Методическая разработка
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Выполнила
Воспитатель :Ерусланкина Г.Н.
[pic]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Проект «Кубигород»
Цель. Развивать речь, внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.
Вид проекта — комплексный.
Продолжительность осуществления — один месяц.
В основе проекта — работа с пособием, представляющим собой набор кубиков разной величины, на гранях которых изображены символы дидактических упражнений (заданий). Каждый кубик может быть использован по усмотрению педагога как самостоятельно, так и в сочетании с другими кубиками.
Варианты использования кубиков.
• Водящий ребёнок с закрытыми глазами стоит в центре круга, образованного детьми, и вращает кубик. Игроки идут по кругу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять —
Будешь кубик ты вращать!
По сигналу круг останавливается, и водящий указывает ладонью на одну из граней кубика. Дети выполняют обозначенное символом задание.
• Игроки образуют круг (стоя или сим). Передают кубик по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребёнок, на котором считалка закончилась, по желанию выбирает грань кубика. Дети выполняют обозначенное символом задание.
• Водящий ребёнок с кубиком в руках идёт по кругу, образованному детьми, и произносит считалку. Игрок, на котором считалка закончилась, берёт кубик, закрывает глаза, вращает его и указывает на одну из граней. Обозначенное символом на грани задание выполняет он сам или все дети вместе.
Варианты игр
Кубик «Фигуры».
Цель. Формировать знания о геометрических фигурах. Закреплять знание основных цветов и их опенков. Учить соотносить предметы и объекты по цвету, форме, величине.
• «Подбери по цвету.»
Дети подбирают картинки с предметами (игрушками) такого же цвета, как у геометрической фигуры, изображённой на выпавшей грани кубика.
• «На что похожа фигура?»
Дети подбирают картинки с предметами, похожими на геометрическую фигуру, изображённую на выпавшей грани кубика, и называют их.
Кубик «Предлоги».
Цель. Учить правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с предлогом, написанным на выпавшей грани кубика. Педагог может задать тему, например придумать предложение про осень, в котором будет маленькое слово — предлог на.
Кубик «Приставочные глаголы».
Цель. Учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько существительных.
• «Путешествие».
Дети выполняют действие с игрушечной машинкой в соответствии с приставочным глаголом, схематично представленным на выпавшей грани кубика. Затем составляют с этим глаголом предложение.
• «Подбери схему».
Дети подбирают к картинке глагол (обозначают действие) и отыскивают на кубике схему этого глагола.
Кубик «Сосчитай-ка».
Цель. Закреплять счётные навыки. Развивать фонематический слух.
Ребёнок бросает и ловит кубик, затем выполняет задание столько раз, сколько кружков на обращённой к нему грани.
• Произнести изолированный звук, слог с этим звуком.
• Произнести гласный (согласный) звук.
• Назвать слово с заданным звуком.
Кубик «Звуковая дорожка».
Цель. Упражнять в автоматизации изолированного звука.
Дети выбирают одну из граней с изображением звуковой дорожки, произносят соответствующий звук на одном выдохе, проводя по дорожке пальцем, указкой или карандашом.
• «Крутые горы» [р].
• «Змейка» [ш].
• «Улитка» — [с], [з], [ш], [ж], [р].
• «Чайник кипит» — [с].
• «Лабиринт» — [р].
• «Полянка» — [ц], [ч], [ж].
Кубик «Звуковой».
Цель. Развивать фонематический слух. Формировать умение выделять звук в слове, определять его позицию, подбирать слова с заданным звуком.
• Назвать звук по условным обозначениям.
• Подобрать слово, соответствующее условным обозначениям, и определить положение звука.
• Найти в комнате и принести предметы (выбрать картинки в лото), в которых начальный звук соответствует условным обозначениям.
Кубик «Читай-ка».
• «Буквы»
Цель. Познакомить с графическим изображением звуков (буквами).
Педагог выясняет, на что похожа буква на грани кубика, читает о ней стихотворение. Дети прорисовывают букву в воздухе, выкладывают её из палочек, нитей, проволоки, пуговиц.
