Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер Музыкотерапия в работе логопеда с «особыми »детьми. Из опыта работы .

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер

Музыкотерапия в работе логопеда с «особыми »детьми.

Из опыта работы .

Инклюзия, инклюзивное образование современное и необходимое направление в воспитательно-образовательном процессе.

Задумаемся: Инклюзия-Инклюзивное образование ( [link]  include-заключаю, включаю, вовлекаю), таким образом, инклюзивное образование, это вовлечение детей инвалидов в здоровую образовательную среду, или наоборот, извлечение «особых» детей из домашних условий, в среду здоровых детей. Идея замечательная, важная, но готово ли, здоровое общество принять других, особых непохожих на нас людей? И готовы ли они, вернее их близкие, родные люди показать миру свою боль не таясь, не боясь, что кто-то не посмеётся, не окинет брезгливым взглядом.

Столкнувшись с задачей вовлечения детей в образовательный процесс, я сделала для себя открытие, что дети, при правильном настрое воспитателя, могут естественно и просто принять не похожего на них ребёнка. Так получилось с первым ребёнком-инвалидом в нашем ДОУ – Глебом.

Когда к нам пришёл, Глеб ребёнок с диагнозом « даун», я привела его в группу и сообщила: «Ребята, вот Глебушка, он будет ходить к нам в группу, ему очень страшно, он многое не умеет, надо помочь Глебушке освоиться в группе».

К моему удивлению дети даже не обратили внимания, что Глеб не похож на них, с радостью подошли к мальчику и стали показывать группу, увлекая за собой в мир игрушек и развлечений. Вот так просто, бескорыстно , милосердно дети приняли мальчика , и теперь называют его сердечно: «Наш Глебушка».

А вот многие взрослые не готовы, порой совсем не готовы видеть рядом с собой и своим ребёнком, ребёнка- инвалида.

Почему и стоит ли их осуждать? Думаю, нет. А вот помочь надо, но как? Вот главный вопрос, который встал передо мной вначале моего пути внедрения инклюзии в образовательный процесс нашего ДОУ.

Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что главное и самое важное с чего необходимо начать, это создание атмосферы, которая поможет общаться всем участникам образовательного процесса на равных условиях - здоровым и «особым», детям, родителям и педагогам.

Пришлось пересмотреть, много методов обучения, главным моим условием было, чтобы метод подходил для всех категорий детей с ОВЗ, обучающихся в нашем ДОУ, а именно для детей с ДЦП, ЗПРР, ЗПР, неврозоподобным синдром, синдром гиперактивности, синдром Дауна и детей аутистов.

Необходимо было найти метод, с помощью которого можно раскрыть имеющиеся потенциальные возможности развития детей с патологией и здоровых детей, метод, который я могла бы эффективно применить и для коррекции речи, так как я учитель-логопед и первостепенная моя задача научить ребёнка говорить чисто, правильно, осознано и красиво.

Мне импонируют слова американского писателя, поэта-романтика и филолога Генри Уодсворта Лонгфелло: «Музыка — универсальный язык человечества». Только музыка дает возможность каждому, независимо от возраста и способностей, проявить свою индивидуальность. Потому, что музыка не только успокаивающе воздействует на весь организм и заряжает своим настроением, музыка организует и мобилизует резервные силы, способствует развитию творческих способностей, формированию и развитию основных движений. Помимо терапевтической и общеразвивающей направленности, музыка выполняет и коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, развивать сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятия) и побуждать к речевой деятельности.

Музыкально – ритмическая деятельность, по мнению учёных, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Ещё в конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Применение музыкально - ритмических игр в условиях семьи, и в родительских группах является эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

1. помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

2. помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

3. музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

4.  косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чтобы успешно решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации  детей, я решила в своей работе использовать музыку, мне хотелось найти нетрадиционную интересную методику, и я открыла для себя универсальную развивающую методику Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой».

Заинтересовала она меня тем, что в предлагаемой Сергеем и Екатериной Железновыми программе музыкальное развитие является не только целью, но и средством общего и социального развития детей раннего и дошкольного возраста. Обучение происходит в виде весёлой игры мамы с ребёнком. Занятия проходят в форме комплексных , интегрированных, сюжетно – тематических музыкальных занятий. Каждое занятие состоит из: «Игр на общение» (коммуникативные, хороводные), пальчиковой гимнастики, игры – потешки, игры – массаж, игры – катания, игры с предметами, игры с подражательными движениями, игры с ловлей, игровая гимнастика,хороводные игры и танцы, развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр),развитие музыкально-слуховых представлений, слушание музыки, игра на шумовых и звуковысотных инструментах.

Таким образом, методика способствует процессу общего развития ребенка, а не одного направления. Подача обучающего материала в игровой форме, комплексность занятий, доступно для детей всех возрастных категорий, а также для детей с особенностями в развитии.

Важной особенностью программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным и общим развитием ребёнка не только на специальных  занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но и использовать их в группе воспитателями, и родителями в семье.

Преимуществом программы является как возможность проведения  на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ.

Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели происходит через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.

Программа адресована широкому кругу специалистов и родителям.

Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу.

Программа «Музыка с мамой» соответствует современным требованиям к образовательной программе.

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.

  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.

  3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

  5. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.

Занятия по программе «Музыка с мамой» можно проводить как совместно с музыкальным руководителем и родителями в музыкальном зале, с использованием музыкального, спортивного, игрового оборудования и атрибутики для игр имитаций, так и индивидуально, в условиях кабинета или группы, используя DVD диски.

