Консультация для педагогов : Эмоционально - художественное развитие дошкольников в процессе изодеятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: «Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их научить счастью? Невероятно? Но – но если вдуматься глубоко – возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны. Первая – счастья человеческого общения , счаст...



«Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их научить счастью? Невероятно? Но – но если вдуматься глубоко – возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны.

Первая – счастья человеческого общения , счастья взаимопонимания. И способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания – это фундамент любого понимания человека человеком. И эту способность может формировать искусство. Оно – для этого!

Вторая сторона – это счастье творческого труда… Способность к творчеству также может формировать искусство – здесь оно сильнейший инструмент в руках педагогики». Так пишет член – корреспондент АПН СССР, народный художник РСФСР Е.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты»

Эта цитата - главный аргумент, подтверждающий актуальность постановки проблемы эмоционально – художественного развития дошкольников.

Именно в дошкольном детстве ребёнок приобщается к миру культуры, общечеловеческих ценностей, именно в это время устанавливаются начальные отношения с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально – личностного развития ребёнка первых семи лет проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности. Познания мира ребёнком осуществляется эмоционально – практическим путём. Богатство и красочность окружающего мира будят чувства и воображение ребёнка, подталкивают его к самостоятельному познанию, действию.

В концепции дошкольного воспитания отмечено, что «жизнь ребёнка с первых лет должна протекать в мире, одухотворё1нном искусством во всём его богатстве и многообразии. Эмоционально – образное по своей природе искусство является уникальным средством развития у ребёнка эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – ценностного отношения к миру».

Одним из основных условий реализации заложенных в дошкольном возрасте возможностей художественного развития ребёнка !Концепция! определяет коренную перестройку эстетического восприятия о художественного образования детей во всех сферах, где оно происходит:

«Необходимо создать программы художественно – творческого развития детей, максимально использующие возможности каждого вида искусства, и программы, основанные на их взаимосвязи. Они должны быть продуктивными, творческими по своей ориентации, построенные на оптимальном соотношении обучения и творчества…»

В последние годы появилась публикация новых авторских программ работы с дошкольниками по проблеме эмоционального, эстетического, художественного развития.

Автор программы «Маленький Эмо» В.Г. Рыжников отмечает: «Главное художественное переживание, возникающее в прстейшей эстетической деятельности, доступной без подготовки любому 3 – 7 летнему ребёнку.

« Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать», - утверждают Ю.П. Азаров и Л.Н. Азарова – научный руководитель и директор Независимого института воспитания в книге «Босоногие Сократы». Если ребёнок не научится видеть красоту в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом».

В центре «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца , Е. Трифоновой разработан вопрос о детском рисунке, как форме игры. «Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые ни кем из взрослых. Именно поэтому 5 – 7 лет считаются «золотым веком» детского рисунка. Ребёнок рисует всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Рисуя, как и играя, ребёнок не только отражает мир, но и познаёт его».

Авторы программ «Радуга», « Развитие», «Детство» посвящают целые разделы изобразительному искусству, определяют место изобразительной деятельности в развитии личности ребёнка дошкольника.

Работая с детьми дошкольного возраста нельзя не отметить особую эмоциональность дошкольника, важную роль чувств и его жизнедеятельности. Но и сами чувства ребёнка изменяются, приобретают новые особенности в процесс его жизни.

Именно мы, воспитатели и родители, можем и должны формировать у детей сопереживание и сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, которые отражают этот мир. Воспитатель помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу. Прекрасному и безобразному, правде и лжи. Общечеловеческие ценности это общественные идеалы, выработанные человечеством и передающие из поколения в поколение; во все времена нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношение людей. Среди таких понятий прежде всего Земля – наш общий дом, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек, как высшая абсолютная ценность. ( по «Понятийно – терминологическому словарю» Москва – Оренбург 1996г. стр. 22).

Чтобы обогатить содержание работы с детьми дошкольного возраста удовлетворить потребности детей в познании, созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания детей в зависимости их возможностей и уровня развития я обратилась к программе «Детство». Эта программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт – Петербурга с позиций гуманистической педагогики.

