сразу же и не задумываясь он назовет язык, речь. Спросите его, как можно объясниться с человеком без. слов, когда люди не слышат или не понимают друг друга. Расскажите малышу, что с помощью жестов, мимики и пантомимики можно передать информацию и чувства человека. Человек выражает свое состояние и с помощью художественных средств. Обсудите с малышом, о чем думал, что чувствовал художник или композитор, сочиняя свое произведение. Попробуйте угадать настроение автора, слушая музыку или читая книгу.
«УГАДАИ-КА»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т. п.). Малыш пытается угадать, кого он показывает.
ОБЩАЕМСЯ БОЛЬШЕ, ОБЩАЕМСЯ' ЛУЧШЕ...
После нескольких сценок малыш сам пытается изобразить предметы без слов.
Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».
«ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Ребенку предлагается рассказать что-то с помощью жестов, представив, что он отделен от мамы с папой толстым стеклом, через которое не проникают никакие звуки. Тему для разговора малышу может предложить взрослый, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Ты увидел в магазине интересную игрушку, расскажи о ней». Малыш может и сам придумать свое сообщение. После игры необходимо определить, насколько точно и правильно вы друг друга поняли, и обсудить, что чувствовали участники игры во время передачи сообщений, легко ли им было объясняться с помощью жестов.
Эта игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных жестов. [pic]
При проведении предложенных игр необходимо показать малышу, что «язык тела» (мимика, паномимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что человек говорит с помощью слов. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, демонстрируя агрессию по отношению к своему собеседнику. После игры желательно обсудить с ребенком ее содержание, выяснить, что произошло, испытывал ли малыш какие-либо трудности при выполнении задания, что он чувствовал во время игры и что ему в этот момент хотелось, почему во время игры возникали конфликтные ситуации. Это позволит вам разобраться в том, какие моменты речевого и неречевого общения вызывают проблемы, и попытаться разрешить их.
Я И МОЕ ТЕЛО
«МЕДВЕДИ ИДУТ НА ОХОТУ»
Игра предназначена для группы детей. В начале игры дети строят «медвежью j берлогу»: используются все подручные материалы — стулья, подушки, диван, шкаф. Для проведения игры группа делится на две части. Одни дети становятся «медведями», другие изображают «маленьких лесных зверей». Взрослый становится ведущим.
Сначала «медведи» сидят в берлоге. Ведущий говорит: «Медведи идут на охоту!» «Медведи», взявшись за руки, пытаются окружить (поймать) какую-нибудь «зверюшку». Пойманный выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный зверь.
Эта игра способствует снятию мышечного напряжения, стимулирует активность ребенка и способствует развитию навыка совместных действий. Для ее проведения можно использовать сделанные детьми маски, изображающие медведей и других зверей.
«ТАНЦЫ? ТАНЦЫ!»
Танец — прекрасный способ раскрепощения и установления контакта в группе детей. В психологии существует специальное направление, в котором танец используется как основное терапевтическое'средство в крррекцйонной работе со взрослыми и детьми (танцевально-двигательная терапия). Попробуйте потанцевать вместе с малышом. Для выполнения предлагаемых упражнений совсем не обязательно быть хорошим танцором, важно демонстрировать и поощрять у ребенка свободу движений, осознание своего тела, двигательное и эмоциональное раскрепощение.
«СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ» "
Участники выполняют любые танцевальные движения под музыку
«ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»
Встаньте с ребенком в пару. Включите музыку, которая вам больше всего нравится. Взрослый начинает танец, выполняя несложные движения. Задача ребенка — повторить их, как будто в зеркальном отражении. Когда ребенок почувствует себя более свободно, предложите ему стать ведущим в паре.
«ИЗОБРАЖАЕМ ЖИВОТНОЕ»
В течение нескольких минут вы и ваш ребенок превращаетесь в животное (любое — на ваш выбор). Вы должны стать этим животным, переняв его форму, движения и звуки. Ползайте, прыгайте, скачите, летайте, кричите, чувствуйте себя свободно и раскрепощенно.
«ТЕАТР ЗВЕРЕЙ»
В этой игре ребенок, подражая движениям зверей, совершенствует свои движения, развивает их выразительность, точность, разнообразие. Он учится управлять своим телом. В игре «Театр зверей» малыш с удовольствием будет изображать то одно, то другое животное.
«Зайчик». Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
«Кошечка». Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.
«Ежики». Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз, i
«Петушок». Шагаем, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками — «крыльями» по 6okSi}v Голова высоко поднята.
