Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку.
- Что необходимо для работы с бумагой?
Для работы нам необходима: цветная бумага, достаточно плотная; ножницы; кисточки для клея; клей и немного воображения.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.
В чём значение бумагопластики в развитии детей?
Бумагопластика:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
- происходит развитие глазомера.
- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- В чём трудность для дошкольников при конструирование из бумаги?
Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.
- Чем же привлекает работа с бумагой дошкольников?
Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги поделку, дети включаются в игру.
Систематические занятия с ребенком - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие
Квиллинг – это бумагокручение. Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски
Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной или цветной бумаги нужного цвета и размера. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.
Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, салфетке можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек.
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
Обрывание-от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Скатывание бумаги- сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Тычкование- тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
Оригами впервые появилось в Японии в 794-1185гг. Япония стала родиной искусства складывания. Японская народная пословица гласит: «Великий квадрат не знает пределов».
Очень трудно разработать систему обучения этому древнему и мирному виду искусства. Возникает масса вопросов: с какого возраста начинать, как привлечь и заинтересовать малышей, что именно выбирать в необъятном мире возможностей оригами? Как интересно построить занятие и вызвать желание научиться складывать фигурки и найти им применение.
Детям и воспитателям очень нравится оригами. Почему?
Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!
С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в котором можно играть.
Оригами:
Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания (развивает мелкую моторику рук).
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Развивает уверенность в своих силах и способностях – не успевающих на занятиях по оригами не бывает.
Помогает развитию чертежных навыков
Стимулирует развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Учит концентрации вниманию. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
Стимулирует создание игровых ситуаций.
Расширяет коммуникативные способности.
Воспитывает усидчивость у самых неугомонных.
Для того чтобы успешно организовать работу, нужно заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, заранее выполняю все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности.
Занятия кружка обычно проводила по следующему плану:
- беседа на выбранную тему;
- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы;
- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы;
- составление плана работы;
- самостоятельная работа;
- обсуждение готовых работ.
На начальном этапе мы знакомились с самыми необходимыми на первых шагах условными знаками и изготавливали фигурки из четырех базовых форм: «треугольник», «дверь», «воздушный змей», «рыба».
Все занятия я строила по принципу: «от простого к сложному».
Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала, даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки. Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.
Второй принцип заключается в доступности. Мир оригами огромен и необъятен. Из всего познанного и непознанного выбирала только то, с чем могут справиться дети дошкольного возраста.
Третий принцип работы нашего кружка заключался в повторности. Повторение одной и той же фигурки на одном занятии в разных вариациях, неоднократное возвращение к уже разученным базовым формам способствует лучшему запоминанию.
Четвертый немаловажный принцип – это сотворчество детей и взрослого.
Результатом работы нашего кружка были выставки, которые проводились как для детей, так и для родителей.
Совместная коллективная работа решает следующие задачи обучения:
1.Введение детей и взрослых в чудесный мир оригами и обучение их складыванию простых, чаще всего классических фигурок.
2.Развитие творческого воображения, ибо оригами – огромное поле для творчества, фантазии и игры.
3.Воспитание доброты, дружелюбия и коммуникабельности.