Личностно – деятельный подход к развитию и воспитанию дошкольника, который авторы программы считают краеугольным камнем, основой процесса воспитания являются руководящим положением моей работы с детьми.

Ведущей задачей при построении всей воспитательно – образовательной работы считаю развитие эмоциональных, нравственно – эстетических ценностных ориентаций детей. Основными задачами являются:

  1. Формирование эмоционального переживания, а через него подведение детей к пониманию смысла художественного произведения, видению единства содержания и средств выразительности.

  2. Формирование внимательного, образного, целенаправленного восприятия художественного произведения, любование им, видение красоты.

  3. Развитие чувства цвета, его гармонии, яркости и мягкости, контрастности, теплоты и холодности, ритма, чередование элементов, симметрии, формы.

  4. Способствование включению познанного ребёнком через искусство ознакомление с окружающим в собственную художественную деятельность.

Все эти задачи решаю благодаря единству и взаимосвязи двух видов изобразительной деятельности детей: рисования, лепки, а также при специально организованном, целенаправленном восприятии детьми предметов изобразительного искусства. Ведь изобразительная деятельность – это художественно – творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.

На основе вышеизложенного могу сделать вывод об актуальности выбранной мною темы «Эмоционально – художественное развитие дошкольников в процессе изодеятельности».


















Эмоционально – художественное развитие дошкольников в процессе изодеятельности.


Для изложения темы аттестационной работы необходимо дать ключевые понятия, объяснить термины, которые используются в тексте, с точки зрения современной педагогической науки.

В «Педагогическом словаре» дано такое определение:

«Художественное развитие – развитие подрастающего поколения любви и интереса к искусству, а также навыков и умений художественной деятельности», а « художественное воспитание – это процесс формирования у детей способности чувствовать. Понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно – тво рческой деятельности и создании эстетических ценностей».

В своей монографии «Психологии искусства» Лев Семёнович Выготский назвал искусство «общественной техникой чувств

И утверждал, что «всё прикладное значение искусства, в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию».

Для того, что бы определить, что такое «эмоциональное развитие», я обратилась к учебному пособию по психологии Ф.Н.Гоноболина, в котором дано определение термина «эмоции». Переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает называются чувствами или эмоциями. Эмоции от лат. Возбуждать, волновать».

Слова «чувства» и «эмоции» иногда в научной литературе употребляются как синонимы. Но некоторые учёные по примеру академика И.П. Павлова чувствами называют высшие переживания, свойственные только человеку, например, эстетические чувства, а эмоциями считают более примитивные переживания (радость, удивление. Грусть, страх) они могут быть свойственны и животным.

«Педагогический словарь» даёт следующую трактовку: «Чувства – переживание человеком своего отношения к явлениям окружающей действительности, к другим людям и их поступкам, к самому себе и своим действиям. Это переживание может быть устойчивым (любовь, ненависть, уважение и т. д. ) и кратковременным, вызванной наличной конкретной ситуацией (радость, печаль, негодование и т. д). Кратковременные переживания называют также эмоциями … Целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка приводит к тому, что чувства постепенно превращаются в устойчивое эмоциональное отношение, входят в характеристику личности».

Таким образом, эмоциональное развитие можно определить как развитие эмоционально – чувственной сферы ребёнка.

О значении эмоционального развития ребёнка писал А.В.Запорожец:»Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком – то смесле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и окружающей действительности».

Эмоции и чувства проявляются во внешнем облике человека: в мимике; ведь не даром существует крылатое выражение «Лицо – зеркало души»; в пантомиме (жесты, осанка, поза человека, выразительные движения тела); полнее всего может выразить эмоции наша речь, а также искусство.

Благодаря внешнему выражению чувств легко передаются другим. Нам грустно видеть плачущего человека и, напротив, вид весёлых, радостных людей улучшает настроение. Большое значение в жизни человека имеет умение управлять своими эмоциями. Личность, хорошо владеющая своими чувствами, бывает по – настоящему счастливой. Поэтому учить детей управлять эмоциями, развивать у них эстетические и эмпатийные чувства можно и нужно с раннего возраста. Об этом писали А.Н.Леонтьев и Т.А. Репина: «Эмоциональные переживания, а не какие – либо разумные доводы приобретают доминирующие значения в жизни маленького ребёнка и придают его деятельности особый характер и направление. А.Н.Леонтьев пишет, что «поведение ребёнка больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями» и, что, как правило «чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию». Чувства, играя важную роль в деятельности дошкольника, сами формируются в этой деятельности».

