Реакция детей и воспитателя в играх с правилами (консультация для педагогов)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»











Тема: «Реакция детей и воспитателя в играх с правилами» консультация для педагогов.







Материал приготовила Колосова Е.В.

воспитатель I квалификационной категории






















г. Березники 2013 г.

План:

1)Игры с правилами.

2)Дидактические игры.

3)Подвижные игры.

4)Игры с мячом.

5)Игры, развивающие внимание.

6)Игры на свежем воздухе и в помещении.


Игры с правилами.

Сюжетно – ролевую игру можно рассматривать как игру с правилами, потому что любая игра содержит правила, которые надо выполнять. Необходимо осмыслить сюжет, который лежит в основе любой игры. Игры с правилами являются коллективными, так как дети играют командами или несколькими участниками. Например: играя в ловишки, ребёнок в роли водящего может действовать со стороны ловишки и проанализировать действия других детей. Выделить самых быстрых, ловких. А действуя в роли участников , могут оценить ловишку по быстроте, находчивости. Именно разные роли детей, могут правильно оценивать действия свои и товарищей.

А воображение, которое развивается в игре, даёт развитие в режиссёрской, сюжетно – ролевой игре. Игры с правилами можно разделить на дидактические и подвижные.

Подвижные игры очень нужны в наше время, время компьютеризации , сидячего образа жизни, длительного просмотра телевизора и видео. В основе подвижных игр лежат основные движения: бег, ходьба, прыжки, лазание, метание… Игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на накоплении двигательного опыта. У детей развиваются такие качества как дисциплинированность, внимание, находчивость, сообразительность. А выполнение правил способствует формированию и развитию волевых качеств. Большинство подвижных игр требует большого количества детей, здесь проявляются лидерские качества, а так же взаимопомощь, умение разрешать конфликты, договариваться.

Дети младшего и среднего возраста любят играть в сюжетные подвижные игры, а старшего возраста игры на развитие смелости, находчивости, честности.

В последнее время подвижные игры часто заменяются спортивными занятиями. А это неправильно. В чём отличие? Игры – увлекательное разнообразное занятие, а спорт – это оттачивание определённых умений и навыков. Подвижная игра может показать традиции целого народа, а однообразное оттачивание появляется однобокость.

Например: пропали совсем народные игры «Лапта», «Вышибалы», «Чижик». А игра футбол становится популярнее, но не каждый станет футболистом, а развитие физических качеств в играх наиболее полезны.



Дидактические игры различаются на игры – занятия и игры – упражнения.

Игры – занятия строятся на основе самоорганизации, а игры – занятия организуются и проводятся только взрослым. Они имеют игровой замысел, правила, но действия самые разнообразные. Т.е. это могут быть раскладывание картинок, подбор и складывание, нанизывание, накладывание, приложение. Выполнение правил здесь остаётся главным. Игровые действия помогают решить задачу. В такой игре ребёнок всему учится непреднамеренно, закрепляются и систематизируются знания ребёнка. К таким играм относятся игры на развитие сенсорных представлений, психических качеств. Дидактические игры способствуют развитию терпимости, волевых качеств, умение подчиняться правилам. Такая игра развивает ребёнка всесторонне. Роль взрослого в такой игре: продумывать вариативность. Если ребёнок освоил данный этап игры, надо дать ребёнку новый вариант.

Типы дидактических игр:

1. предметные игры – это игры с народной игрушкой, мозаикой, природными материалами. Игровые действия: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Развивают сенсорные представления у детей.

2. настольно – печатные игры развивают мыслительные операции, систематизируют знания и представления об окружающем мире. Например: парные картинки, собрать картинку из отдельных частей.

3. словестные игры: «Да и нет не говорите», «Краски», «Я знаю пять имён». Т.е. игры на развитие внимания, быстроту реакции, связную речь, чувство ритма.

Игра по правилам часто носит соревновательный характер, этим и отличается от сюжетно – ролевой.

В своей работе я использую разные виды игр. Детям нравятся больше подвижные игры, которыми мы играем на улице и на спортивных площадках. Но в помещении такие игры не используем, любим с детьми играть в малоподвижные игры, в сюжетные и дидактические. Тяжело даются детям игры с предметами: мячами, лентами, скакалкой и другие. Дети плохо и неловко используют эти предметы. Сложность также вызывают словесные игры: «Я знаю пять имён», «Назови быстро слово», «Загадай загадку». Дети не могут быстро ориентироваться на площадке, нет быстрой реакции при работе с мячом, скакалкой. Но работая над этими задачами я добиваюсь цели.


