Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 1»
Особые образовательные потребности детей
с нарушениями слуха и речи
в условиях дошкольного отделения
КГБОУ ШИ 1
Овчинникова Л.А.
Учитель - дефектолог
г. Хабаровск
2016-2017 учебный год
Дошкольное отделение КГБОУ ШИ 1 посещают дети с 3 до 7 лет, имеющие нарушения слуха и тяжелые нарушения речи.
Нарушение слуховой функции подразумевает снижение способности обнаруживать и понимать звуки, а также трудности в восприятии и понимании речи окружающих.
По состоянию слуха выделяют две основные категории детей - глухие и слабослышащие.
Глухие дети не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения устная речь у них не развивается. Для глухих детей использование слухового аппарата является обязательным условием их развития. Однако даже при использовании слуховых аппаратов они испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов им определяют специалисты. Для полноценного развития слабослышащих детей, так же как и глухих детей, требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом.
Дети с нарушениями слуха разнообразны и по уровню речевого развития (от полного отсутствия речи до наличия фразовой речи с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
Глухие и слабослышащие в зависимости от своих возможностей воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слухо-зрительно.
Основным способом восприятия устной речи для детей с нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов. Но даже при слухо-зрительном восприятии глухие или слабослышащие дети не всегда успешно воспринимают и понимают речь собеседника (особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего, расположение говорящего по отношению к ребёнку, акустическая обстановка, наличие незнакомых слов в высказываниях собеседника и др.)
Среди детей с нарушением слуха отдельной группой хочется отметить детей с кохлеарным имплантом. Сейчас в нашем дошкольном отделении проходят слухоречевую реабилитацию 4 кохлеарноимплантированных детей. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного СА, который усиливает звуки, кохлеарный имплант заменяет погибшие рецепторы улитки и преобразуют звуки в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. КИ даёт возможность глухим детям воспринимать тихие и высокочастотные звуки, которые дети с большой потерей слуха не слышат даже с мощными СА. Темпы развития понимания речи и устной речи у каждого ребёнка с КИ различны и зависят от многих причин:
возраст имплантации;
уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации;
интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации;
наличие у ребёнка дополнительных нарушений.
В дошкольном отделении также обучаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи. К тяжелым нарушениям речи (ТНР) относят: общее недоразвитие речи I и II уровня, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи. Часто общее недоразвитие речи наблюдается при разных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии, дизартрии, логоневрозе.
Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется ограничением пассивного и активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и, как правило, наблюдаются особенности поведения: отстранённость, замкнутость, расторможенность, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Большинство наших воспитанников с нарушением слуха и речи имеют дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании):
психоневрологические нарушения: органическое поражение центральной нервной системы коры головного мозга, ММД, РЭП, гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, отдельные формы ДЦП, эпилептиформный синдром, расстройство аутистического спектра;
заболевания сердечнососудистой системы: кардиопатия, вегетососудистая дистония, пороки сердца;
нарушения зрения: миопия, астигматизм, дальнозоркость, косоглазие;
заболевания опорно-двигательной системы: плоскостопие, сколиоз, нестабильность шейного отдела позвоночника.
Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение, развитие и воспитание детей.
Нарушения слуха и речи у детей приводят к своеобразному психическому развитию в целом. У детей с нарушением слуха и речи проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития:
сниженные объем и устойчивость внимания, низкий темп переключения, затруднения в его распределении;
преобладание образной памяти над словесной, механического запоминания над осмысленным;
преобладание наглядногомышления над понятийным;
зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи детей.
Преодоление вышеперечисленных трудностей обучения детей с нарушениями слуха и речи на базе нашего дошкольного отделения осуществляется с учётом их особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности детей
с нарушениями слуха:
потребность в постоянном использовании СА;
потребность в обучении детей слухо-зрительному восприятию речи;
потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии всех сторон речи (импрессивная и экспрессивная речь) и форм речи (устная и письменная речь);
потребность детей с КИ получать коррекционно-развивающую помощь в условиях инклюзивного обучения.
Особые образовательные потребности детей
с тяжёлыми нарушениями речи:
потребность в развитии всех компонентов речи (словарный запас речи, грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух);
потребность в обучении различными формами коммуникации (вербальными и невербальными);
потребность в развитии навыков временной и пространственной ориентировки;
потребность в формировании навыков чтения и письма;
Особые образовательные потребности детей
с нарушениями слуха и с тяжёлыми нарушениями речи:
потребность в применении специальных методов, приемов обучения, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;
потребность в организации эффективной здоровьесберегающей среды для сохранения здоровья и компенсации индивидуальных недостатков развития детей;
потребность в формировании социальной компетенции (максимальное расширение образовательного пространства);
потребность в обязательном включении родителей в процесс реабилитации средствами образования и их подготовка силами специалистов;
потребность в постоянном стимулировании познавательной активности дошкольников, побуждении интереса к себе, окружающим предметам и социальному миру.
Реализация особых образовательных потребностей детей предполагает чёткую организациюих в период пребывания в дошкольном отделении, правильное распределение нагрузки в течение дня. В нашем дошкольном отделении определены приоритетные направления и установлены преемственные связи в коррекционной деятельности всех участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта воспитанников (дети и их родители, сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель, медицинские работники).
Во всех группах дошкольного отделения коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги соблюдают слуховой и речевой режим, закрепляют умения, сформированные сурдопедагогом и логопедом.
Формы организации образовательной деятельности:
Сурдопедагог и учитель-логопед:
Воспитатель:
индивидуальные, подгрупповые занятия по заданию сурдопедагога и учителя-логопеда с применением дидактических игр и упражнений;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная и проектная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель, педагог по стимуляции речи движением,
педагог по музыкальной стимуляции:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации;
развлечения и праздники;
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха, голоса;
подвижные, спортивные игры;
игры на развитие пространственной ориентировки.
Родители:
Как показывает наш опыт, именно полноценная реализация особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха и речи, а также целенаправленная интеграция усилий всех участников образовательного процесса определяет эффективность коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с ОВЗ.