«Воробышек». Скачет на двух «Лапках» одновременно, потом «летит» — бежит, размахивая руками-«крылышками», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться. .
«Лошадка». Бьет «копытом» — поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу спереди назад. Затем скачет приставным галопом — приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.
«ПОХОДКИ»
Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить, как глубокий старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как лев, как котенок, как медведь и т.п. Варианты походок малыш может придумать сам.
Возможен и другой вариант этой игры, когда водящий по походке угадывает, кого хотел изобразить малыш.
Упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное и двигательное раскрепощение ребенка.
Я И Я
«АНКЕТА»
Предложите малышу заполнить небольшую анкету о себе. Конечно, писать он еще не умеет, поэтому записывать ответы придется вам. Отвечая на вопросы, ребенок лучше узнает и поймет самого себя. Перед тем; как дать анкету ребенку, попробуйте заполнить ее сами, отвечая за него. Сравнивая свои ответы с ответами вашего Ьына или дочери, вы поймете, насколько хорошо вы его знаете и | понимаете.
s Сохраните эту анкету, и предложите ребенку заполнить ее снова через год или два. Это поможет вам наглядно увидеть, как изменились его интересы и предпочтения. Итак, вопросы: ; .
1. Мне сейчас ... лет.
[pic]
2. Больше всего я люблю, когда... 3. Я очень не люблю ... '
4. Когда я вырасту, я стану ...
5. Лучше всего я умею ...
6. У меня пока не получается ...
7. Я очень хочу научиться ...
8. Мое любимое время года ...
9. Мое любимое занятие ...
10. Моя любимая игрушка ...
11. Моя любимая игра .;.
12. Моего лучшего друга (подругу) зовут ...
13. Моя любимая телепередача ...
14. Мой любимый мультфильм ...
15. Мой любимый цвет ...
16. Моя любимая книга ...
17. Моя любимая песня ...
18. Мой любимый писатель ...
19. Больше всего я люблю быть с ...
20. Что я. еще люблю больше всего...
«СЛУШАЕМ СЕБЯ»
Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобней, расслабимся и закроем глазки. Послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям... Что ты сейчас чувствуешь? Что ты хочешь? Что ты услышал
.ОБЩАЕМСЯ БОЛЬШЕ, ОБЩАЕМСЯ ЛУЧШЕ...
и почувствовал внутри себя?» После выполнения упражнения ребенок делится своими впечатлениями.
Это упражнение развивает концентрацию внимания, центрирует внимание ребенка на себе и своих чувствах.
«кто я?»
Ребенку предлагается придумать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства. Каждое новое предложение начинается с местоимения «я». Например: «Я — девочка», «Я — хороший человек», «Я — мамина дочка» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы ответы не повторялись. Если упражнение проводится в группе, то дети дают ответы по очереди. Здесь также важно, чтобы малыши не повторяли чужие ответы, а описывали именно себя.
Возможно, данное упражнение окажется сложноватым для 4—5-летнего ребенка, в этом случае ему понадобится ваша помощь, чтобы вместе найти как можно больше описаний!детского Я.
Это упражнение Дает возможность взглянуть ' на себя с разных сторон, лучше осознать себя, расширить , представления о себе.
«РИСУЕМ СЕБЯ»
Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами самого себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему нравится и не нравится в себе и в своем изображении, почему.
[pic]
Упражнение направлено на осознание своей индивидуальности, понимание различных сторон своего Я.
«РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ» , ~
Дети делятся на две команды и становятся друг против друга на расстоянии 10—15 м, держась за руки. Одна команда вызывает из другой любого участника, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если это удается, то он забирает одного из игроков разорванной цепи в свою команду, если нет, то он сам становится в команду соперников. Следующего игрока вызывает другая команда.
Игра направлена на двигательное раскрепощение детей и укрепление сплоченности группы.
«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Упражнение выполняется в парах. Одному из игроков завязывают глаза. Второй участник водит «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несет ведущий за состояние и благополучие ведомого.
Упражнение развивает чувство ответственности ,за другого человека, доверительное отношение друг к другу.
....
«ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Для детей четырех-пяти лет будет интересно и полезно научиться разыгрывать по ролям различные ситуации. Это могут быть проблемные ситуации, с которыми ребенок столкнулся в реальном общении (например конфликт, возникший в игре) или придуманные ситуации взаимодействия, которые могут вызвать у ребенка потенциальные затруднения. Такое рассмотрение проблемных ситуаций помогает сформировать и закрепить у ребенка навыки эффективного коммуникативного поведения. Ситуации для разыгрывания могут быть предложены как взрослым, так и самими детьми, важно, чтобы они были близки детям и направлены на освоение и совершенствование навыков общения. Можно предложить для разыгрывания такие ситуации.
• Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться с ним.
• Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Надо познакомиться с другими детьми. \
• Твой друг принес в детский сад игрушку, и тебе очень хочется поиграть с ней. Попроси мальчика об этом.
При разыгрывании ситуации следует обратить особое внимание на взаимодействие детей, помочь им правильно выйти из затрудни^ тельной ситуации. Важно обсудить. с детьми те ошибки, которые
были допущены при разрешении ситуации и могли привести к конфликту, а также попробовать разыграть другие возможные варианты развития ситуации; Когда дети научатся представлять и разыгрывать различные ситуации, можно начать применять в работе с ними следующие приемы.
• Обмен ролями — дети по очереди выполняют роли участников ситуации, что дает возможность почувствовать переживания другого участника конфликта.
• «Зеркало» ^— после игры другие участники повторяют позу, выражение лица, привычки героев разыгрываемой ситуации.
• Мысли вслух — исполнители ролей вслух произносят все мысли и чувства, которые приходят им в голову во время представления ситуации.
Конечно, детям будет трудно сразу справиться с этими заданиями. Не стоит принуждать ребенка к их выполнению, со временем он сам научится использовать их.
Представленные в этом разделе игры и упражнения выполняются, как правило, в группе детей. Они направлены на повышение сплочённости группы, развитие навыков организации совместных действий. Кроме того, эти упражнения развивают чувство общности ребенка с группой и способствуют установлению в ней атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение детей друг к другу.
Я И МОЯ СЕМЬЯ
«ДОЧКИ-МАТЕРИ»
Эта игра полезна как для девочек, так и для мальчиков, которые охотно выполняют .в ней «мужские» роли сыновей, пап, дедушек и т. п. Игра может быть использована как в диагностическом, так и в развивающем плане. Как известно, дети в своих играх отражают то, что видят в своем окружении. Поэтому, наблюдая за игрой вашего ребенка, вы, как в зеркале, видите те образцы поведения, которые сами демонстрируете ему. Игра в «Дочки-матери» позволяет ребенку самому почувствовать себя в роли родителей, понять, как трудно иногда1 бывает папе и маме договориться со своими детьми. В этой игре также можно использовать жизненные ситуации, для того чтобы*' ребенок мог отработать необходимые для их разрешения навыки поведения.
«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые сами выполняют различные роли. Для разыгрывания можно использовать следующие ситуации:
— вечер в семье; ,
— праздник в семье;
— мама и папа поссорились, попробуй помирить их;
— как поднять родителям настроение.
Также можно использовать й другие ситуации, вызвавшие коммуникативные затруднения у детей. Хорошо, если их будут предлагать сами участники игры* Это свидетельствует о том, что ребенок видит и понимает возникающие в его общении проблемы и хочет научиться эффективно решать их.
РИСУНОЧНАЯ ИГРА «НАРИСУЙ СЕМЬЮ»
Эта .игра.. может очень многое рассказать о вашем ребенке и его отношениях с родителями. Рисунок семьи — очень интересный психологический тест. Он очень прост в проведении, но интерпретация рисунка требует значительного опыта и знаний, а также родительской проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются в интерпретации рисунка. Однако некоторые общие правила расшифровки рисунка вы можете использовать, и мы постараемся вам о них рассказать.
Итак, задание: ребенок должен нарисовать всю семью. Не стоит специально просить ребенка сделать такой рисунок, можно предложить ему это, когда малыш просто захочет порисовать. При этом не стоит перед рисованием напоминать" малышу, кто входит в состав семьи, пусть он нарисует свою семью так, как сам ее себе представляет.
В рисунке ребенка отражается то, как он чувствует себя в семье, как оценивает свои отношения с другими члейами семьи, свое место в ней. Эту оценку вы почувствуете уже в первой реакции малыша на предложенное задание. Если у ребенка проявляется защитная реакция на ваше предложение (он наотрез отказывается рисовать семью или настаивает на другой теме рисунка), это может свидетельствовать о его внутренней неудовлетворенности ситуацией, которая сложилась в семье. ';
С помощью рисунка можно определить, кто из членов семьи наиболее близок и привлекателен для ребенка. Этот персонаж, как правило, рисуется первым или изображается на первом плане. Он выше и крупнее остальных, прорисован с большей тщательностью, чем другие, выполнен с большей любовью, его одежду украшает множество различных деталей,, которые старательно прорисованы. Наиболее близкого ребенку персонажа можно определить и по одежде: она обычно отличается от одежды других членов семьи, но похожа на одежду самого ребенка.