Подвижные игры

1.Змейка (Проведи мяч).

Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.

Вариант игры:

-можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;

-ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;

-игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.


Категория: Игры с мячом

Развивает: координацию движений, ловкость

1. Мячик-чижик.

Цель игры: обучение ловле мяча, развитие ловкости, координации движений и быстроты реакций.

Посреди игровой площадки кладется кирпич (круглая короткая палка диаметром 7—10 см, деревянный брусок и т. п.). На него под углом, чтобы нижний конец касался земли (пола), кладется дощечка шириной 6—3 см (можно с небольшой плашкой или углублением на нижнем конце). На нижний конец дощечки помещают небольшой мячик. Из числа играющих выбирается один водящий. Остальные дети становятся вокруг мяча, Воспитатель стоит в стороне, наблюдая за игрой. Водящий с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки так, что мяч летит вверх.

Все играющие дети стараются поймать мяч, не дав ему коснуться пола (земли). Поймавший мячик становится водящим, а игра начинается сначала. Если мяч упал, не пойманный никем, то остается прежний водящий.

После окончания игры воспитатель подсчитывает, кто больше, раз был водящим.

Правила игры: при ловле мяча нельзя применять силу, отталкивать других играющих, вырывать мяч из рук.

Развивает: быстроту реакции, координацию движений

2. Попади в цель.

Цель игры: обучение метанию мяча, развитие точности движений, глазомера.

На игровой площадке на уровне глаз ребенка на веревочке подвешивается круглая цель (фанерный или картонный окрашенный в яркий цвет круг диаметром 20— 30 см, большой надувной мяч и т. п.).

На расстоянии 1,5—3 м (в зависимости от возраста играющих детей) от цели проводится линия. У линии в коробочке или корзиночке лежат четыре небольших (теннисных) мяча. Дети по очереди подходят к линии, берут мячи и бросают их, стараясь попасть в цель. Броски чередуют правой и левой рукой. Выполнив все броски, ребенок собирает мячи в коробочку или корзиночку, ставит ее у черты и уступает место следующему играющему ребенку.

Воспитатель наблюдает за выполнением бросков и проводит подсчет точных попаданий. В конце игры воспитатель отмечает самого точного игрока.

Вариант игры: каждый игрок проводит бросание мячей дважды (бросание из двух серий) — первый раз бросает только правой рукой, а второй — только левой.

Развивает: глазомер, точность движений

3. Мяч сквозь обруч.

Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, передаче его партнеру в движении, развитие ловкости и координации движения.

На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытянутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.

По сигналу или команде воспитателя каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и перебрасывая мяч друг другу через обруч.

Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребенок уронит мяч, то должен поднять его и продолжить игру с того обруча, где была допущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры). Побеждает пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.

При повторении игры дети, игравшие в парах, меняют детей, стоявших с обручами.

Подводя итоги игры, воспитатель отмечает не только быстроту движения, но и точность бросков игроков.

Развивает: координацию движений, ловкость.

4. Эстафета с мячами

Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.



Варианты игры:

- сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;

- мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;

- комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.

Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.



Игры, развивающие внимательность

Скворечники

По цели и характеру напоминает игру «Море волнуется…»

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся кружки диаметром 50—60 см по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца-ребенка». Один «скворец» без домика и пары находится в центре игровой площадки.

По сигналу воспитателя «скворцы» вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками - «крыльями». Вместе со всеми играет одинокий «скворец».

По повторному сигналу воспитателя: «Скворцы прилетели!..» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, а поэтому ждет начала игры, которая повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.


Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении

Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений.


Море волнуется…

Цель игры: в игровой форме обучение основным видам движения (ходьба, бег), выработка внимательности и быстроты реакции.

Из числа играющих выбирается «водящий». Остальные дети образуют круг, стоя на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Потом каждый ребенок очерчивает вокруг себя кружок диаметром до 50 см. Это его «домик».

После окончания приготовления к игре водящий идет по кругу, обходя «домики» змейкой. Если водящий, проходя мимо играющего, говорит: «Море волнуется…», то этот играющий должен покинуть свой домик, взять за руку водящего и пойти следом за ним. Следующий игрок после слов водящего становится за первым и т. д., пока за ведущим не образуется цепочка из всех играющих детей, а все их «домики» не освободятся. Ведущий ведет эту «цепочку» по игровой площадке, меняя шаг, то ускоряя до бега, то замедляя, а потом неожиданно для всех говорит: «Море спокойно!..»