Группа комплектуется из 5-6 пар (взрослый - ребёнок), с учётом возраста и индивидуальных особенности. В группу входят как здоровые, так и особые дети. Музыкально-игровые занятия проходят 2 раза в неделю в вечернее время по 30 - 35 минут для детей до 2 лет, 30 - 45 минут для детей от 2 до 3 лет,45  минут для детей от 3 до 7 лет.

В остальные дни происходит повторение и закрепление пройденного на музыкальных, физкультурных занятиях и индивидуально в группе с детьми ОВЗ, а также обязательно закрепляются дома с родителями. Для проведения домашних занятий для родителей я делаю аудио подборку материала.

Особенность занятий заключается ещё и в том, что я не перехожу к новому, пока дети прочно не усвоят пройденный материал, так каждый ребёнок может порадоваться своим успехам и проявить свои возможности.

Музыка с мамой принесла неоценимую пользу в воспитании детей и способствовала развитию таких функций детей с ОВЗ, как:

Выработка ритмичности и музыкальных способностей,

Развитие мелкой моторики и музыкальных способностей,

Формирование навыков правильной речи,

Оздоровление общего состояния,

Укрепление мышц спинного отдела, формирование правильной осанки,

Привитие навыков слушания и выполнения указания родителей,

Налаживание контакта со взрослыми и одногодками,

Сближение ребёнка с родителями, ведь занятия проходят по принципу мама и ребёнок, вместо мам приходили и папы.

На начальных этапах обучения на занятии основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Мамы приглашаются на весь период работы для пассивных движений. Они садятся позади ребенка и, поддерживая его руки, выполняют с ними несложные движения. Через некоторое время многие дети начинают самостоятельно выполнять движения под команду с музыкальным сопровождением.

Самостоятельно дети принимают участие вместе в танцах, играх с несложными движениями, хороводах, подражая взрослым. Взрослые наблюдают, но если ребёнку трудно, обязательно сопровождают его в процессе всего занятия. Дети охотно участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя или родителя.
Каждый ребенок выступает на занятии и демонстрирует самостоятельно или при помощи взрослого, свои успехи.

Так, наши «безречевые» дети , слушая песенку о кошке, воспроизведение которой предваряет мяуканье и сопровождение мягкой игрушкой с удовольствием вместе с мамой несмело и осторожно подражают кошечке не только голосом , но и движением. И все в группе ждут, ведь каждому даётся возможность проявить себя.

Некоторым детям присуща гиперакузия – они не переносят громких звуков. Это характерно для аутичных детей. Их приводит в ужас и слезы даже звонок мобильного телефона, который они слышат на улице.

Поэтому на занятии мама берет ладошки ребенка в свои руки, и ритмично проговаривая или пропевая в пол. голоса, сжимает и разжимает поочередно правое – левое, правое- левое ушко. А мы, с остальными ребятами и родителями продолжаем делать в ритме со всеми, улыбаемся и смотрим в глаза ребенку, даже если он не смотрит на нас. Если пока невозможно держать его за руки, ребёнок сопротивляется, закрывает ушки, то мама продолжает вместе со всеми главное, чтобы он видел и слышал других. Постепенно ребёнок привыкает и начинает подражать всем, включаясь в ритм занятия. Главное не оттолкнуть, не заставлять, а терпеливо помогать.

Часто ребенок не отходит от мамы, боится нового помещения, новых людей. В этом случае я начинаю заниматься с мамой и, как правило, через какое-то время ребенок втягивается в игровое занятие.

Ребятишки при поддержке взрослого постепенно привыкают к новым звукам. С такими детьми для преодоления у них боязни звуков проходит индивидуальная предварительная работа, где я использую погремушки, негромкие бубенчики, шуршащие предметы, булькающие, тихо шелестящие коробочки с крупой, которые изготавливаю сама.

Индивидуальные занятия для детей, боящихся звуков, начинаю с включения тихого сопровождение к их игре, с записи природных звуков. Это лес с пением птиц, звуки улиц. Но лучше, по моим наблюдениям, это шум воды. Прислушиваются они к этому особо. Далее можно негромко напевать. Если ребенок покажет, что не хочет, возвращаюсь к фоновой музыке. С одной из очень сложных моих воспитанниц я начинала проговаривать стихи А. Барто, а по мере привыкания, пропевать их. При этом важен ритм. Ритм вообще присущ всей нашей жизни. Это и биение сердца, и распорядок, так важный для особенных детей, делая их жизнь более стабильной.

Стабилизируются и гиперактивные дети. Как сказал мне один мой воспитанник: «У меня моторчик, не могу сидеть на месте».

Долгое время ребенок может бегать кругами, садится на короткое время, и снова бежит. В этом случае наша задача попытаться привлечь его внимание разными предметами. Если он задержался на несколько секунд, для начала это уже хорошо. Включаем музыку, и мама мягко отстукивает ритм на его плечиках поочередно во время занятия. Если внимание ребёнка удалось привлечь на более длительное время, то заранее продуманную атрибутику достаём постепенно, по одному предмету. Например, маленький мяч. Ритмично передаем под музыку со словами: «Возьми – отдай». Затем, аналогично с бубном: «В бубен сам поиграй и обратно мне отдай». При этом нужные предметы у меня под рукой, но недоступны детям , иначе они будут пытаться взять их все сразу. Наша задача – переключать детей на нужную деятельность, пытаясь помочь концентрироваться.

Таким образом, я сделала вывод, что роль музыки на занятиях не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

2.     не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

3.     не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место мы все рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.


 

        

 

Морозова Ольга Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ Д/С «Золотой ключик».