[pic]
Наименее привлекательный персонаж на рисунке изображается самым маленьким, ?вь*полНдатся>поеледним И' мржет быть""нарисован в стороне от других персонажей. Нередко он стирается резинкой в процессе рисования. Если какой-то персонаж на рисунке удален от других, независимо от: того, ценим он или нет, это может говорить о его эмоциональной удаленности от других членов семьи.
[pic] [pic]
ОБЩАЕМСЯ БОЛЬШЕ, ОБЩАЕМСЯ ЛУЧШЕ...
Особого внимание заслуживает отсутствие на рисунке кого-то из членов семьи. «Забытый» человек Может быть чем-то неприятен автору рисунка.«Иногда ребенок не рисует в составе семьи себя или рисует только себя. Это свидетельствует об отдаленности ребенка в семье или, наоборот, о его некотором эгоизме. Для четырех-пятилетних детей типично отсутствие на рисунке братьев и сестер, иногда они могут быть изображены, но" у них отсутствует лицо, а фигура мелкая, схематичная, некрасивая. Это может говорить о ревности малыша к брату или сестре, конкуренции за родительское тепло. Внимание! Когда дети старше пяти лет постоянно недорисовывают части лица героев (главным образом рот), это может говорить о имеющихся у ребенка нарушениях в сфере общения!
При расшифровке рисунка обратите внимание на детали. Как правило, если в семье хорошие", теплые отношения, то мы видим на рисунке веселые лица персонажей, их хорошее настроение; члены семьи тщательно прорисованы, их одежда имеет много украшений, цветочков, бантиков и т. п. Если отношения в семье прохладные, персонажи рисунка изображаются более схематично, отличаются незаконченностью. О, характере взаимоотношений может говорить и цветовое решение рисунка. Чем больше теплых, ярких оттенков использует малыш, тем более теплыми и приятными воспринимаются им эмоциональные отношения в сег.'ье.
Некоторые особенности рисунка достаточно ярко свидетельствуют об отношениях между членами семьи. Вот некоторые из них.
Отношения между членами семьи
Ребенок чувствует себя дома уверенно и защищенно, ему дома хорошо
Особенности рисунка
Изображается общйя деятельность всех членов семьи, никто не забыт, не изображен отдельно от других. Линии рисунка; равномерные, с нормальным нажимом, рисунйк! внутри контура не-затушеван
[pic]
Ребенок относится к себе как к человеку важному и уникальному, которому должно уделяться особое внимание
Ребенок привык к постоянной опеке и заботе, чувствует себя маленьким и беззащитным, вследствие чего требует постоянного внимания к себе со стороны взрослых
"Ребенок ощущает обстановку внутри семьи как враждебную
Малыш рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем других членов семьи
[pic]
Ребенок изображает себя самым маленьким из всех членов семьи, его фигура находится в окружении родителей
Позы фигур агрессивные, Фигуры персонажей деформированы или зачеркнуты. Руки людей удлиненные, раскинуты в стороны, особо выделяются пальцы. Между персонажами изображаются опасные для жизни предметы (оружие, даже игрушечное, ножницы и т. п.) [pic]
[pic]
Ребенка волнуют происходящие в семье конфликты Ребенок чувствует недостаток общения, хочет иметь постоянного спутника для игр, с которым можно было бы общаться на равных
Фигуры персонажей разделены линиями (барьерами). Отдельные части фигур стерты, у людей могут отсутствовать некоторые части тела. На рисунке одновременно имеются слишком большие и слишком маленькие фигуры. Ребенок вместе с людьми изображает посторонние вещи, некоторые члены семьи могут отсутствовать
К изображениям членов семьи добавляются посторонние люди ити животные
Ребенок чувствует недостаток внимания к себе, ему не хватает тепла и любви ;
Ребенок испытыва-. ,;б.е^покойствр и тревогу '
Ребенок изображает себя очень маленьким или стоящим спиной к другим. Он может быть изолирован от других членов семьи или вообще отсутствовать. Малыш изображает себя неподвижным, в то время как другие герои находятся в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая. На рисунке присутствует изображение источника тепла и света (солнце, огонь, лампа и т. п.)
Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы' стирания. 'Сильный ^ажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен прорисованными рамками (стены, потолок, пол). На рисунке присутствуют посторонние вещи. Может быть изображено что-то, связанное с холодом (дождь, снег, холодильник и т. п.)