Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
● создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
● творческое развитие природной музыкальности ребенка;
● высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
● помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой, психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого.
( слайд) Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим,
выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
● ассоциативности художественного мышления;
● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
● координации слуха – голоса – зрения – движения;
● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
● умение различать и отражать художественными средствами противоположные понятия:
большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, и других авторов, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:
● тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;
● разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;
● идеи элементарногомузицирования К. Орфа;
● предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
В практике работы использую следующие формы развития музыкальности:
Коммуникативные танцы (слайд)
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
● развития коммуникативных навыков,
● работы над ощущением формы,
● развития двигательной координации,
● развития чувства ритма.
Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные танцы и игры- ничего не придумаешь! Эти танцы очень просты, в них нет сложных движений и фигур. Здесь присутствуют игровые задания, смена партнеров Коммуникативные танцы н6е только просты но и веселы, они очень нравятся детям и учат особенно зажатых детей сотрудничеству.
Всем знаком коммуникативный танец «Ну и до свидания!»
Использую в своей практике коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т, нахожу интересные игры и танцы в интернет. Вот некоторые примеры:
1.Здравствуй, здравствуй наш дружок!
2. Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками)
А теперь покружимся ( руки «лодочкой»)
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) (слайд)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
- игры-команды;
- массажные;
- тонизирующие;
- пластико-ритмо-речевой театр.
Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Примером координационных игр могут служить игры на телесное ориентирование.
« Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.
«Хор рук».
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.
«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.
Особенностями технологии является:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка
4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
7. Способствует развитию чувства ритма.
8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности
Слайд ( последний)
Данная форма направлена на развитие
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Проект( от латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная вперед. Проект- это предварительный ( предположительный ) текст какого либо документа, план, замысел.
Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.
В этом учебном году работаю с одаренными детьми по разработанному мною педагогическому проекту «Одаренный ребенок». Ранее работа с одаренными воспитанниками планировалась мною только по индивидуальным маршрутам. Практика работы показала, что необходим некий общий документ, в котором можно отразить перспективу, замысел работы на учебный год. Так родился проект работы со всей подгруппой одаренных воспитанников по ритмике.
В 2012-13 учебном году реализовывала в средней группе разработанный проект «Развиваемся играя»
Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений в результатах воспитания и обучения.
Широко применяю в работеИнформационн- компьютерные технологии. Имею свой сайт ( свидетельства и сертификаты в приложениии) и часто посещаю сайты коллег, на которых обмениваюсь опытом работы и изучаю передовой опыт по музыкальному воспитанию дошкольников. Нахожу в интернет музыку к занятиям, видео с играми и танцами демонстрируемые коллегами на своих сайтах. Иногда записываю танцы, исполняемые нашими воспитанниками, затем просматриваем их. Каждый участник после просмотра анализирует вслух свои успехи и неудачи. Запоминает, над чем нужно постараться, что исправить.
Прежде, чем разучить тот или иной танец, если имею видео этого танца, то так же смотрим его с детьми в свободное от занятий время в группе, или прямо на занятии. Такие просмотры помогают детям быстрее освоить новый материал.
ИКТ на музыкальных занятиях применяю часто в разделе «музыкальная грамота». Наглядность в форме коротких видео на 1-,1.5 минуты демонстрирую с помощью ноутбука. Такие видео нахожу в интернет и создаю сама. Это видео «Нотки», «Дождик», серия ритмических видео – презентаций, которые помогают усвоить длительность звуков ( короткий - длинный), зрительно подкрепляется направление движения мелодии – вниз или вверх и т.д.
В разделе пение ИКТ применяю в распевках (видео «Зайка», «Колыбельная» и др. Демонстрирую иллюстрации или видео к песням так же с помощью ноутбука.
В разделе слушание мне помогают видео фильмы и презентации на тему «Марш», «Танец», «Песня». Собраны иллюстрации и музыка маршей: военных, торжественных, праздничных, марш игрушек, марш пионеров и т.д.
Знакомство с коми народными инструментами проводится с помощью неоднократных просмотров видеофильма о коми музыке и инструментах. Слушали музыку исполняемую на чипсанах «Наигрыш на чипсанах» .
Удобнее хранить портреты композиторов и иллюстрации к различным песням на электронных носителях и затем демонстрировать их детям на занятии.
Интернет сайты использую и в работе с родителями.
2 часть практическая:
Со слушателями проводится разучивание
Коммуникативной игры:
«Кошелек», р.н. музыка.
«Гномы-лилипутики» - координационно-подвижная игра.
3. «Хор рук» - Танго снежинок.