Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Мичээр». Республика саха (Якутия) Амгинский улус, село Бетюнцы. Воспитатель: Кудинова Анжелика Михайловна. Пед.стаж: 12 лет.
Тема: «Значение якутских народных настольных игр в развитии детей дошкольного возраста».
В связи с демократизацией общества в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.
Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах. В данное время, в нашем детском саду широко используем народные настольные игры в самостоятельной деятельности. В каждой группе размещены разные народные настольные игры, сделанные своими родителями, дедушками. И они очень популярны среди детей со средней группы. Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)
Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.
Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец. Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе». Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени. «Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери, птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации – соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька. Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину. Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».
«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином». Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.
Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками. Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз. 5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех. 6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик. 7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком. 8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.
Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.
Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек. Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными». При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.
Заключения: мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.
- настольные игры народов имеют глубокие корни.
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.
- это универсальный и доступный всем спорт.
- преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.
- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.
- нам удалось привлечь детей, организовали небольшие соревнования.
- для детей дошкольного возраста используем самые упрощенные варианты таких игр.
Приложения
Настольно — дидактическая игра «Веселые пуговки»
«Веселые пуговки»
Разработанная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста, при условии использования пуговиц крупного размера (диаметром от 3 до 5 см). С детьми лучше играть индивидуально, либо маленькими подгруппами 2-3 человека.
[pic]
[pic]
Настольная дидактическая игра «Мозаика» своими руками из бросового материала
[pic]
Актуальность. Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память.
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить выкладывать простые схематичные изображения предметов; закреплять умение считать в пределах 20; закреплять названия цветов и оттенков; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость.
Материал: коробка из-под конфет, пластиковые крышки белого цвета от бутылок, клей ПВА, разноцветные стеклянные шарики.
Конспект НОД по ОО «Познание» для детей старшей группы детского сада для детей 5 – 6 лет.
«В гостях у Байаная (Духа леса)»
Оздоева Аза Исропиловна
воспитатель 1 категории МДОБУ ЦРР – Д/с№ 7 «Остров сокровищ»
г. Якутска, Республики Саха (Якутия).
Цель: закрепление представлений о диких животных Якутии, об их жилищах.
Задачи:
- совершенствовать речь детей;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать бережное отношение к животному миру, любовь к родному краю.
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».
Ход:
Педагог: У всех диких животных, рыб, птиц, всех растений, по якутскому народному поверью, есть свой дух – хозяин. По якутскому поверью, это хозяин тайги Баай – Байанай (Богатый Байанай). Он бережет лес от разорения, дурных охотников. Сегодня он послал нам жителя своей тайги и пригласил нас всех в гости. Угадайте, кто это?
Говорят, вертихвостка в дупле прячется,
Есть,говорят, гладкотелая
Марфа – пушистый хвост (якутская народная загадка).
Правильно, это белка. Давайте заглянем к ней в дупло.
Дети все пролезают через узкий туннель.
Педагог: Мы оказались в сказочном лесу! А вот и первое задание: (находит на «дереве» записку и читает) надо помочь белочке перенести орехи в новое, более теплое дупло.
Каждый участник получает ложку и орех. Дети должны пройти по мосту (по скамейке), проползти под ветками (под дугами), и перенести орехи в другое дерево.
Педагог: Дети, у белки есть бельчата. Они совсем недавно появились на свет. Белка хочет, чтобы дети рассказали бельчатам про их лесных соседей.
Под деревом стоят картинки с изображением животных – волк, лиса, заяц, олень, слон, еж, бегемот, крокодил, лев. Нужно выбрать тех, которые обитают в тайге и рассказать, кого из этих животных можно назвать хищником, а кого нет. Кто чем питается.
Педагог: Дети, белка предлагает вспомнить, как называется домик или убежище того или иного животного, давайте вспомним?
Дети становятся в круг, ведущий кидает мяч и называет животное:
Белка –дупло
Волк – нора
Медведь – берлога
Лиса – нора
Волк – логово.
Педагог: Вот мы вышли на полянку, давайте отдохнем и послушаем звуки леса (звучит музыка – пение птиц, голоса животных)
Педагог: Понравилось вам в гостях? Давайте сохраним память об этой встрече. Что же мы можем сделать?
Дети предлагают варианты, можно нарисовать картинку, слепить понравившегося животного, сделать аппликацию. Каждый выбирает, что он будет делать.
После окончания работы дети получают поощрительные значки или символы от Духа леса -Байаная.
[pic]
Роль якутского национального инструмента «хомус» в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Золотарева Вера Ивановна
музыкальный руководитель высшей категории
МДОБУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ»
Приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной культуре родного народа придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Ознакомление с миром народной музыки оказывает мощное воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Одним из компонентов якутской народной культуры являются воспитание ребенка на образцах музыкального искусства. Еще в старину народ саха был убежден, что музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность.
Проблема ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором особенно актуальна в условиях современной полиэтнической среды. Именно такой подход способен приобщить ребенка к осознанию своей общности со своим народным музыкальным искусством.
Основываясь на этом, как отмечает Г.Н. Волков и др. авторы, можно считать проблему ознакомления дошкольников с якутскими музыкальными инструментами очень актуальной и востребованной.
Самым распространенным и любимым музыкальным инструментом якутского народа был и является хомус.