После этих слов все играющие отпускают руки друг друга и спешат занять любой свободный кружок - «домик». Тот играющий, который остается без «домика», становится водящим, и игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя становиться в кружок, если туда уже успел поставить ногу другой игрок; нельзя выталкивать другого играющего из занятого кружка - «домика».

Развивает: быстроту реакции, внимательность, основные виды движений



Великаны и карлики

Цель игры: в игровой форме развивать внимательность детей.

На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали —

Великанами мы стали.

Произнося слова: «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.

Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.

Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.

Вариант игры: ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры, а игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.

Развивает: внимательность


Цветные автомобили

Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба), развитие внимательности, дисциплинированности и умения играть в детском коллективе.

Для игры готовят несколько разноцветных картонных кружков и такого же цвета флажков.

На игровой площадке проводится линия или чертится круг диаметром 6—7 м. У линии или по кругу стоят дети - «автомобили», держа в руках цветные кружки — это рули автомобилей, определяющие их цвет.

В центре круга или на определенном расстоянии перед линией стоит воспитатель с цветными флажками в руках. Когда воспитатель поднимет флажок, то «автомобиль» такого же цвета выезжает за линию, постепенно набирает скорость (переходит на бег), ребенок ездит, крутит руль в том или ином направлении, подражает звуку работающего мотора и издает сигналы.

Когда воспитатель опускает флажок, ребенок должен вернуться на свое место. Воспитатель может одновременно поднять 2—3 флажка, что означает одновременный выезд 2—3 «автомобилей» соответствующего цвета на игровую площадку. В то же время «водитель» должен быть предельно внимателен: воспитатель может опустить один из флажков. Иногда воспитатель может поднять сразу все флажки, но возвращать «автомобили» на свои места по одному.

Правила игры: дети - «автомобили» не должны сталкиваться и мешать движению друг друга.

Развивает: внимательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе


Солнышко и дождик

Целью и характером эта игра напоминает игру «Птички в гнездышках».

По краю игровой площадки на определенном расстоянии друг от друга (1—1,5 м) расставляют стульчики — это домики для детей. За каждым стульчиком сидит на корточках ребенок и смотрит в «окошко» (отверстие в спинке стула).

Воспитатель говорит: «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «домиков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабочек, танцевать и т. п.

Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «домики» и присаживаются за стульчиками.

Игра повторяется несколько раз, а затем воспитатель отмечает детей, первыми успевших занять свой «домик».

Вариант игры: каждый ребенок занимает только свой или любой свободный «домик». Ребенок, занявший «домик» последним, выбывает из игры.


Игра "Запрещенное движение"

Описание игры: подвижная игра, развивающая координацию, память.

внимательность в колонну друг за другом.

Правила игры:

1) Воспитатель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются

2) Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

3) Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение».

4) Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

5) Тем самым более внимательные дети-победители останутся в начале колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.


Игра "Воробушки"

Описание игры: подвижная игра, направленная на развитие реакции,

- Необходимо начертить большой круг диаметром 3-4 метра.

- Посреди круга становится водящий - "Кошка", остальные дети "Воробушки" находятся по краям.

- По сигналу ведущего (воспитателя) "Воробушки" начинают запрыгивать в круг и выпрыгивать из него координации. Может использоваться на прогулках и детских праздниках.

Правила игры:

. Задача "Кошки" поймать всех "Воробушков".

- Пойманный "Воробушек" остается в центре.

Когда внутри круга окажутся все "Воробушки", выбирается новая "Кошка".

Побеждает та "Кошка", которая сумеет быстрее других поймать всех "Воробушков".


Игра "Камушек в ладошке"

Описание игры: подвижная игра для спортзала или игровой площадки, развивает реакцию и наблюдательность.

Инвентарь: камушек или маленький шарик (мячик)

Правила игры:

1) Ребята (6-8 человек) выстраиваются в шеренгу, убирают руки за спину, при этом держа ладони раскрытыми.

2) Выбирается ведущий, который, передвигаясь за спинами детей, незаметно опускает кому-либо из них в ладошку камушек.

3) Игрок, которому в ладошку положили камушек, должен неожиданно для других покинуть шеренгу.

4) Задача ребят из шеренги – попытаться схватить его, но при этом, не сходя с места.

5) Если удается поймать игрока с камушком, то пойманный меняется местами с ведущим, если нет, то игрок возвращается в шеренгу, и игра продолжается.