Методика работы с детьми 4х- 5,5 лет

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Записки педагога — балетмейстера.

(из моего многолетнего опыта)

Если мои наблюдения помогут педагогам дополнительного образования, буду рада.

Пожалуй, я обозначу такие разделы как:

  • развитие чувства ритма и музыкальности

  • образное восприятие учебного материала

  • эмоциональное восприятие образа и самовыражение в движении.

По программам весь учебный процесс делится на три этапа : подготовительный, базовый и углубленный. Возможно в разных учреждениях свои понятия этапа «подготовительный», я уверена, что в «подготовительный» этап развития дети должны зачисляться уже со сформированным мировоззрением о танце, ощущать потребность выражать себя в движениях, понимать что ради 2-3 минут на сцене они должны систематически трудиться. И поэтому подробно рассмотрю возраст от 4-5.5 лет.

Подбор музыкального материала.

Какие у нас источники? Конечно же интернет. Но к сожалению для данного возраста подобрать музыкальный материал невозможно, ну разве только «Барбарики» для поднятия настроения. Можно использовать на уроке живую музыку, не всегда есть возможность найти аккомпаниатора единомышленника, и опять таки «кризис жанра» мультяшная музыка или детские песни Шаинского. Думаю наши дети уже другие более продвинутые во всех отраслях и музыкальной тоже. Лично для меня семинары, курсы ,проводимые Бриски И.Э., стали открытием в музыкальном мире для детей. И если есть возможность писать аранжировки, сочинять музыкальные фрагменты с композитором это просто великолепно.

Какая она детская музыка?

На слух очень простая: простой ритм, с доступными образами для детской фантазии, и не только открытые конкретным образом, но и действенные, лучше с позитивным настроением. Музыка должна соответствовать детской хореографии,то есть движения ребенка под музыку должны быть естественными, без натяжки на абсолютную грамотность в исполнении игрового танца.

Однако из урока в урок музыка, звучащая не однократно на разминке, экзерсисе, может надоесть ребенку. Чтобы этого не произошло, предлагаю разнообразить игровые упражнения и усложнить проученные упражнения или детям дать возможность придумать другую связку. Может она вам покажется непонятной или наивной в данный момент важно самовыражение. Но надо всегда помнить что хорошо проученное задание дает ребенку уверенность в исполнении как сольной партии, так и групповой. А также хорошо проученный урок — это фундамент,а фундамент закладывается систематическим повтором упражнений, для этого возраста систематичность должна быть не навящевой.

В музыкальных фрагментах ритм должен хорошо прослушивается, его возможно прохлопать, простучать, акцентировать любым жестом, движением, мимикой, или предметом (в зависимости какую цель ставит педагог перед учащимися). Но для меня очевидно, что музыку не надо считать, лучше пропеть или хлопком обозначить музыкальное предложение. Если дети уверенно исполняют упражнения под музыку с ними можно поиграть: «сломалась аппаратура и вместо музыки буду звучать хлопки, стук, шорох, звук и т.п.» После нескольких таких заданий дети более внимательнее слушать музыку, могут акцентировать нюансы аранжировки, а это уже шаг к искусству.

Музыка в концертных номерах.

Возможно песенный вариант музыкального сопровождения. Здесь надо понимать, что дети всегда будут инсценировать текст песни. Если это нравится детям, родителям, вам и жюри на конкурсе значит вы молодец. Неоднократно сталкивалась с тем, что танец под песню для детей этого возраста очень длинный и надо бы сокращать, но из песни слова не выкинешь, тем более если песня популярная. Выход из положения всегда есть, в этом случае лучше обратится к музыканту-звукорежиссеру и в творческом союзе вы сочините шедевр. Еще возможно, объяснить детям, что они в танце рассказывают историю про (.....) и тем самым показывают свои ощущения, отношения к истории или образу. Тогда постановщик может не инсценировать текст песни, а раскрыть смысл текста с точки зрения детской философии отношений, поверьте, она очень богатая. Ну вообще с этой позиции возникает много вариантов постановки танца, сколько постановщиков, столько и вариантов. Танец в музыкальном хронометраже не должен превышать двух минут. Чем младше возраст детей, тем меньше танец.

Про музыку всё.

Данный возраст очень подвижный, но запомнить комбинацию из проученных движений сложно в некоторых случаях не возможно.

На помощь призываем фантазию педагога и раскованность ребенка только в таком сочетании возможен результат.

Результаты годового труда у вас написаны в программе, проблема в том , что не всегда все идет по плану. Перечислю очевидные помехи: в этом возрасте дети часто болеют, карантин, зависимость от родительского графика работы (над этим нужно работать с родителями), исполняют упражнения по пословице «обезьянка увидела, обезьянка повторила».

Для себя годовые результаты поделила на обязательные и возможные. Не буду расписывать конкретно что туда входит, наверняка такую работу проделывали вы ежегодно.

Чем мне нравится этот возраст, тем что если не интересно делать не будут. Вот и приходится на каждом уроке быть и педагогом - импровизатором, и аниматором.

На первых занятиях дети произносят звуки: радости, огорчения, негодования, возмущения, обиды и т. д., мне кажется, так им легче запомнить порядок упражнений. Далее постепенно, то есть от отдельных упражнений до полного занятия объявляю от минуты до урока «тишины».

На разминке мы играем в «непослушание», это очень удобно, тело ребенка не знает как правильно двигаться, исполнять грамотно упражнения, поэтому мы сначала делаем не правильно, а потом «воспитываем» отдельно: плечо, коленно, носки и т. д.

Игра «зеркала». Я порошу детей внимательно разглядывать себя в зеркале, затем описать себя, а также посмотреть на друга, затем описать друга. Это задание повторяется несколько раз в течение года. Дети учатся видеть и замечать разницу в исполнении упражнений. Практикую такую методику на протяжении всего учебного курса по программе. Еще зеркало активно использую для тренировки мышц лица. Начинаем с элементарного «жуем».

Эмоциональное восприятия каждого движения — это мимические упражнения, которые изучаются, нарабатываются, развиваются.

В конце года дети конечно должны танцевать. Можно выучить один танец, но он должен быть конкурсный, я же предпочитаю выучить несколько танцев с разными задачами исполнения это : образ, рисунок, техника, а также исполнение сольное, парное, групповое. Уверена, что данный возраст выставлять на конкурс рано.

Теперь о развитии хореографического мышления. Что это такое?

Иногда педагог — балетмейстер сталкивался с проблемой при постановки танца, например, есть идея, музыка, лексика, пластика, начинаешь работать, а раскрытия замысла нет. Понимаешь, что у исполнителя не хватает опыта. Приходится возвращаешься к экзерсису и прорабатывать заново технику тела и души. Экзерсис — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся. Это лишь одна часть определения, другая - умение воспитать ученика в гармонии тела с сознанием и духом, быть на одной волне с постановщиком. Хореографическое мышление — это умение видеть философию движения, упражнения, этюда, танца и т. д. Возможно всё это не относится к данному возрасту. Но выходя работать на такой возраст детей педагог должен понимать, что отклонения от этих правил ведут к более низкому уровню развития детей.