Развитию чувств дошкольников способствует изобразительная деятельностью. Установлено, что ребёнок очень рано приобретает способность воспринимать форму, цвет, строение предметов, а также красоту окружающей его действительности. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям книжных иллюстраций, испытывать чувства радости и огорчения при восприятии произведений живописи, которые волновали его. В тоже время изобразительные возможности дошкольников ограничены в связи с развитием различных комплексов движения рук. Поэтому изобразительная деятельность дошкольников должна быть правильно спланирована и организована.

Работа по развитию эстетического восприятия проводится во время прогулок, индивидуальных контактов с детьми, а также автономно на специальных занятиях. А обучение изображению планируется и проводится в системе занятий и упражнений. При этом рисование, лепка, и аппликация являются не только средством художественного развития ребёнка, но и условием его эмоционального благополучия, а также своевременного полноценного психического развития.

Эффективность обучения детей изображению окружающих предметов и явлений зависит от построения процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами. Принципы – это первоначальные исходные положения, руководящие идеи, выступающие в качестве основополагающих требований к практической организации учебно – воспитательного процесса.

Принцип индивидуального подхода к детям в условиях коллективных занятий тесно связан с принципом гуманизации, который признаёт личность ребёнка высшей ценностью и основан на усилении внимания к внутреннему миру ребёнка. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальности каждого ребёнка, имеет целью снять противоречие между коллективным характером познавательной деятельности и индивидуальным характером усвоения материала каждым ребёнком. При планировании занятий по изобразительной деятельности я учитываю результаты диагностики, которую мы проводим с психологом детского сада в начале года. Диагностируется психическое состояние каждого ребёнка, а также уровень развития технических и изобразительных навыков, активность и самостоятельность детей, и проявление творческих способностей детей в процессе изодеятельности. Одни дети усваивают материал легче и быстрее, другие – медленнее. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети лучше осваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчётливее передают форму предмета, другие более чутки к цвету, и создают богатые и красочные цветосочетания; одним лучше удаётся лепка, а другим рисунки. результаты диагностики позволяют подразделить детей на подгруппы для занятий, в соответствии с их индивидуальными особенностями, а также изменять состав этих групп в зависимости от уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности, так как анализ работы детей на занятиях и готовых изображений проводится мной в течении всего года.

Важным принципом является принцип интеграции. Интеграции в переводе с латинского означает целый, восполнение, восстановление. В Советском энциклопедическом словаре дано определение интеграции как «процесс сближения и связи наук, проходящего на ряду с процессами их дифференциацией».

Интеграция обеспечивает широту охвата изучаемого явления, а дифференциация углубляет знания, детализирует их. Таким образом, интеграция и дифференциация – стороны одной медали, название которой – познание. Применительно к обучению изодеятельсти принцип интеграции осуществляется в установлении взаимосвязи между разными видами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией), а также взаимосвязи изодеятельности с различными сторонами воспитательно – образовательной работы с детьми:

  • связь занятий по рисованию, лепке, аппликации с ознакомлением детей с природой: в тематику занятий включаю изображение времён года, явления природы, животных.

  • взаимосвязь с развивающими играми и упражнениями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами предметов: формой, величиной, строением, цветом.

  • связь занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей: дети рисуют по мотивам литературных произведений, читают стихи, разгадывают загадки, придумывают сказки, героев которых изображают.

  • взаимосвязь с музыкальными занятиями: чтобы дети от занятий рисованием, лепкой, аппликацией получали радость, были раскованы часто проводим занятия по не громкую музыку, соответствующую теме занятия. Когда звучит музыка, дети работают смелее, нет скованности в движении руки, мазки получаются размашистее, рисунок ярче, выразительнее.

  • взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой: дети создают изображения, которые потом используют в играх, на занятиях использую игровые приёмы, ввожу игровые проблемно – практические ситуации, предлагаю детям отражать образы игрушек и игр в своих рисунках, лепке.