Хомус – любимый инструмент наших предков, представляет собой некое среднее звено между инструментом без точной фиксации звука и строящим инструментом. Игра на хомусе сочеталась с внутренним пением, что придавало звучанию хомуса волнующее разнообразие: звуки природ: (пение птиц, журчание воды, состояние природы), человечески чувства (любовь, радость, праздничное чувство), т.е. все те эмоции, что сопровождают человека в жизни.
Хомус не теряет своей пулярности и в наши дни. В Якутии успешно работают школы хомуса, открыт Музей варганной музыки. В настоящее время игра на хомусе не соответствует характер игры на национальных инструментах прошлых лет, так как преобладает подражание западно-европейской манер звукоизвлечения.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Поэтому, на первых занятиях знакомлю детей с инструментом и его историей. Он состоит из следующих частей. Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынгаахтар) имеют четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щёчками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закруглённый кончик (чыычаах).
Дети, имея определенные навыки музыкальной культуры, полученные ими на предыдущих этапах музыкального воспитания, могут понять, что хомус издает звук только на одной ноте. Руководитель объясняет, что, когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки изливаются в самых причудливо-неожиданных звуках, импровизируя ими хомусист тут же создает музыку-поэму, передавая через него своё эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.
Для исполнения на хомусе вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по язычку не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не так, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.
Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.
В процессе включения детей в различные игры должна создаваться ситуация успеха в музыкальной деятельности для каждого ребенка. Это послужит базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению при восприятии народной музыки.
Применяю некоторые варианты организации занятий с использованием:
- сказочных сюжетов;
- элементов якутского фольклора;
- литературных персонажей;
- известных придуманных игр;
- элементов сюжетно-дидактической игры;
- сюжетных и пейзажных картин;
- специально-изготовленных пособий – рисунков, мозаики;
- сюжетов и героев мультфильмов;
- видеоматериалы с выступлениями мастеров художественного слова;
- показ якутского национального инструмента.
Последовательность работы была следующей.
1. Знакомство с инструментом.
2. Изучение частей и деталей инструмента.
3. Беседа о мастерах-изготовителях.
4. Экскурсия в музей, выставка коллекций.
5. Беседа об известном исполнителе.
6. Приемы держания инструмента.
7. Упражнения по развитию дыхания.
8. Упражнения по развитию моторики.
9. Практическое занятие.
При обучении в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными могут быть приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей музыкального восприятия. Взрослый формирует правильные представления ребенка о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении.
При разучивании песни со словами обращается внимание на одновременный вдох, работу над фразировкой, пропеванием гласных - э-у, правильным переносом согласных н-ц, дикцией, на выстраивание унисона, умение начинать и заканчивать строго по руке дирижера. При этом стараемся довести музыкальный образ так, чтобы дети сами чувствовали песню и передавали ее характер мимикой и эмоциями.
Ребенку-дошкольнику с педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ребенок – ребенок).
Партнерами в ансамбль выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ребенок – ребенок мы учим синхронности исполнения.
Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда дети волевым усилием сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной задачи.
Таким образом, используя игру на хомусе, как средства музыкального воспитания старших дошкольников в этнокультурной среде, можно получить хороший результат.
Использованная литература
1. Антонова, Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р.Я. Антонова. – Якутск: Ситим, 1995. – 55 с.
2. Иванова М.К. Музыкальное искусство как средство формирования духовной культуры личности // Духовность – веление времени. – Якутск: Триада, 2003. – С.133-134.
3. Иванова М.К. Развитие эстетической культуры личности ребенка на основе музыкальных традций народа Саха // Глобализация и судьба культуры. – Якутск: Триада, 2004. – С.157-158.
4. Иванова М.К. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Якутск: ИРО МО РС(Я), 2001. – 104 с.
5. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н. Г. Кононова. - М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
6. Уткин, К.Д. Голосом живой природы / К.Д. Уткин. – Якутск: Ситим, 1993. – 25 с.
7. Уткин К.Д. Мастера хомуса / К.Д. Уткин. – Якутск: Ситим, 1994. – 15 с.
8. Шишигин С.С. Играйте на хомусе / С.С. Шишигин. – Якутск: Министерство культуры РС (Я), 2005. – 35 с.
Конспект интегрированного занятия для детей 4 – 5 лет
«В гостях у Дедушки Корнея»
Афанасьева Варвара Петровна
воспитатель МДОБУ ЦРР – Д/с № 7 «Остров сокровищ»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Цель занятия: Закрепление знаний детей о количественном счёте, используя тактильные анализаторы, о сравнении чисел, о цифрах, геометрических фигурах, весе. Развитие речи, мышления, памяти, расширение кругозора средствами игровой деятельности и сказок Корнея Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение детей в счете в пределах 5;
- продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес;
- актуализировать умение детей соотносить числа с количеством;
- тренировать умение различать на ощупь изученные геометрические фигуры, сравнение круга и квадрата путем наложения и определения сходства и различия этих фигур;
-активизировать познавательную и речевую деятельность детей:
- закреплять знания детей о сказках К. И. Чуковского;
- закрепить знания детей о посуде;
- учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Развивающие:
- развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение обобщать и делать выводы;
- развивать сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения;
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе;
- способствовать развитию любознательности, продолжать приучать детей слушать сказки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к творчеству Корнея Ивановича Чуковского;
- поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки;
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познание» - ФЭМП, ФКЦМ; «Коммуникация» - развитие речи; художественная литература; «Социализация».