• «Слоги».
Цель. Формировать первоначальный навык чтения открытых слогов.
Дети бросают кубик и читают слог на выпавшей грани. Затем подбирают слова с данным слогом.
Кубик «Всезнайка».
Цель. Организовать рациональное использование обучающего пространства за счёт мобильности кубика — сменяемости материала для решения поставленных задач (лексика, грамматика, связная речь и др.).
В соответствии с целью занятия логопед помещает в прозрачные пластиковые кармашки, наклеенные на грани кубика, обучающие игровые поля (картинки, буквы, схемы, сигналы).
• «Найди лишнее».
Лексика — одна из шести картинок не соответствует лексической теме.
Грамматика — одна-две картинки не соответствуют пространственному значению заданного предлога.
Кубик «Времена года».
Цель. Уточнять и расширять знания о временах года. Учить устанавливать и описывать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Формировать связную речь.
• Педагог указывает стрелкой, прикреплённой к кубику, на символическое изображение одного из времён года на грани кубика.
Ребёнок называет данное время года и перечисляет его характерные признаки.
• С помощью стрелки на кубике задаётся какое-либо время года. Дети вспоминают пословицы, поговорки о данном времени года.
Кубик «Умный рассказчик».
Цель. Развивать связную речь.
Ребёнок выбирает грань кубика со схемой и составляет по ней описательный или сравнительный рассказ по предложенной лексической теме. Элементы схемы отражают основные свойства объектов (цвет, форму, величину, материал и т.д.) и действия с ними.
Игра «Времена года»
• Первый вариант.
Цель. Расширять и уточнять представление детей о сезонных изменениях в природе. Активизировать словарный запас по данной теме. Развивать связную речь, внимание, мышление, логику. Формировать положительное отношение к природе.
Материал. Четыре макета деревьев (по сезонам). Карточки с изображением деятельности людей, характерной для каждого времени года.
Ход игры
Дети по очереди берут по одной карточке и кладут к макету дерева, объясняя, для какого времени года характерна изображённая деятельность и почему. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибётся.
Игру можно усложнить, если попросить каждого ребёнка рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать загадку о «своём» времени года.
Также можно вместе с детьми составить рассказы о лете, осени, зиме, весне по выложенным карточкам.
• Второй вариант.
Цель. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. Развивать слуховое внимание. Формировать положительное отношение и интерес к русской поэзии.
Материал. Четыре макета деревьев (по сезонам). Карточки со стихами, пословицами, поговорками и загадками о временах года. Фишки.
Ход игры
Педагог читает напечатанные на карточках короткие тексты о временах года и спрашивает:
«Кто знает, когда это бывает?» Дети отгадывают. За каждый правильный ответ педагог даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Игра «Ёжик-грибник»
Материал. Панно «На лесной поляне». Картонные грибы, на которых изображеныь. предметы и животные, в названиях которых есть гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и] (мак апельсин, лиса, роза, шишка, арбуз; осы, ослик, дом, слон, роза, ведро; ива, ирис, гриб, игла, тигр, сыр, тыква, рыба, огурцы); согласные звуки [т], [т’], [р], [р’] и т.д. (зонт. лист, ракета, самолёт, крот, кот, стул, стол, тигр, квартира, телефон, дятел, роза, ворона, корова, топор, помидор, торты, рубанок; редька, орёл, верёвка, сухарь, календарь, рис). Картонный или игрушечный ёж. Картонные корзины с напечатанными на них слоговыми схемами.
• Первый вариант.
Цель. Закреплять навыки выделения заданного звука в слове, различения гласных звуков, определения места звука в слове.
Ход игры
Логопед выставляет на панно грибы (с изображением предметов и животных, в названиях которых есть или отсутствует изучаемый звук), ежа и корзину. Читает задание.
Долго по лесу ёжик шагал:
Вкусных грибов он к обеду искал.