При планировании занятий всегда учитываю главное – специфику изобразительной деятельности, носящий образный, ярко эмоциональный характер. Исходя из того, что первой ступенью познания является чувственное восприятие предметов и явление и что развитие абстрактного мышления зависит от ясности и чёткости конкретного объекта изучения, обоснованным является принцип опоры на чувствен – наглядное и эмоциональное обучение. У детей очень сильны тактильные и осязательные ощущения. И не всегда ребёнку достаточно рассмотреть или описать предмет перед его изображением. Чаще ему этот предмет необходимо потрогать, поиграть с ним. Восприятие мира через зрение, наблюдение, логическое мышление свойственно более старшим детям. Для малыша любое переживание материально. Дошкольник создаст образ цветка, если сам себя почувствует цветком. Поэтому каждое занятие с детьми включает в себя игру – перевоплощение: сегодня ребёнок цветок, завтра, дерево, ветер и т. д.

Принцип личностно – деятельного подхода к воспитанию ребёнка один из важнейших принципов обучения дошкольников, в том числе и навыкам изобразительной деятельности. Этот принцип предполагает соединение знаний, полученных ребёнком, и их применения. Личность формируется и развивается в деятельности, так как протекание и развитие психических процессов зависит от содержания и с структуры деятельности ребёнка. А.В. Запорожец отмечал, в частности, «эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности».

Девизом педагогов можно считать слова «Воспитывай детей в добре и деле!»

Для того, чтобы деятельность детей была организованна с целью высокой результативности осуществляемых действий, необходимо создать условия, определённую среду для развития детей в этой деятельности.

Для эмоционально – художественного развития детей в процессе изодеятельности в нашем детском саду созданы такие педагогические условия, которые обеспечивают эффективное протекание процесса развития чувств и художественного вкуса детей.

Стараясь создать оптимальные условия для занятий изодеятельности с детьми всех возрастных групп, педагогический коллектив детского сада составил такую сетку занятий, которая позволяет проводить рисование, лепку с подгруппой детей по 8 – 12 человек. Именно такая организация занятий позволяет увидеть мне индивидуальность каждого ребёнка, спланировать индивидуальную работу.

В детском саду оборудован специальный кабинет для занятий по изодеятельности.

В изостудии имеется выставка картин, которая периодически меняется. Детскими работами оформлены коридоры детского сада.

Изостудия имеет скульптуры малых форм, предметы декоративно – прикладного искусства.

Просто невозможно организовать любые виды детского изобразительного творчества без опоры на речевой материал: загадки, стихи, шутки, песенки – потешки, сказки. Весь этот материал тоже собираю и систематизирую.

Диагностика уровня развития технических навыков и умений детей показало слабое развитие мелкой моторики рук. Поэтому возникла необходимость сделать подборку игр и упражнений с пальчиками уже описанных в литературе («Дидактические игры в детском саду»А.К.Бондаренко, «Хочу сделать сам»А.Роговин), а также придумать свои игры и упражнения пальчиковой гимнастики со стихотворном сопровождением.

Пальчиковую гимнастику использую и как физкультминутку для переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, а также как индивидуальные игры с детьми. Эти упражнения помогают развивать пространственную ориентировку у детей (левая, правая рука), а также умение управлять своими пальцами, знать название пальцев рук.

Эти упражнения помогают детям приготовить руку к письму.

Опираясь на современные исследования психологов, физиологов, на основные положения образовательной кинесиологии, разработанной Полом Динессоном в 80 - х годах о взаимосвязи различных частей тела человека с полушариями головного мозга, я использую пальчиковую гимнастику также и для стимулирования правого и левого полушария, в зависимости от задачи, которую ставлю перед детьми. Правое полушарие головного мозга «отвечает» за восприятие пространственных отношений, ритма, звука, мелодии, поэтому перед непосредственным восприятием картин, слушанием музыки я повожу пальчиковую гимнастику левой руки, связанной с правым полушарием. А гимнастику правой руки для «разогрева» левого полушария провожу перед непосредственным выполнением детьми рисования, лепки, так как функциональная активность левого полушария направлена, в частности, на последовательность и технику выполнения точных движений.