Методические приемы и средства:
- Мотивационная ситуация;
- Игровая ситуация;
- Образовательная ситуация;
- Двигательная импровизация;
- Речевая ситуация;
- Решение логических задач;
- Диалог;
- Беседа;
- Рефлексия.
Демонстрационные материалы: Проектор, компьютер, слайд по сказкам Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»; говорящая кукла Ксюша; 3 мешочка красного, желтого, зеленого цветов, геометрические фигуры: 3 квадрата, 4 круга , 5 треугольников, цифры от 1-5; картинка-слайд «Найди лишний предмет» (помидор, чайник, самовар, чашка); 3 картинки из серии «Задачки для ума»
Предварительная работа с детьми:
- Свободное общение по сказкам Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон» и др., беседа о героях сказок;
- Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки.
- Дидактические игры на развитие математических способностей, навыки счета
- Чтение сказок Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон» и др.
- Заучивание отрывки стихов.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 Вводная часть.
Организационный момент.
1-й слайд. На экране портрет Корнея Чуковского за рабочим столом.
- Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Это Корней Иванович Чуковский. Он написал очень много сказок для детей. Путешествие наше будет необычным, потому что он будет показывать нам сказки, если мы выполним его математические задания.
- Итак, отправляемся к первой сказке.
2. Основная часть.
1) Игра «Найди лишний предмет»
2-й слайд. На экране выставляется картинка: чайник, чашка, самовар и хлеб.
Воспитатель дает задание:
- Что на этой картинке лишнее и почему?
Дети должны ответить полными предложениями, что здесь лишнее и почему?
- Молодцы, ребята! С первым заданием справились, а теперь послушайте сказку:
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…»
- Из какой сказки слова? Правильно, «Федорино горе».
3-й слайд. На экран выставляется название сказки «Федорино горе».
4-й слайд. На экран выставляется картинка из этой сказки «Убегает вся утварь»
- Почему вся посуда и все, что было у нее дома убежало от Федоры?
5-й слайд. На экран выставляется картинка из этой сказки «Посуда с тараканами»
- Какая была Федора в начале сказки? А какая стала она в конце?
6-й слайд. На экран выставляется картинка из этой сказки «Добрая Федора»
- Эту вы сказку знаете хорошо, идём дальше.
Физкультминутка.
Дети за воспитателем шагают по кругу и опять приходят к тому же месту.
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
- Итак, мы пришли ко второй сказке. Посмотрим, какое задание нам приготовил Корней Чуковский?
7-й слайд. На экране другой портрет Корнея Чуковского.
2) Игра-задание «Чудесный мешочек» на количество и счет.
- Мы с вами очутились в другой сказке Корнея Чуковского.
Сюрпризный момент:
- Ой, тише, дети,
Кто-то к нам стучится
Тук-тук-тук,
Кто же это?
Здравствуй, Ксюша!
Это Ксюша в гости к нам пришла.
Ксюша говорит:
- Здравствуйте, ребята! Как я рада снова встретиться с вами.
- Вам тепло или холодно? (Тепло)
- Ой, а у Ксюши письмо. Это от Дедушки Корнея. А там для вас, ребята задание. Мы с радостью будем выполнять задания, а Ксюша будет смотреть, как мы занимаемся.
На столе лежат 3 мешочка с разными предметами внутри до пяти.
Трое детей достают по одному мешочку и на ощупь должны определить, сколько внутри предметов и сказать вслух, найти подходящую цифру и положить внутрь мешочка. Воспитатель дает задание:
Воспитатель обращается к 1-му ребенку:
- Возьми мешочек, который лежит посередине. Какого цвета средний мешочек? (Желтый). Угадай на ощупь, какие фигуры внутри мешочка (кружочки), сколько кружочков (4), теперь найди подходящую к ней цифру и мы прикрепим его к мешочку, чтобы было видно, сколько там фигур.
Воспитатель обращается ко 2-му ребенку:
- Возьми самый большой мешок. Какого цвета большой мешок? Угадай, какие там фигуры, сколько предметов внутри мешка, выбери правильную цифру, и мы опять прикрепим его к мешочку, чтобы было видно, сколько там фигур.
Воспитатель обращается к 3-му ребенку:
- Возьми маленький мешок, какие фигуры в этом мешке, сосчитай, сколько фигур внутри мешка, выбери правильную цифру, и мы опять прикрепим его к мешочку, чтобы было видно, сколько там фигур. Какого цвета маленький мешочек?
Выбрав мешочки, дети должны посчитать фигуры в мешочке на ощупь, сказать какие фигуры, сколько фигур, найти подходящую цифру и вместе с воспитателем приклеить к мешочку.
Воспитатель обращается к 4-му ребенку:
- В каком мешочке фигур больше? А в каком мешочке фигур меньше?
Затем воспитатель достает из мешочков круг и квадрат и обращается к 5-му ребенку:
- Чем похожи круг и квадрат? (Размером и цветом).
Воспитатель обращается к 5-му ребенку:
- Чем отличаются круг от квадрат? Почему у них разные названия? (У круга нет углов, а у квадрата есть углы и стороны.)
- Ну, что ж, молодцы, ребята, вот мы и добрались до второй сказки, а до какой сказки, вы узнаете, когда я зачитаю вам отрывок из неё:
«Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…»
- Как называется эта сказка? (Когда дети угадают эту сказку, воспитатель показывает слайд на проекторе «Мойдодыр»)
8-й слайд. На экран выставляется картинка из книги по сказке «Умывальник Мойдодыр»
- Про что эта сказка? (Про умывальник)
- О ком говорится в сказке? (Про мальчика грязнулю).
