Реферат Театрализованная игра как средство обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

"Московский городской педагогический университет"


Институт педагогики и психологии образования




Галанина Виктория Викторовна



Театрализованная игра как средство обучения

и воспитания детей младшего дошкольного возраста


РЕФЕРАТ

Направление: «4404.02 Псхолого-педагогическое образование»













Москва 2016г. [pic]

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3

Основная часть

1. Теоретические основы исследования..............................................................6

2. Педагогические условия развития театрально-игровой деятельности

у детей младшего дошкольного возраста...........................................................14

Заключение............................................................................................................21

Список литературы

Приложение






















Введение

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитания состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает младших дошкольников в течении всего времени пребывания в детском саду.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Все эти вышесказанные обстоятельства и послужило выбором темы нашего исследования. Они обращены к проблеме изучения педагогических условий и особенностей театрализованных игр детей младшего дошкольного возраста.

Проблема: поиски путей активизации процесса воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности театрализованных игр, игр-драматизаций детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс игры.

Предмет исследования – развитие навыков в игре-драматизации в младшем дошкольном возрасте (театрализованная деятельность).

Задачи исследования:

1. Формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру;

2. Развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.

3. Изучить особенности проведения театрализованных игр, игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста и условия их возникновения и организации.

4. Определить педагогические условия использования театрализованных игр.

На основании цели исследования и поставленных задач можно выдвинуть гипотезу.

Гипотеза исследования: процесс воспитания и всестороннего развития детей младшего возраста в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать: методику организации театральной деятельности на основе театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально-познавательную активность детей; комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов; целесообразную частность планирования в течение года игр-драматизаций в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.








Основная часть

1. Теоретические основы исследования

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различных позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения за детской игрой тем не менее показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет; на даче мама уговаривает свою дочкутебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются в игре.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению Нечаевой В.Г., Котырло В.К., Марковой Т.А. и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.

Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.

Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни.

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.

1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.

3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Игра выступает как активный метод обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги.

В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие ученые. По мнению М.Г.Ярошевского, К.С.Станиславского, А.В.Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А.В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная - у детей 6-7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером.

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.

Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные - второй тип игр, к которым относятся драматизации.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).



2. Педагогические условия развития театрально-игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого рекомендуется создавать проблемные ситуации к деятельности, которая становится частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Мы, воспитатели, привыкли к демократическому стилю общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с нами играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, надо строить Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечалось с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечалось в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, надо тщательно продумывать содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы Организованной Образовательной Деятельности. При планировании использовать виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Педагоги детского сада должны понимать, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Воспитатель – учитель и участник игры.

Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра-коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, на лицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

В процессе театрализованных игр:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного;

- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Советы педагогам по подготовке с детьми спектакля

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового, эмоционального подтекста и средств языковой образности. Цель данной работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения, предназначенного для театрализации. Ее реализация требует проведения образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности (в соответствии с содержанием литературного произведения). В совместной деятельности воспитателя и детей вне образовательной деятельности проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и т.д.)

Цель второго этапа - развитие специальных игровых умений, основными из которых являются умения передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом реализации этой цели выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов поступков героев, их состояний и настрой будут способствовать не только образовательные ситуации по познавательному и речевому развитию, а также подвижные игры, снабженные текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядного материала и т.д. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с самостоятельным творчеством ребенка в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "костюмер". Данная цель может реализовываться в изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление билетов, пригласительных)

Правила подготовки к спектаклю:

- не перегружать детей;

- не навязывать своего мнения;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях. 

10 основных этапов работы над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, придумывая им название.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные, но привлекать постепенно надо всех.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит несколько раз, это позволяет детям выучить практически все роли.

Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить 2-3 исполнителей, способных справиться с ролью.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен. Ребенку в силу возраста еще тяжело перевоплощаться. Он может основываться только на своем опыте. Помогите ему вспомнить ситуации или чувства, похожие на ощущения героев. Но не навязывайте свои образцы поведения.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов других исполнителей, а искали собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякое удачное решение надо поощрять, отмечать.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций. Уточнение темпа, ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива общих репетиций может быть от одной до трех.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Обсуждение не нужно проводить сразу после спектакля. Но на следующий день надо выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Педагог, указывая на недостатки, с тоже время должен похвалить, отметить наиболее удачные моменты выступления.

10. Повторные показы. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.




Заключение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. И, конечно, методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Соединяя игру с каким-либо другим видам деятельности: например, с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями, воспитатели, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивают активность и инициативу, формируют навыки самоорганизации в игре, учат, воспитывают детей. При помощи игры можно развить все интегративные качества ребенка.

Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы. Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

В результате работы достигнута цель исследования - теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности театрализованных игр, игр-драматизаций детей младшего дошкольного возраста. Отметили, что театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой  деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.  














Используемая литература

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3).

  2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  4. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

  6. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.

  7. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974.

  8. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.

  9. Новоселова Н. С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989.

  10. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

  11. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979.

  12. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

  13. Развитие воображения и речи детей. М. ТЦ. «Сфера» 2005 год.

  14. Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ. Под ред. Белой. М:ТЦ. «Сфера» 2005 год.

  15. Театральная деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез. 2007 год.

  16. Ссылки на материалы проекта: [link]

    30