Детям очень нравится выполнять упражнения пальчиковой гимнастики со стихотворном сопровождением, я сочинила стихотворные тексты к циклам упражнений с предметами и без них. Например, упражнение «Клубочки» относится к циклу «Карандаш пришёл к друзьям: « Поиграйте дети с нами!»

Слова. Движения.

Намотаем на клубочки Карандаш держать тремя

Нитки белой (красной и т. д.) пальцами, как при рисовании

Шерстяной. Совершать круговые движения

Свяжет бабушка носочки, кисти по часовой стрелке,

Будет нам тепло зимой. затем против.

Это упражнение могут выполнять дети уже в младшей группе. Для детей старшего дошкольного возраста я подобрала более сложные упражнения на сгибание и разгибание пальцев, начиная с мизинца и тоже сочинила текст:


«Улей»

Слова.

Вот это улей – пчёлкин дом Сжать пальцы в кулачок.

В нём жили пчёлки впятером:

Пчёлка Майя, пчёлка Тая, Разгибать пальцы начиная с

Пчёлка Саша, пчёлка Даша мизинца.

И мохнатый шмель Аркаша.

Пчёлки летали, нектар собирали, Колебательные движения

К ночи возвратились, пальцами.

В домике закрылись:

Пчёлка Майя, пчёлка Тая, Загибать пальцы,

Пчёлка Саша, пчёлка Даша начиная с мизинца.

И мохнатый шмель Аркаша.


Эти упражнения очень нравятся детям. Сначала они выполняют их вместе со мной, потом сами. Используя упражнения пальчиковой гимнастики в индивидуальной работе с детьми, стараюсь учитывать стремление детей к взаимным контактам, их эмоциональность.

Учитывая главную роль музыки в эмоциональном развитии человека и влияние её на формирование художественного вкуса, мы в детском саду собрали фонотеку классической, народной, современной музыки и шумов. Произведения я использую на занятиях по изодеятельности с целью создания адекватного теме занятия эмоционального фона. Звуковое обеспечение занятий имеет также цель стимулировать функционирование нервно – моторных центров организма, настроить эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм.

Диагностика в начале учебного года позваляет выявитьзнание и различение детьми цветов спектра и их оттенков. Такая диагностика необходима для планирования работы по цветовосприятию и цветоощущению, а также для индивидуальной коррекционной работы с детьми по запоминанию названий цветов и оттенков.

На основе пиктографического письма я сделала развивающую игру «Цветные стихи». Пиктографическое письмо – это рисуночное письмо – «отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания» (по Советскому энциклопедическому словарю).Цель использование пиктографии в работе с дошкольниками – развивать у детей логическое и образное мышление, память, навыки речевого общения. Я нарисовала пиктограммы по текстам стихов о разных цветах спектра соответствующим тексту цветом. И, наряду с развитием мышления, речи, развиваю в игре «Цветные стихи» память на цвет и его название. (см. приложение). Такая игра очень нравится детям, они запоминают «цветные стихи» после 3 – 4 раз прочтения и вторичная диагностика подтверждает высокий уровень усвоения знаний о цветах и оттенках у детей, с которыми играли в игру на основе цветных пиктограмм.

В игротеке по цветовосприятию собраны игры из пособия «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» под редакцией Л.А.Венгера !Радуга!, «Цветик - семицветик» на закрепление знаний спектра, «Салют» на различение оттенков, «В гостях у солнышка и Снежной королевы» на различие тёплых и холодных цветов и др.

Для того, чтобы научить детей эмоционально – образно воспринимать цвет, я сделала игру «настроение». В первой части этой игры детям предлагаются карточки с изображением четырёх эмоций обезьянки, выраженных мимикой. Дети определяют, какая обезьяна самая любознательная, какая злится, определяют настроение остальных и мимикой изображают эти эмоции. Во второй части игры «Настроение предлагаю детям послушать шотландскую народную песенку «Лошадка пони» и, рассмотрев двух плоскостных пони красного и фиолетового цвета, улыбающегося и плачущегося, о котором из них эта песенка и почему. В третьей части читаю детям стихи о разных настроениях, а дети выбирают цветные страницы, соответствующие, по их мнению, этим настроениям. После этой игры детям хочется нарисовать своё настроение, и я создаю для этого все условия.

