Методика и средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимике.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МЕТОДИКА И

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ
СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
МИМИКЕ, ЖЕСТАМ И ПАНТОМИМИКЕ

Согласно теории компенсации слепоты, отправным пунктом
формирования восприятия внешнего мира при глубоких нарушениях зрения
становятся сохранные анализаторы. Следовательно, процесс обучения
восприятию и воспроизведению неречевых средств общения должен
строиться на использовании осязания, остаточного зрения и слуха.

Начинать работу надо с диагностики, т. е. с выяснения готовности
ребёнка к восприятию программного материала. А поэтому обследуются
общая моторика (походка, осанка, наличие и характер навязчивых
движений), мелкая моторика (состояние мышечного тонуса точность
движения, их сила), объём и качество движений, готовность мимической
хмускулатуры (наличие мимических движений и их качество). Затем
проверяется умение ребёнка определять значение эмоции по мимике
(радостный, грустный, плачет), значение жестов, умение имитировать какие-
либо действия с любимыми игрушками.

Дети с глубокими нарушениями зрения, зачастую не могут
Ихмитировать действия даже с теми предметами, которые им хорошо знакомы
(,показать, как катают машинку качают куклу,, т. п.), не понимают, как
можно без слов выразить своё согласие или несогласие с чем-нибудь
(поздороваться, поблагодарить, попрощаться и т п.), им трудно выполнять
такие действия, как поднять брови, сморщить нос, надуть щеки. Например,
мы попросили ребёнка широко раскрыть глаза, а он ещё и рот открыл, и
голову откинул назад. Некоторые еще и руки и ноги расставляют. Это
синкинезии, сопутствующие движения. Причина — недостаточная
дифференцированность движений.

В результате обследования ребёнка тифлопедагог может определить
именно для него зону ближайшего развития: в каком объёме ребёнок

нуждается в подготовке мышц лица и опорно-двигательного аппарата. Сам
процесс обучения состоит из четырёх основных этапов:
е снятие напряжения мышц или напротив — повышение их тонуса;

  • знакомство с мимикой, жестами, позами;

  • обучение выразительным движениям лица и тела;

  • включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем и в
    повседневную коммуникативную деятельность.

Тифлопедагогу надо добиваться осознания ребёнком того, что существует
непосредственная связь между мыслями, чувствами и поведением человека.
Основным источником моторных новообразований у детей с нарушениями
зрения (так же, как и в норме) является непосредственный показ нового
движения и требование выполнить его в хорошо организованных условиях
(спокойная, доброжелательная обстановка, комфортное освещение, наличие
увеличивающего зеркала и др.).

Начинать обучение мимическому воспроизведению различных
эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций
. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.
Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных
упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет
одну из основных задач организации коррекционной работы по
формированию неречевых средств общения в дошкольном возрасте. Игра
представляет собой первую, доступную для дошкольника форму
деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и
усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие,
совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к
сознательному включению неречевых средств общения в коммуникативную
деятельность.

Зрячему дошкольнику очень важно осмыслить то или иное движение как
выполнение характерных действий какого-либо персонажа. Например,
ходить нужно чётким шагом, как солдат, прыгать, как зайчик, рубить дрова,

как дровосек и т. п. Тифлопедагогическая практика показывает что сказанное
полностью относится и к детям с нарушениями зрения, но особенностью
слепых и слабовидящих детей является то, что их специально надо обучать
игре, ибо она у них часто носит вербальный характер Заметим, что
первичное закрепление изучаемого материала целесообразно осуществлять
через специальные этюды, которые являются разновидностью игр. Игры
соревновательного характера значительно увеличивают активность каждого
ребенка. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение.
Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные
движения отличаются большей устойчивостью.

Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Её использование
в работе с дошкольниками позволяет воссоздать в активной, наглядно-
действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности,
далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре дошкольник
и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно
воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения
между ними и т. д.

Результаты экспериментов показали, что игра-драматизация (в том числе
по сюжету художественного произведения) также является одним из условий
и средством , с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к
использованию, употреблению жестов, поз, мимики. Игра-драматизация даёт
детям возможность увидеть связь между эталонами неречевых средств
общения и своим собственным поведением.

Приём театрализации помогает детям с нарушениями зрения оставить свои
привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, мимику, что
невыгодно отличает их от зрячих, и усваивать общепринятые манеры,
постановку головы, движения рук, позы.

Так, в процессе подготовке детей к утренникам тифлопедагог может
многое сделать по формированию неречевых средств общения. К различным
праздникам дети разучивают стихи, песни, танцы. Как правило, репетиции

проводят музыкальный работник и воспитатель. В этих репетициях
необходимо участие тифлопедагога, который в процессе подготовки к
празднику сможет проводить коррекцию внешнего выражения эмоций у
детей с нарушениями зрения, дети очень ждут праздников, поэтому любые,
даже трудные для них задания, они в это время выполняют охотно и
старательно

При обучении слепых и слабовидящих детей неречевым средствам
общения главным дидактическим пособием является взрослый человек,
который становится образцом выражения жеста, позы, того или иного
состояния. Большая нагрузка падает и на самого ребенка, который вынужден
контролировать правильность своих действий на суженной сенсорной основе
(рука действует и одновременно контролирует) или полагаться на оценку
взрослого