Только не всякий вкусный грибок
Ежик спешил положить в кузовок.
В корзину попали такие грибы,
В которых есть звуки [а] ([о], [у], [ы], [и]).
Дети по очереди подходят к панно, выбирают нужный гриб и кладут его в корзину. После того как грибы собраны, нужно их рассортировать. Логопед читает задание.
Хозяй ка-ежиха грибы разделила:
С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в начале слова — супчик варила,
С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в середине слова — в запас насушила,
С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в конце слова — друзей угостила.
Дети по цепочке сортируют грибы.
• Второй вариант.
Цель. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать навыки слогового анализа.
Ход игры
Дети по очереди выбирают грибы и кладут их в корзину с соответствующей слоговой схемой. После того как все грибы собраны, осуществляется проверка: каждое слово делится на слоги с помощью хлопков или шагов; проводится слоговой анализ.
Пособие «Подушка Шептунчик»
Цель. Развивать сенсомоторные навыки. Совершенствовать речевые и коммуникативные возможности дошкольников.
Пособие представляет собой подушку с карманами, шнуровкой, замочком и косичками. При работе с цветными кармашками закрепляются знания о цветах и опенках, геометрических фигурах, звуковом и слоговом анализе, о сезонных изменениях в природе. Шнуровки, замочек и косички предназначены для развития мелкой моторики рук. Большой карман служит для вставки предметной или сюжетной картинки, иллюстрации, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по различным лексическим темам.
• Первый вариант.
Цель. Уточнять и расширять знания детей о временах года. Учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Формировать связную речь.
Ход игры
Педагог загадывает загадку о каком-либо времени года. Ребёнок выбирает сюжетную картинку-отгадку и вставляет её в большой карман. Затем на карточках находит характерные признаки этого времени года и вставляет их в цветные кармашки. Заплетая косички, последовательно называет Шептунчику месяцы. Выигрывает тот кто ни разу не ошибся.
• Второй вариант.
Цель. Знакомить с многозначностью глаголов русского языка. Упражнять в подборе и употреблении в речи глаголов, имеющих одну форму, но разные смысловые опенки.
Ход игры
Педагог вставляет в большой карман карточку с глаголом «идёт». Дети подбирают к слову подходящие картинки (Например: «Трамвай идёт. Дождь идёт. Время идёт. Человек идёт») и вставляют их в кармашки.
Альбом «Дошкольная академия»
Пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Игровые задания альбома помогают уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные звуки по твёрдости — мягкости; определять артикуляционные и акустические характеристики изучаемого звука и соотносить с его зрительным образом (буквой); подбирать слова с заданным звуком или по готовой схеме и определять положение звука в слове; закреплять навыки звукового, звукобуквенного и слогового анализа; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; составлять предложения различных конструкций.
Пособие состоит из 23 страниц, каждая из которых разделена на 5 карточек.
На первой слева карточке в каждом ряду изображены буква или символ, обозначающие вид задания. Остальные карточки представляют собой предметные картинки
В конце альбома предлагаются варианты заданий.
• Найди предмет, название которого начинается с заданного звука.
• Подбери обобщающее слово.
• Найди фрукты, овощи.
• Продолжи ряд.
• Четвёртый лишний.
• Логические пары.
• Найди предмет, в названии которого заданный звук находится в начале, середине или конце слова.
• Найди предмет, название которого начинается на гласный звук (твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук).
• Назови первый (второй, третий...) звук.
• Назови первый (второй, третий...) слог.
• Найди предмет, название которого состоит из одного слога (двух, трёх, четырёх слогов).
• Найди слова-предметы, которые отвечают на вопрос «кто?» («что?»).
• Подбери слова-действия.
• Подбери слова-признаки.
• Назови детёнышей.
• Составь предложение.
• Скажи правильно (согласование существительного и прилагательного в роде и числе).
Педагог открывает карточку с буквой или символом и предлагает найти картинки в соответствии с игровым заданием. После выполнения задания ребёнок объясняет, почему он выбрал ту или иную картинку.