Показать роль цвета в изображении контрастных характеров (прекрасный, ужасный) помогает игра «Всё наоборот». Она выполнена в виде плоскостного театра по стихотворению Сапгира «Людоед и принцесса или всё наоборот». Все дошкольники любят стихи – перевёртыши, путаницы, поэтому с удовольствием показывают друг другу это театр, выбирая плоскостные фигуры по цвету ,соответствующему содержанию текста.

Важным моментом в эмоционально художественном развитии детей я считаю использовании на занятиях по изодеятельности психогимнастических игр , этюдов, упражнений.

Психогимнастика позволяет детям:

  • произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые они испытывают;

  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, страшно, радостно);

  • одновременно направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции, которые используют окружающие;

  • произвольно и подражательно « воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

  • улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

  • сопереживать, т.е. принимать позицию партнёра по общению и полноценно прочувствовать его эмоциональное состояние (эмпатия)

Психологические игры, упражнения и этюды использую в индивидуальной работы с детьми, в разных видах деятельности.

Наиболее эффективными считаю использование психогимнастики как части занятия по восприятию детьми изоискусства.

Т.А.Репина установила, что эмоциональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картин воспринимается детьми через мимику, изображаемых персонажей.

При рассматривание с детьми картины А.А.Пластовой «Первый снег»главное внимание обращаю к девочке, которая изображена на картине, и рассказываю детям.

- Девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег. Нельзя не поверить девочке. Улыбаясь и щурясь, как щурятся все ребята, когда к ним на лоб, на щёки, на нос падают и тают снежинки, она смотрит в небо, с которого на землю сыплет снег. И мы, вместе с девочкой радуясь первому снегу, невольно вскидываем голову вверх.

Необходимость проведения на этом занятии психогимнастического этюда «Первый снег» очевидна. В начале занятия я рассказываю детям историю одного мальчика, которого мама целую неделю не выпускала гулять из – за дождливой погоды. Но однажды утром он проснулся, подошёл к окну и… увидел первый снег. Мальчик ликовал. После рассказа предлагаю детям мимикой и жестами показать меняющееся настроение мальчика.

Таким образом, использование психогимнастики на занятиях по восприятию живописи помогает детям через прочувствование собственных ощущений понять настроение героев художественного произведения, а следовательно воспринять эмоциональное содержание картины в целом.

Все эти педагогические условия, созданные для эмоционально – художественного развития дошкольников безусловно сыграют свою роль при условии правильного планирования процесса изодеятельности .А составление планов невозможно без диагностирования уровня интеллектуального и личностного развития детей. Мы совместно с психологом и методистом на основе программы «Развитие» определили критерии усвоения детьми знаний, навыков и умений в рисование, лепке и провели диагностику детей каждой возрастной группы в начале года.

Педагогическая диагностика, т.е. распознание воспитателем уровня развития детей своей группы отличается от научной диагностики своей практической направленностью.

Центральным методом педагогической диагностики является наблюдение.

Этот метод применим к ребёнку любого возраста. «Педагог должен стать настоящим наблюдателем – исследователем ребёнка, жадно ловящим каждый штрих поведения, тут же его осмысливающим, тут же притворяющим своё наблюдение в педагогическое действие» , отметил М.Я. Басов. Наблюдение проводится на занятиях, на прогулках, в игре, т.е. в обычных формах организации детской жизни.

С помощью второго метода педагогической диагностики – беседы (собеседования) исследуется сфера мотивов ребёнка (почему ты так нарисовал?) и уровня осознания явлений действительности (почему ты считаешь эту картину грустной?)

Третий метод – естественный эксперимент. Это может быть дидактическая игра, задание типа: заштриховать, вырезать по контуру, вылепить из пластилина и др. Экспнриментом изучаются внутренние познавательные процессы, выявляется не только результат, но и способ его достижения. Именно этот метод позволяет определить уровень развития технических умений и навыков детей в рисовании, лепке, аппликации.

