Статья по теме:
«Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии»
Эстетические вопросы хореографии в нашей специальной литературе до сих пор еще представляют мало изученную область. Происходит это потому, что по давней традиции хореографическое искусство незаслуженно считается узким, сугубо специфическим, отделенным от широкого круга мировоззренческих проблем, стоящих перед нашей эстетической наукой. Между тем, богатая и многообразная практика балетного искусства, не выпадай она из сферы нашей эстетики, могла бы иметь для нее большое значение.
Наше танцевальное искусство связано с новаторскими поисками художественного освоения объективной реальности, его насущные проблемы входят в общее русло проблем эстетики.
Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь. Лучшие произведения классиков хореографии Доберваля, Перро, Петипа, Иванова, Фокина продолжают жить, на многие десятилетия, а иногда и на целое столетие, переживая своих гениальных создателей. Российское хореографическое искусство, обращаясь к вершинам хореографической мысли прошлого, отбирает для себя все непреходящее, способное к развитию, к совершенствованию художественных возможностей танцевального языка. Сегодня наше искусство, как никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику, образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому выражению передовых идей современности.
Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Он чрезвычайно дисциплинирует ребенка; мне не раз приходилось убеждаться в том, как занятия "классикой" вырабатывают в детях особую подтянутость, собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок и занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно -сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Но не надо забывать, что ребенок, который занимается два раза в неделю по часу, не может и не должен сталкиваться с заданиями в объеме программы хореографического училища. Необходимо отобрать лишь те первичные элементы балетного урока, которые ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию и музыкальность. К тому же слишком долгое изучение классического тренажа в итоге может вызвать скуку, и даже отвращение к занятиям. Нужна правильная пропорция по отношению ко всему уроку, особенно для младших воспитанников.
Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Однако следует обратить внимание на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание. Мы можем назвать целый ряд русских танцев, которые построены на ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням свою стать, свою красу, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и ловкостью. Или, скажем, существует в Северной Осетии прекрасный в своей торжественности танец "Симд", полный рыцарственного преклонения мужчины перед женщиной. Конечно, дети настолько восприимчивы, что могут внешне механически освоить и "вызубрить" танцы такого рода, но впечатление от этих номеров, мне кажется, будет самое огорчительное. Дети не могут передать существа такого танца. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и формах.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью.
Изобретательность отнюдь не означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность в моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со своей "изюминкой" и сюжетом. Например, одна только школа может подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения девочек и мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.
Для меня всегда очень важны в подобных танцах ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитывать.
В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.
Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка
В ходе моей работы в целях выявления и анализа влияния хореографии на формирование личности, я определила следующие критерии, которые позволяют говорить об уровне гармонизации общего развития ребёнка, на которого оказывают недостаточное влияние традиционные школьные предметы. Критерии можно разделить на две группы.
Критерии первой группы, позволяющие отследить качества, на развитие которых хореография влияет непосредственно, и выявляющие степень гармонизации развития ребёнка:
критерии общефизического и двигательного развития;
критерии музыкально-ритмического и эмоционального развития;
критерий здоровья;
критерии развития моторной, слуховой и образной памяти;
критерий развития коммуникативных навыков.
Вторая группа: критерии, позволяющие отследить формирование качеств личности, на развитие которых воздействуют в разной степени и традиционные школьные предметы:
критерий развития зрительной памяти;
критерий развития творческого потенциала личности;
критерий общекультурного развития.
Занимаясь хореографией, значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие учащихся, навык сохранения правильной осанки, повышается уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается рост в течение года уровня темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.
На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам итоговых занятий можно сделать вывод:
учащиеся имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
учащиеся умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;
значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;
учащиеся знают основы правильного дыхания при движении;
учащиеся освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;
учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.
На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние занятий на эмоциональное состояние учащихся) развития можно сделать вывод, что учащиеся:
знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;
могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);
получают удовольствие от занятий танцем.
Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.
Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей.
В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Требования к руководителю хореографии
Помимо требовательности к детям, необходима предельная требовательность к самим себе. Когда я иду на очередное занятие, каждый раз задаю себе вопрос: а готова ли я к такой, всякий раз полной новизны и неожиданностей, встрече, не в одном лишь профессиональном отношении, а в высоком душевном смысле? Ведь каждое произнесенное слово, каждый взгляд, каждая интонация и даже внешний облик – все имеет огромное значение. Ребенка легко ранить окриком, бестактностью, так же легко утратить доверие детей, "сюсюкая" с ними и изображая некое умиление по поводу "милых малюток".
Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в обращении с детьми. Не любя их любовью разумной и целеустремленной, не ощущая интереса к ребячьим (с неизменно для них серьёзным) радостям и огорчениям, сложностям детской психологии, работать с детьми не нужно и невозможно даже при высшей профессиональной квалификации.
Тут нужна квалификация человеческая, понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия, детских взаимоотношений, всего, что заключено в два слова – "мир детства". Проникнуть в этот мир, зажить его темами и идеями, стать человеком, открывающим ребёнку просторы музыки и танца, – вот идеал для каждого, кто избрал трудную профессию руководителя и педагога детской хореографической самодеятельности.
Каждая воспитательная задача может быть разрешима с помощью адекватной технологии воспитания, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трёх её компонентов: организационной формы, воспитательного процесса и квалификации воспитателей.
Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивши порог класса и сделавши под нашим руководством первое па.
И главное – никогда не утрачивать ощущение профессии как праздника, как счастья общения с детьми.
Список литературы
Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.
Слонимский Ю. В честь танца. – М.: 1988.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983.
Красовская В.М. О классическом танце/ В кн. Н. Базарова, В. Мей "Азбука классического танца". – Л.: 1983.
Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.