9-й слайд. На экран выставляется картинка из книги по сказке «Одеяла и подушки убегают»
- Почему одеяло убежало от него, и ускакала простыня? (Потому что он не любил умываться и ходил грязный).
- Правильно ли поступал мальчик? (Нет).
10-й слайд. На экран выставляется картинка из книги по сказке «Чистый мальчик»
- Каким стал мальчик в конце сказки? (Чистый стал, стал умываться)
- Молодцы, ребята. Ребята, а мы любим умываться? А гулять мы любим?
Давайте вместе с Ксюшей погуляем немножко.
Динамическая пауза
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение чувствовать ритм и двигаться в соответствии с ним.
Дети вместе с воспитателем под музыку гуляют с куклой Ксюшей.
11-й слайд. На экране другой портрет Дедушки Корнея.
3) Игра «Задачки для ума»
- Ребята, для того, чтобы открыть следующую сказку, дедушка Корней предлагает поиграть в игру «Составьте предложение по картинке».
Воспитатель на проекторе показывает картинки:
12-й слайд. На экране картинка с зайчиком и белкой:
Воспитатель предлагает детям составить предложение по картинке:
[pic]
- Зайчик любит есть капусту, а белка любит кушать желуди;
13-й слайд. На экране картинка небо и море:
Воспитатель предлагает детям составить предложение по картинке:
[pic]
- По небу летают самолеты, а по морю плывут корабли;
14-й слайд. На экране картинка зимы и лета:
[pic]
- Зимой одевают шубу, а летом одевают сарафан.
- Молодцы, ребята.
Давайте отгадаем следующую сказку.
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки «Телефон»:
«…Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лёг
Звонок!...»
- Когда дети отгадывают отрывок из сказки, воспитатель показывает сказку по слайду.
15-й слайд. На экран выставляется название сказки «Телефон».
16-й слайд. На экран выставляется отрывки из сказки «Звонит слон».
- Какие животные звонили по телефону?
17-й слайд. На экран выставляется отрывки из сказки «Звонит медведь».
- Что они просили?
18-й слайд. На экран выставляется отрывки из сказки «Тащили бегемота».
- Кто упал в болото? Сколько животных тащило из болота бегемота? (Пять).
- Почему его сразу не могли вытащить из болота? (Потому что, он тяжелый.)
5. Заключительная часть
Релаксия.
19-й слайд. На экране портрет улыбающегося Дедушки Корнея.
- Ну что же, ребята, со всеми математическими заданиями вы справились хорошо? Смотрите, как Дедушка Корней обрадовался. Он очень доволен вами. И Ксюша гордится вами. По каким сказкам мы путешествовали сегодня? Как зовут автора этих сказок? У Дедушки Корнея очень много сказок. А какие еще сказки Дедушки Корнея вы знаете? Скажите Дедушке Корнею и Ксюше спасибо и до свидания! Молодцы! Вам понравилось занятие? А мне вы на занятии сегодня очень понравились.
Игровые технологии как средство личностного развития детей дошкольного возраста на основе якутских народных игр
Афанасьева НюргустанаГаврильевна
воспитатель МДОБУ «ЦРР - Д/с№ 7«Остров сокровищ»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе обучения, воспитания, тем самым социализации дошкольников.
Сегодня процесс развития способностей детей дошкольного возраста посредством использования народной педагогики через народные игры имеет свою особую актуальность.
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей социально-психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования, присущие в данном возрасте.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях активно проводится работа по введению новых технологий обучения по изучению родного языка, культуры народа, где основными компонентами становятся этнокультурные традиции воспитания молодого поколения: родной язык, фольклор, культура, ценностные ориентации народа, традиционные виды труда, народные игры.
В традиционной среде ребенок проживает и накапливает свой социальный опыт, приобщается к этнокультурным традициям в большей степени через игровую деятельность. Когда образовательная деятельность интегрируется посредством игры по опыту народного воспитания, то такая деятельность становится привлекательной для ребенка, и ребенок осознанно, активно участвует в ней, психологически и комфортно раскрывается, получает эмоциональную удовлетворенность, проявляются чувства принадлежности к родному народу. Именно на этой основе ребенок начинает развиваться и все это позволяет заложить основу в развитии личностных достижений, чего требует сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В нашем случае открытие группы в русскоязычном дошкольном учреждении с якутским языком обучения дает возможность обучать детей на родном языке, что позволит приобщать к родному языку, родной культуре с ранних лет. Все это даст возможность ребенку учиться говорить и понимать слова, а также выражать свои чувства сразу на двух языках. Двуязычие – это основа развития ребенка, все это в дальнейшем позволит ребенку чувствовать себя в полиэтническом пространстве комфортно, без каких-либо барьеров. Все вышеуказанное можно достичь в дошкольных образовательных учреждениях незаменимым доступным средством – игрой. Давно известно, что в игре ребенок приобретает культуру диалогической речи, учится свободно высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию и рассказывать об увиденном. Все эти навыки позволит ребенку развиваться в соответствии своих возрастных особенностей. Принимая и выполняя игровую роль, ребенок быстро развивается, тем самым социализируется в той или иной среде.