Четвёртый метод диагностирования – анализ результатов продуктивной деятельности детей. (детские рисунки, поделки из пластилина.) Этот метод помогает корректировать индивидуальную работу с детьми, планировать работу с родителями, а также своевременно вносить поправки в перспективные планы.

Все методы педагогической диагностики, а также учёт результатов медицинской и психологической диагностики решают задачу выявления причин трудностей в овладении детьми знаниями, умениям и навыками., а также определение оптимальных путей помощи детям. Вторичная диагностика позволяет определить уровень, которого достигли дети в результате целенаправленной и планомерной работы воспитателей.

На основе результатов диагностики я спланировала занятия по рисованию, лепке.

К первому блоку отнесла занятия на которых дети видят красоту, получают эмоциональный заряди, соответственно настроение, сами создают изображение. Это занятия по декоративному рисованию, по восприятию живописи, рисование по мотивам литературных и музыкальных произведений.

Педагогический коллектив детского сада работал над проектом «Русский сувенир» по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством России: народной игрушкой, посудой в народных промыслах, матрёшкой, Оренбургским пуховым платком, русским народным костюмом, Тульским пряником. На занятиях изодеятельности дети лепили, расписывали предметы народных промыслов получали удовольствие от любования этими предметами. В заключении проекта были проведены занятия в виде бесед, ярмарок, путешествий.

Главными задачами комплексных занятий были:

  • воспитание детей в духе народной культуры;

  • пробуждение у детей исторической памяти, наполнение нов содержанием представлений детей о своём народе;

  • расширение и обогащение представлений об окружающем мире;

  • овладения навыками декоративно – прикладного искусства;

  • формирования у детей предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы;

  • овладение различными способами решения поставленных задач.

Занятия по восприятию живописи это целый раздел работы с детьми. Среди видов изобразительного искусства более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Художники – живописцы передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Однако детям сложно самостоятельно постигнуть эту сферу человеческой культуры. Для этого ребёнку необходим воспитатель, который сможет помочь ему проникнутся тем настроением, которое выражено в картине и приобщить к способам постижения произведений изобразительного искусства.

Я отобрала произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми каждой возрастной группы, руководствуясь программой «Развитие».

Знакомить детей с натюрмортом – интересным и доступным для детей жанре живописи мне помогает книга М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учёба и игра изобразительное искусство». Авторы доступно и понятно доводят до детей этот жанр живописи.

Изображая сюжеты из литературных произведений, дети почти безошибочно определяют настроение героев, их характер. Поощряю творческие проявления, и поэтому на чудо – дереве К.И.Чуковскогов детских рисунках вырастают велосипеды, роликовые коньки, конфеты, мороженое и т д.

Таким образом дети способны увидеть о оценить красоту предметов декоративно – прикладного искусства, живописных полотен, услышать красоту музыки и поэзии, а эта красота способна пробудить желание детей творить самостоятельно.

Провожу занятия такие, на которых, чтобы создать на бумаге образ, ребёнок должен прочувствовать его. Поэтому прежде чем нарисовать предмет мы его лепим, придаём уму соответствующую форму, обыгрываем: наклонился, поднял лапу (руку) присел, побежал и т.д. Рассматриваем предмет с разных сторон, как можно нарисовать черепаху с верху, с боку, почему рисунок получается разный.

В средней группе есть тема «Цирк». Перед выполнением задания мы с детьми рассматриваем различные иллюстрации. Куклу – клоуна, отмечаем яркость костюмов, показываю различные выражения лица клоуна: радость, грусть, удивления. Лепим клоуна из пластилина, обыгрываем его, придаём различные движения: клоун – акробат, клоун – жонглер и т.д.Когда дети приступают к рисованию они самостоятельно выбирают тот образ клоуна который им ближе.

На занятиях дети не только передают движения, характер героя но и учатся эмоционально – образно воспринимать цвет, знакомится с основными и составными цветами;»Краски радуги» - закрепляются знания последовательности расположения цветов в спектре, дети учатся смешивать из основных – красного, жёлтого, синего – получать составные оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета. Дети знакомятся с тёплыми и холодными цветами, упражняются в получении тёплых и холодных оттенков.

