«РЕБЁНОК В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Проблема этно-культурных традиций актуальна в современном мире, так как в многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и культурным традициям. С ростом миграционных процессов в России значительно изменилась социокультурная реальность в связи с увеличением полиэтничности общества, что отразилось на современном образовании.
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения является приобщение детей к российским национально-культурным ценностям и лучшим традициям, развитие коммуникативных навыков и освоение русского языка, ознакомление детей с этнокультурным разнообразием традиционного жизненного уклада, воспитание толерантности, любознательности, формирование различных форм сотрудничества и коммуникации.
Для этого необходимо повышение профессиональных и этнокультурных компетенций педагогов и педагогической культуры родителей. В процессе организации образовательно-воспитательной работы мы используем следующие методологические подходы:
- Аксиологический:
в его основе художественно-образной системы духовно-нравственного воспитания, развития и оздоровления детей – ценности отечественной культуры (любовь к Родине и родной природе, ценностное отношение к семье и её членам, обществу, человеку, труду и учению, национально-культурному наследию, миру), нравственно-эстетические идеалы народа (доброта и справедливость, духовная и физическая гармония, душевное и физическое здоровье) и их отражение в этноэстетике, произведениях искусства, фольклоре и народном декоративном творчестве, этнопедагогике и этнодидактике.
Данный подход позволяет увидеть общее и особенное в культурах народов мира, России и русской культуре;
- мультикультурный:
знакомство детей с миром, его национальным и художественным многообразием, разнообразием стилей и традиций через организацию познавательной и художественно-эстетической деятельности, музыкальной и театральной деятельности, чтение художественной литературы.
Для нравственной восприимчивости и разборчивости необходимо развитие чувства сопереживания и обучения рефлексии, начиная с дошкольного возраста, с учётом общечеловеческих ценностей;
- интегрированный:
использование произведений искусства в игровой, познавательной, творческой, коммуникативной, детской образовательной и самостоятельной деятельности, дизайне образовательного пространства на основе художественных образов (дружная семья, природа, родной дом и очаг, Родина, мир, наследие; добрый молодец и красна девица; мастера и мастерицы; учитель и учение, почётный труд и трудолюбие, урожай, дар, праздник, успех и др.);
- полихудожественный:
рассматривается как условие развития культурного потенциала (эмоционально-чувственного, личностно-социального, духовного, интеллектуального, творческого), способности и индивидуальности ребёнка;
- арттерапевтический:
предполагает внедрение в педагогическую практику адаптированных для работы с детьми методов арттерапии (музыкальной, танцевально-двигательной, фольклорной терапии, игротерапии, куклотерапии, цветотерапии, сказкотерапии);
- деятельностный и личностно-ориентированный в организации педагогического процесса.
В настоящее время цивилизация достигает самых дальних уголков земли. Становятся похожими друг на друга города, природа гибнет от рук человека, деловой костюм заменил национальную одежду. Но, тем не менее, каждый народ стремится сохранить свои традиции: помнить народные художественные ремёсла, одежду, танцы, музыку, кухню. В городах всё это демонстрируется во время праздников и фестивалей.
Мы поставили перед собой цель: сформировать поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов, обеспечивающие изучение языка, культуры и традиций русского народа.
Перед нами стояла задача показать не только богатство и разнообразие разных культур, но и найти среди них то, что их объединяет: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание в семье.
Для того, чтобы прояснить, насколько дошкольники осведомлены о представителях национального окружения, мы задали каждому из них вопрос «Какие народности и национальности ты знаешь?». Полученные ответы записывали в бланк исследования.
Мы использовали методику «Сестренки», разработанную Сусловой Э. К. Применение методики заключалось в том, что индивидуально контактируя с 2-3 детьми старших групп, экспериментатор предлагал каждому из них выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием "Сестренки"
Работа по воспитанию культуры межнационального общения детей, на наш взгляд, проводится преимущественно не акцентируя внимания детей на внешних отличиях этносов. Уважение к чужой национальной культуре, убеждение об одинаковых правах людей с разным цветом кожи, глаз и волос в ребенке появляются через познание собственной национальной принадлежности и родной культуры.
Мы знакомим детей с историей культуры родной страны, прививаем гордость за её великий народ. Но в то же время воспитываем в детях интерес к другим культурам и уважение к традициям и ценностям всех народов.
В работе с детьми используем задания, такие, как «Из чего построен дом?» «Для чего хижине длинные ноги» «Расскажи о жизни людей в этом доме?» «Подбери пары картинок: танец – произведения искусства» и т.п.
Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей. Работа по воспитанию культуры межнационального общения детей, на наш взгляд, должна проводиться преимущественно не акцентируя внимания детей на внешних отличиях этносов. Большое внимание уделялось работе с семьями воспитанников. Проводились консультации «Как знакомить детей с культурными традициями разных народов, проживающих в Иркутске», «Воспитание понятия о добре: этнокультурные традиции», детско-родительские проекты «Я и родная природа», «Образы природы в декоративно – прикладном творчестве народов Сибири», « Мы иркутяне».
Таким образом, уважение к чужой национальной культуре, убеждение об одинаковых правах людей с разным цветом кожи, глаз и волос в ребенке появляются через познание собственной национальной принадлежности и родной культуры. На наш взгляд, удалось донести до детей и их родителей, что методы сравнения разных этносов и соревнования между ними не должны допускаться в многонациональные дошкольные учреждения.
Литература
Абсалямова А..Г. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия // Дошкольное воспитание. – 2005, №5 – С. 89-93.
Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004, №5 – С. 50-55.
Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004,№10 – С.48-53.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2010
Очиров Г.Д. Формирование национального самосознания младших школьников. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000, 24с
Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: СПб: изд-во РГПУ им. Герцена, 2010 г.,