Для детей, у которых якутский язык является родным языком, мы в своей работе часто используем изучение и проигрывание через выполнение ролевых игр якутские национальные игры. Например, используем популярные игры народов Якутии, как сюжетные игры с игрушками, сделанными из тальника «коров» (якутские), «оленей» (эвенские), в этих играх в большей степени приобретается социальный опыт детей. Они узнают традиционную хозяйственную деятельность якутского народа, несомненно, обогащается речь детей, так как именно игра является доступным языком передачи знания детям дошкольного возраста о народе любой национальности. Используемая игровая технология позволяет педагогам дошкольного учреждения, родителям получать определенные результаты работы. У детей проявляется активность, смекалка, они с удовольствием работают и общаются с родителями, тем самым достигается взаимопонимание между поколениями. Предметные достижения в изучении национальной культуры, становлении диалогической речи с помощью игровых технологий у детей прослеживается четко и на основе этого восприятие детьми других областей становится легче и с пониманием всего процесса.
Еще одной из особенностей использования народных игр мы рассматриваем, как источник развития родной речи детей в условиях двуязычного воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время в республике дошкольные образовательные учреждения стали восстанавливать народные игрушки, различные национальные игры, знакомят детей с орнаментом, одеждой, песнями, танцами народа, но также многие педагоги стали использовать в процессе обучения и воспитания дидактические игры. Как практика показывает, организация образовательной деятельности ознакомления детей с языком и культурой нескольких народов учит детей ценить культуру своего народа наряду с другой культурой и принимать их. Для этого мы считаем, что необходимо вести обучение разговорной родной речи во время игр, научится применять этнические самобытные традиции в воспитании ребенка в дошкольном возрасте.
Изучение наравне с известными играми народов России национальных игр своего народа является для дошкольного возраста неотъемлемой частью становления ребенка. Якутские народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт якутского народа в прошлом и настоящем. В современной жизни на праздниках организовываются и проводятся различные народные игры и состязания, в которых с увлечением и азартом участвуют и взрослые, и дети. Они актуальны во все времена.
Якутские игры отличаются от игр других народов России. Им свойствен своеобразный национальный колорит, зная быт и культуру якутского народа многие считают, что эти игры несут за собой социальную сторону жизни предков. Надо отметь, что некоторые национальные игры претерпели определенные изменения, но философия игры сохранена.
Якуты любят подвижные игры, отличительным признаком которых является разнообразие движений. В них накапливается и умножается сила, вырабатывается ловкость, выносливость, настойчивость, координируются движения, быстрота, точная реакция на изменения, проявляются находчивость и сообразительность. Эти качества необходимы для проживания в условиях Крайнего Севера, без этих качеств прожить в суровых условиях сложно или где-то невозможно. В условиях северного края, в тундре, в тайге, в бездорожье жизненно важны умения легко и быстро бегать, дальше всех прыгать. Все эти качества воспитывали подвижные игры, поэтому дети с раннего детства играют со своими сверстниками в этих играх, тем самым воспитывают качества, необходимые для проживания в этих условиях.
Например, все знают, что своеобразен «Осуохай». Известно, что он распространен не у всех народов, сильно отличается и от русского хоровода, и от бурятского ёхора. «Осуохай» не знаком другим тюркским народам, доказательством которого является мировой рекорд, установленный во время празднования ысыах в г. Якутске. Об этом дети с удовольствием узнают и с чувством гордости пересказывают друг другу. Именно с таких моментов начинает развиваться чувство гордости за свою малую родину, за свой народ.
Также своеобразны и неповторимы якутские национальные игрушки. Игры и игрушки являются первыми средствами воспитания у всех народов. Если взять, то якутский игровой инвентарь достаточно прост, так как в те времена якутский народ жил просто, без больших излишеств и игрушки мастерились в основном из бытового отхода. Например, это палки-биты, мячи, обработанные кости животных. Популярны были поделки из природного материала. Исторический обзор развития якутских народных игр, свидетельствует о том, что использование народных игр в воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с производительным трудом, особенностями системы воспитания, народными традициями. А современная жизнь вносит свои коррективы, но дети с удовольствием играют в эти игры, перенимают опыт предыдущего поколения, развивая те же навыки и умения, которые имели их родители.
Помимо этого, особое значение народы Севера придавали национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. У якутов распространены такие национальные виды спорта, как масстардыһыы (перетягивание палки), якутские национальные прыжки: кылыы, ыстаныы и куобах, хапсаҕай, а также различные традиционные игры.
В национальных играх народа Саха объективно сочетаются три очень важных фактора:
Дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
Получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности;
Углубляют познания окружающей их среды.
Известный этнопедагог Г.Н. Волков пишет: «Игры в жизни детей играют настолько колоссальную роль, что невозможно переоценить их значение. Игровое отношение – это не только настроение, но и особое состояние души, влияющее, может, и на характер. Игра ведет к групповым интересам и взаимодействиям, межличностным отношениям, богатому общению. Это – лучшая из школ жизни».
Особенность этнокультуры народов Севера заключается в том, что становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. Приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Дети должны знать культуру своего народа, а взрослые должны прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у детей стремление кпрекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Литература:
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
«Национальные детские игры» - ГУ «Институт развития образования» МО РС(Я) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт, Якутск 2009г.
«Игрушка Якутии (прошлое, настоящее, будущее)» - МО РС(Я) ИПКРО Якутск 2001г.