Многие дети обладают большой чувствительностью к цвету. Яркие цвета волнуют, вызывают чувство удовольствия. Поэтому дети отдают предпочтение рисованию красками и любят играть с ними.
















по сырой бумаге, рисование по мятой бумаге, рисование восковыми мелками или свечой, граттаж, «цветные ниточки», «пальчики-палитра», «печать от руки», рисование мятой бумагой и др.

Цель этих занятий – показать детям различные свойства материалов и инструментов, научить детей решать изобразительную задачу разными способомию

Уже во второй младшей группе я использую на занятиях по рисованию технику монотипии для развития фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Цветные пятна на одной стороне листа дети отпечатывают на другую, дорисовывают детали на занятиях «Солнечные зайчики», «портрет Весельчака». Для того, чтобы дети могли видеть, как растекается краска при надавливании на лист, используем в качестве «пресса» прозрачный пластик. Такая техника используется и в тех случаях, когда необходимо создать цветовой фон для рисунка или аппликации по темам «Космос», «Сумерки», «Подводное царство».

Увлекательным занятием дети считают тампонирование. Из поролона мы сделали «тычки», на которую дети набирают краску и лёгким прикосновением к бумаге рисуют облака, сугробы, одуванчики, снеговиков, цыплят. Со старшими дошкольниками провожу занятия, сочетая технику тампонирования с техникой трафарет: готовый трафарет щенка дети прижимают к бумаге, тампонируют по контуру и получаются пушистые щенки, как на иллюстрациях книги Е.И. Чарушина к его рассказу «Томка».

«Зимние картинки», «Снежинка», узоры Оренбургских пуховых платков-паутинок, узоры пасхальных яиц мы рисуем с детьми восковыми свечами.

«Осенние пейзажи», «Дождь», «Туман в лесу» - это темы занятий, на которых дети с удовольствием используют технику рисования по сырой бумаге, которая создаёт эффект расплывчатого изображения.

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное – нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Если ребёнок уже способен выражать свои эмоции через цвет, линию, он может, рисуя, выплёскивать свои переживания: радость, любовь, страх… Выплёскивая их на листе бумаги, ребёнок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта в рисовании. Занятия, на которых дети рисуют свои эмоциональные переживания, составляют пятый блок занятия.

Чаще это индивидуальные занятия по темам «Когда меня обижают», «Грустное настроение». Предлагаю ребёнку нарисовать так, чтобы мы погрустили вместе, и тога станет не так одиноко. А занятия по темам «Мне весело», «Самый счастливый день» помогает детям вновь пережить радость, эмоциональный подъём, создают хорошее настроение в группе.

Работая в тесном контакте с психологом детского сада, мы выстроили систему занятий по коррекции детских страхов при помощи их графического изображения. Темы этих занятий зависят от страхов, характерных для детей определённой возрастной группы. Это «Глухой дремучий лес», «Избушка Бабы-Яги», «Волк», «Кто живёт в дремучем лесу» и др. Графическое изображение страхов не приводит к их усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. Важно и то, что такие занятия проходят в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, при моём одобрении и поддержке.

Дети 5-6 летнего возраста боятся волка, медведя. Для того, чтобы откорректировать этот страх, я в старшей группе провожу цикл занятий по ознакомлению детей с творчеством замечательного художника-анималиста и детского писателя Е.И. Чарушина, особо акцентируя внимание детей на рисунки волчат, волка и на рассказ «Волчишко».

Чувство симпатии в форме переживания проявляется дошкольниками при восприятии рассказов, картин. А.В. Запорожец писал о способности дошкольника становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Именно способность дошкольников сопереживать персонажам художественных произведений объясняет большое воспитательное влияние на детей художественного образа.

Слушая рассказ «Волчишко», дети проникаются жалостью и сочувствием к тому зверю, которого раньше боялись. После этого дети рисуют волка, в которого превратился волчишко, когда вырос. На следующих занятиях дети рассматривают иллюстрации Чарушина с изображением лисят, медвежат, и сами рисуют этих животных. Помимо познавательного и художественного эффекта, такие занятия помогают детям освободиться от страхов перед дикими животными.