ДОКЛАД
к методическому объединению
на тему
«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила музыкальный
руководитель :Пудовинникова А.И
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.
Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребёнка.
Народные песни, песни классиков и современные детские песни раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая ещё до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под весёлую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.
По мере развития ребёнка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребёнку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и даёт им возможность выразить свои чувства.
Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:
обучать детей певческим умениям;
выучить песни, указанные в программе;
развивать детский голос.
Особого внимания требует постановка певческого голоса ребёнка-дошкольника.. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребёнка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребёнка музыкальности в целом.
Если учить ребёнка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчёркивалась в работах исследователей и педагогов-практиков.
Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полётность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста и необходимо в связи с его значением в организации самого процесса вокализации; головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции и чистоту интонирования.
Упражнения, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести умения и певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, мелодии на подражание голосам птиц, животных, попевки, скороговорки, потешки, считалки нравятся детям, и они с удовольствием поют их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, и на прогулке, и дома. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.
Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие приёмы и методы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приёмов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важно учить детей протяжно петь гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе, петь мелодию без слов, на согласные М или Л в сочетании с гласными У, О. Подвижному лёгкому звукообразованию способствуют упражнения на слоги ку-ку, мо-мо, динь-динь, тук-тук и т.д.
В старших группах полезны приёмы сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и лёгкое звучание колокольчика).
Обучая детей пению, особое внимание следует уделять охране их голосов. Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата ребёнка дошкольного возраста, педагог должен строить свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.
Помня о том, что дети обычно подражают манерам взрослых, педагог должен петь не слишком громко, мягко, выразительно. Спокойное звучание голоса взрослого влияет положительно не только на качество пения и разговора детей, но и действует успокаивающе на их нервную систему. Не следует предлагать детям петь песни взрослых, так как по своему диапазону эти песни большей частью не соответствуют голосовым возможностям детей дошкольного возраста. В целях охраны детского голоса нужно проводить работу и с родителями, разъясняя им вред крикливого детского пения и громкого разговора дома и на улице. На воздухе детям можно разрешать петь лишь в сухую, тёплую погоду, так как холод и сырость также отрицательно влияют на их голосовые связки.
Обучая детей пению, надо следить за правильным положением корпуса и головы, поскольку хорошее качество звука зависит и от позы детей во время пения. Согнутое положение корпуса затрудняет дыхание, мешая правильному звукообразованию. Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, им разъясняют и показывают, где и как надо «брать» дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. Для правильного дыхания важна певческая установка – посадка прямая, не поднимая плеч, не напрягая мышцы шеи.
Для выработки правильной дикции используют следующие прёмы:
- выразительное чтение текста;
- разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их произношение;
- чтение текста шепотом, с чёткой артикуляцией.
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата.
Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребёнка. Голос теряет необходимую лёгкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, всё время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.
Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни был по возможности профессиональным.
Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным звуком.
В работе с развитием большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучению детей пению.
Для того, чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, лёгким звуком. С этой целью следует разнообразить методические приёмы, варьировать способы их применения. Эти упражнения используются на занятиях не только для распевания, но и способствуют преодолению певческих трудностей.
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.
Добиваясь чёткой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения – кантиленой. Пропевание каждого звука с чётким, ясным произношением согласных приносит большую пользу детям, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования..
Если работать систематически над вокальными упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и выровнится звучание голоса на всём его протяжении, многие дети научатся чисто петь.
В своей работе в этом направлении использую ряд упражнений, которые даю в приложении.
В обучении детей пению большое значение имеет практический метод. Дети овладевают певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы.
В этой работе большое внимание нужно уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению.
Материалом для распевок должны служить простые, легко запоминающиеся песенки и попевки, яркие по мелодизму и содержанию. Простота мелодий, их небольшой объём помогают в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и употреблять перед разучиванием основного песенного репертуара.
Мелодии распевок можно исполнять разными приёмами: «цепочкой» по фразам, поочерёдно девочками и мальчиками, в разных темпах, с разной динамикой, от разных нот, индивидуально и подгруппами и т.п.
Применение разных приёмов создаёт эффект игры, что очень нравиться детям и позволяет избежать монотонности в работе. Работа над трудными мелодическими ходами, которые встречаются в песне, требует многократных повторений и снижает интерес к песне.
Упражнения же, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести умения и певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, мелодии на подражание голосам птиц, животных, попевки, скороговорки, потешки, считалки нравятся детям, и они с удовольствием поют их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота их интонирования.
Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение ранее выученных песен. Возникает так называемый «накат» - естественное, непринуждённое звучание голоса. Кроме того, дети с большим удовольствием исполняют давно знакомые песни, это вызывает положительные эмоции.
В своей работе в этом направлении использую ряд упражнений, которые даю в приложении.
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата. Ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты, осмысленное произнесение текста делают пение более выразительным.
Обучая детей пению, особое внимание следует уделять охране их голосов. Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата, строю свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.
Между вокальными и певческими способностями детей существует прямая связь. Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным голосом.
Если работать систематически над вокальными упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и выровнится звучание голоса на всём его протяжении, многие дети научатся чисто петь.
Обучение пению требует от ребёнка волевых усилий, заинтересованности и внимания. И только творческий, заинтересованный подход педагога к пению вызовет устойчивый интерес у воспитанников.