Национальные виды спорта – изд. «Советская Россия» 1976г.
«Чомчууксаас» - научно-методический журнал
Какие народы живут в Сибири
Конспект занятия в старшей группе.
Гусева Марина Петровна
старший воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 147
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения Прибайкалья, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов Прибайкалья.
Предварительная работа: чтение сказок народов Прибайкалья.
Ход занятия
Воспитатель.
- В каком краю мы живем? (Сибири).
Наш край сильный и красивый. Но Сибирь – это не только леса, поля, реки и города. Приангарье – это прежде всего люди, которые в нём живут. Мы с вами Сибиряки. Наш край силён дружбой разных народов, его населяющих. А народов этих очень много. Русские, буряты, тофалары, эыенки. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое народные традиции? (Ответы детей).
Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.).
А у бурятского народа есть праздник Сурхарбан – это праздник прихода белого месяца. Молодые люди соревновались в стрельбе из лука, бурятской борьбе, скачках. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Приангарья. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на севере Приангарья живут отважные, трудолюбивые люди…эвенки. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда эвенков очень теплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть теплой и удобной. Самой распространенной одеждой у эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Шили ее из оленьих шкур. У забайкальских эвенков, была еще женская верхняя одежда, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом спереди. Украшение одежды эвенков состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами. Обувью для эвенков служили Олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространенной обувью эвенков являются унты. В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Национальная одежда эвенков украшена мехом и вышивкой.
Посмотрите на русский национальный костюм. Как одета женщина, мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Посмотрите, что особенного в бурятском национальном костюме? (Женская одежда состояла из рубахи - самса и штанов - умдэ, поверх которых носили халат - дэгэл. На халат надевали безрукавку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.
Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Обязательной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Непременными атрибутами традиционного мужского костюма были нож в ножнах и огниво.
Основным элементом декора костюма и украшений бурят Иркутской области являлись круглые бляхи и монеты. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловыми бусами).
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину одевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов Приангарья знают два языка: свой, национальный, например бурятский или тофаларский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы в России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение.
Все сказки похожи одна на другую.
- Как вы думаете, чем?
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете?
Сказки всех народов Прибайкалья очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы Прибайкалья так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов).
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете?
(Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, матрешки.).
Другие народы Приангарья тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, по дереву, шитьем одежды из меха, украшений из кожи, изготовление предметов из бересты.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У бурятов – позы.
У эвенков – печёные яйца или суп из рыбы.
У тофалар – зелёный чай.
В конце занятия - праздничное чаепитие с национальными сладостями.
Итог занятия
Воспитатель.
- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
«Вот так Африка!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
Макарова Елена Васильевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 147
Цель: Формирование умения лепить животных жарких стран, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;
-рассказать о природной зоне Африки - саванне;
-продолжать учить высказывать собственные суждения;
-продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшать и - дополнять образ характерными деталями, используя изобразительную технику (лепку);
-закреплять умение строить общую композицию.
Развивающие:
-развивать интерес к представителям живой природы;
-развивать внимание при решении игровых и творческих задач;
-поощрять оригинальность образов воображения;
-развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
-поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы: географическая карта; презентация с изображением животных, обитающих в саванне; фотоиллюстрации с изображением животных Африки; макет саванны; пластилин, стеки, для лепки на каждого ребёнка.
Предварительная работа.
Беседа о животных разных стран, обитателях Африки; загадывание загадок о животных; чтение К.Чуковского «Айболит», «Бармалей», Р.Киплинга «Маугли», «Рики-тики-тави»; просмотр мультфильмов: «Маугли», «Король Лев», выполнение коллективной работы «Зоопарк».
Ход:
Педагог обращает внимание детей на географическую карту.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, почему сегодня у нас на занятии присутствует географическая карта? (Ответ детей) Я знаю, что вы все любите путешествовать, узнавать и открывать что-то новое. Вот и сегодня совершим путешествие с помощью нашей географической карты.
На карте мира много удивительных мест. Я предлагаю сегодня отправиться в жаркие страны, где всегда тепло, никогда не бывает морозов, где даже не знают, что такое снег. А вы знаете, какой континент Земли называют самым жарким? Правильно, Африку. Африка – это царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. Кто сможет показать Африку на географической карте? (показ). В Африке есть джунгли, пустыня и саванна.
А вы знаете, что такое саванна? Африканская степь называется саванна. Лето в это зоне очень длинное, жаркое и засушливое. Когда наступает сезон дождей, саванна оживает. В саванне много трав, то здесь водится большое количество травоядных животных. Чем питаются травоядные животные? Каких травоядных животных вы знаете? Жирафы, антилопы, слоны и носороги – это травоядные животные. Так как есть много травоядных, то есть и хищники. Чем питаются хищники? Каких хищников вы знаете? Львы, леопарды, гепарды, гиены - хищники, которые охотятся на травоядных.
Послушать голос саванны.
Игра «Кто это?». Угадать животного по движениям.
Ребята, у меня есть макет саванны, но на нем нет животных. Может мы с вами, оживим этот уголок природы, слепим животных. Когда ваши животные будут готовы, вы поместите их в той части саванны, которая ему будет удобна. Жирафа, антилопу возле дерева, в тени деревьев отдыхает лев, а в теплой воде нежатся бегемоты, носороги и крокодилы.
