Доклад на тему: Влияние народных сказок на формирование экологической культуры дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.  Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Народные сказки во многом экологичны, в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, неопознанное. В мифах и сказках народов мира леса, болота обычно заселены злыми духами и прочими отрицательными персонажами. Со временем природа становилась все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется «матерью-кормилицей». Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же, удовлетворит его потребности в пище, крове. В сказках, как правило, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования, в реализации регионального компонента.

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла и т.д.

Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в которых ребенок когда-то участвовал. Интерес к сказке повышается в том случае, когда дети сами становятся сказочными персонажами.

Этот момент мы активно используем в своей практике. Кроме обычных инсценировок, где детям можно предложить представить, что они превратились в деревья, камни, капельки воды, животных, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, о чем могли бы попросить людей в нашем детском саду в марте проводится ежегодный театральный фестиваль, посвященный Международному дню театра, на котором педагоги со своими воспитанниками представляют мини-спектакли, в том числе и экологической направленности. Победители нашего фестиваля становятся третий год участниками областного фестиваля детских экологических театров, организованным Саратовским отделением Международного общественного фонда «Российский Фонд Мира» совместно с Международной ассоциацией учителей экологии «ЕСО». В этом году наш фестиваль в связи с функционированием на базе нашего ДОУ региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного учреждения, опирающейся на традиции народов Поволжья", прошел под девизом «Сказка поможет природу сберечь!»

На фестивале были представлены не только русские народные сказки, но и украинские, словацкие, татарские и др.

Кроме театральной деятельности мы применяем и другие формы работы со сказками.

2016 г. указом президента объявлен Годом Российского кино. В связи с этим указом и письмом министерства образования Саратовской области нами были разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с Российским кино. И конечно, большую часть этого плана занимают киносказки таких известных режиссеров-сказочников как А. А. Роу и А. Л. Птушко.

В ходе просмотра фильмов и сказок мы обращаем внимание детей на природу, которая окружает героев произведений. После просмотра сказок мы всегда обсуждаем с детьми то, что увидели и, что больше всего привлекло внимание детей при просмотре.

В беседах обязательно обращаем внимание на костюмы, речь героев, на национальный колорит в сказках.


Также мы используем такие формы работы как:

1.Дидактическое упражнение «Что угрожает сказочным героям» с помощью наводящих вопросов и иллюстраций дети находят причины исчезновения растений и животных из Красной книги. На примере таких сказок как : «Гуси-лебеди», в этой сказке идет обсуждение вопросов сохранения чистыми водоемов , растений , воздуха.

2.«Сказки наоборот», помогает мне изменить сказку, поменять героев местами. В такой сказке добрые герои становятся злыми и наоборот. В новой сказке «Волк и семеро козлят» дети придумали сделать Волка добрым, а козлят злыми. Немного пофантазировав, дети сочинили новый сюжет известной сказки. Лес – это место обитания волка, он стремится сохранить его в первозданном виде, оберегает от влияния хулиганов. Козлята очень плохо ведут себя в лесу, шумят, рвут растения. Отчаявшись переубедить невоспитанных козлят в необходимости бережного отношения к лесу, волк вместе с детьми учит их правильному поведению в лесу.

3. «Перевирание сказок». Например, в сказке «Маша и Медведь» появляется представитель Общества защиты сказочных животных, а Мишка – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Можно изменить сюжет сказки. Объявить лес, где живет медведь, заповедником, а вход разрешить только по специальным пропускам, а Маша прошла специальный экзамен по охране окружающей среды. Целенаправленное изменение сюжетной линии при внесении речевых элементов и бытовых деталей из современной жизни способно сделать сказку более привлекательной.

4. «Сказки без окончания» Одна группа детей придумывает счастливый конец, а другая – печальный. В таком приеме, как «сказка в задуманном ключе», сказочные герои попадают и переносятся в другое время или пространство. Например, в сказке «Теремок» или «Колобок» главные герои попадают в современный мир, окруженный разными машинами и заводами. Дети фантазировали, как приходится жить в нелегких условиях сказочным героям, какие трудности и опасности их подстерегают. От жалоб героев сказок переходят к конкретным просьбам о помощи, обращенным к детям. Дети же на основе полученных знаний и опыта находят выход из сложной ситуации.

Таким образом, ценность использования сказок в экологическом воспитании заключается в формировании у детей дошкольного возраста четкой нравственной позиции восприятия природных и культурных объектов, что оказывает формирующее воздействие на развитие экологической воспитанности и целостности мировоззрения дошкольников.