Сделаем гимнастику для пальчиков:
В жарких странах
(Легкими, скользящими движениями всех пальцев проводить по столу)
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты,
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)
Львы выходят на охоту,
(Раскрыть пальцы веером)
Крокодилы,
(Раскрыть соединенные у запястья руки)
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши»)
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие» движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой, взмахивать ладонями, как крыльями)
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз)
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель: (когда вся работа готова). Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое вы создали сегодня.
(Каждый ребенок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ).
Воспитатель: Мы сегодня узнали, что такое саванна, создали свою не большую часть саванны, где будут жить ваши животные.
Конспект занятия в старшей группе
по теме «Домашние животные»
Составила и провела воспитатель МДОБУ «Детский сад № 2» г. Минусинска Красноярского края Соловей Наталья Михайловна
Цель: формирование представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Задачи:
1.Уточнять и расширять знания детей о домашних животных: чем питаются, где живут, какую пользу приносят человеку.
2.Закреплять умение обобщать, классифицировать, исключать лишнее, ориентироваться в пространстве.
3.Закреплять сенсорные эталоны.
4.Обогащать словарный запас.
5.Воспитывать желание ухаживать за животными, бережное отношение к живому .
Материалы: игрушка-собачка; набор предметных картинок- кошка, собака, коза, овца, лошадь, корова, свинья; диск с аудиозаписями голосов домашних животных, звуков деревни; 3 набора живых объектов- кошка, свинья, корова, петух; лошадь, собака, овца, медведь; волк, лиса, медведь, корова; дидактическая игра «Кто что ест»; мяч; наборное полотно, набор игрушек «Домашние животные».
Ход занятия:
Постановка проблемы, мотивация
Педагог: Ребята, в нашу группу прибежала собачка. Она очень грустная, наверно у нее что то случилось. Посмотрите, к ее ошейнику прикреплена записка, давайте прочитаем ее. Читает педагог: «Здравствуйте ребята! Меня зовут дедушка Иван. У меня случилась беда. В моем хозяйстве было много животных, но они потерялись. Помогите их найти. Мой пес Тузик вам поможет…Дедушка Иван».
Поможем дедушке Ивану найти животных? (Да). А чтобы Тузик не грустил, поднимем ему настроение добрыми словами.
Упр. «Подари доброе словечко»
Основная часть:
Педагог: Прежде чем отправиться на поиски, необходимо узнать, каких животных мы будем искать. Для этого отгадайте про них загадки.
Этот зверь живет лишь дома, Я скажу вам ме-ме-ме
С этим зверем все знакомы: Подготовьтесь- ка к зиме!
У него усищи-спицы, Шерсть мою скорей стрегите
Он мурлычет, он поет… И носки себе вяжите.
Лишь купаться он боится (коза)
Угадали? Это…(кот).
Хотя крепки мои копыта Чемпионка в быстром беге,
И остры мои рога, Я порой вожу телеги.
Я добра, а не сердита Дядя конюх мне принес
Нравом вовсе не строга. Воду, сено и овес.
В поле я мычу му-му (лошадь)
Молока налить кому?
(корова)
Я скажу тебе бе-бе С хозяином дружу,
Шубу подарю тебе! Дом сторожу
Моя шерсть теплее печки, Сижу под крылечком-
А зовут меня…(овечка). Хвост колечком.
(собака)
У меня хвост крючком,
А нос пятачком.
(свинья)
Картинки-отгадки выставляются на наборном полотне.
Как называются все эти животные? (Домашние).
Почему их так называют? (Потому что они живут рядом с домом человека, о них заботится человек).
Вы знаете, что раньше все животные были дикими, а потом человек приручил их. Зачем человеку понадобилось приручать диких животных? (Что бы они приносили пользу).
Какую пользу приносит человеку собака? (Она охраняет жилье человека, помогает охотиться и т. д.)
Какую пользу приносит кошка? (Она ловит мышей и т.д.)
Чем полезна лошадь? (Возит грузы, ее мясом можно питаться).
Чем полезна в хозяйстве человека овца? (Дает мясо, шерсть)
Для чего человек содержит корову? (Чтобы получать от нее молоко и мясо).
Какую пользу приносит человеку коза? (Дает молоко, мясо, шерсть).
Какую пользу приносит человеку свинья? (Ее мясо человек употребляет в пищу).
Педагог: Животные разбежались по всей деревне. (Звучат голоса животных).
Чтобы их найти, нужно преодолеть много препятствий. Сначала отправимся к озеру. На пути у нас болото. Кочки имеют разную форму. Перейти болото можно по любым кочкам, кроме круглых. Около озера собрались звери и птицы. Они разделились на три группы. Определите лишнее живое существо в каждой группе. (Дети делятся на 3 подгруппы по цвету лент). Д/игра «Четвертый лишний».
Когда дети выполняют задание, Тузик находит двух животных из хозяйства дедушки Ивана.
В деревне есть дома, подойти к ним можно только по мостику. Перед вами два мостика. Выберите широкий мостик и пройдите по нему. В домах живут люди. У животных тоже есть дома- жилища. Д/ игра с мячом «Кто где живет».
После игры Тузик находит еще двух животных из хозяйства дедушки Ивана.
На окраине деревни есть лес, нам нужно попасть туда. Определите, какая из двух тропинок длиннее, мы пойдем по ней. В лесу животные заблудились и подают голоса (звучит аудиозапись голосов домашних животных). Чей это голос? (Овцы) Что делает овца? (Овца блеет) и т.д.
Тузик находит еще двух животных.
Перед нами развилка двух дорог. Если пойти направо - мы снова попадем в лес, а если налево - в поле (дети выбирают нужный путь). Присутствующие здесь животные проголодались. Накормим их. Д/игра «Кто что ест?»
После игры Тузик находит последнее животное дедушки Ивана.
Итог:
Всех ли животных мы нашли? (Дети соотносят картинки и игрушки).
Как вы думаете, понравилось ли домашним животным бродить без хозяина?
Что надо сделать, чтобы животные не уходили от хозяина?
Как мы можем помочь дедушке Ивану?
Переход к сюжетно-ролевой игре «Ферма»
КВН по правилам дорожного движения
«Гуляй по улицам с умом»
Составила и провела в подготовительной группе воспитатель МДОБУ «Детский сад № 2» г. Минусинк, Красноярский край, Рединская Нина Ильинична
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения на улицах и дорогах
Задачи:
учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки;
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
расширить знания по безопасности движения, развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.
воспитывать интерес и уважение к общему закону
Участники : команды подготовительных к школе групп №7, №10
Ход игры:
Дети входят в зал под марш и садятся.
Ведущий: «Сегодня в нашем зале большой и интересный день! Мы начинаем наш веселый – любимый всеми КВН! В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили как кому вздумается. А современные улицы городов заполнены каким транспортом? – грузовыми, легковыми машинами, автобусами , троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины; врачи не поспевали бы к больным; взрослые опаздывали на работу, дети - в школу.Чтобы беспорядка не было, составили правила дорожного движения: законы для улиц и дорог. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Пешеход, шофёр, пассажир – люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Любой человек может быть и пешеходом и водителем и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня проверим, что вы знаете о правилах поведения на дороге, как вы умеете пользоваться дорожными знаками.
Нашу встречу будет судить жюри в составе (воспитатель представляет жюри)
Представление команд:
Мы команда «Пешеход»! Наш девиз «Знать правила движения - большое достижение»
Мы команда «Светофор»! Наш девиз «Наш домик – светофор! Мы 3 родные брата, укажем как ходить в дороге всем ребятам!
Ведущая: А теперь команды приветствуют друг друга:
Светофор: Мы команде пешеходов
Шлём свой пламенный привет.
И от всей души желаем
Дать им правильный ответ»
Пешеход: Светофору шлём привет –
Слушаем его совет.
Знаем, верим от души
Все ответы хороши! – Разминка:
Ведущий задаёт вопросы командам:
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что такое перекресток?
Можно ли переходить улицу перед близко идущим транспортом?
Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?
Сколько сигналов у светофора?
Конкурс « Презентация дорожного знака»
Ведущая: -
Много есть различных знаков
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать! –
Вед : Капитаны подойдите к столу и выберите знак. Приготовьте короткий рассказ о дорожных знаках 1.Пешеходный переход и 2.Движение пешеходов запрещено – (Что означает этот знак? На что он указывает?) Каждый участник команды говорит одно предложение о своём знаке. Заключительные слова :
-Эта зебра переход
Через дорогу нас ведет!-
-Дороги пешеходу нет
Запрещено-вот наш ответ.
- Музыкальная игра « Не зевай – знак называй» ( дети по кругу передают знак, на ком музыка остановилась - поднимает знак вверх и громко называет его )
Конкурс «Блиц – опрос для болельщиков»
Человек, едущий на транспорте? Кто он?
Человек, движущийся пешком?
Он бывает разрешающий, запрещающий, информационно – указательный. Что это?
В треугольнике ребята со всех ног бегут куда – то. ( осторожно , дети, знак для водителей )
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров?
Дом для автомобилей? (гараж)
Физминутка: А теперь отдохнем. Игра «Красный , желтый , зелёный» Я буду показывать разные сигналы светофора , а вы выполнять движения.
- красный - стоять на месте!
-желтый – хлопать в ладоши !
- зелёный – шагать на месте!
Конкурс капитанов.
–В школу скоро вы пойдете? Надо вставить пропущенную букву в слово.
ДОР - ГА, ПР - ВИЛА,
ШК – ЛА, ПОРТ – ЕЛЬ
Конкурс «Что не так ?»
Рассмотреть сюжетные картинки и определить, что на них неправильно:
папа везёт малыша на санках по проезжей части дороги
мальчик играет в футбол на тротуаре
дети на остановке выбежали на проезжую часть дороги
ребята скатываются с горки на санках прямо на проезжую часть
Конкурс «Автопульти»: назовите вид транспорта, на котором путешествовали сказочные герои ?
На чём ехал Емеля к царю во дворец?
Любимый вид транспорта кота Леопольда?
Во что превратила добрая фея тыкву?
На чем катался Кай из сказки « Снежная Королева?
Вопросы болельщикам:
Чем смазывал моторчик Карлсон ?
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
На чём летал Алладин?
Назовите личный транспорт бабы Яги?
Конкурс: «Чья команда быстрее соберет машину из частей ?
Командам предлагаются разрезанные на 6 частей картинки с изображением машин. Игра «Это я, это я , это все мои друзья»:
Кто из вас идёт вперед , только там , где переход?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт ?
Кто из вас, идя домой , держит путь по мостовой ?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место ?
И другое
Жюри подводит итоги.
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic] [pic] [pic] [pic]
[link] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]