Консультация по теме Современные сюжетно - ролевые игры для дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников.



Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всѐ более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки- матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Как изменился мир игры современного дошкольника? Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и тд. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и тд. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгриберс, Черепашки Нидзя, телеведущая и т.д.) . Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всѐм многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения. Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим,(как это было раньше-дворовые игры) Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том , что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе. Принципы организации сюжетно-ролевой игры: 1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. В 1,5 – 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие. В 3-5 лет формируется у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь. После 5 лет дети играют в игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события. 2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника. 3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам. В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие: 1) совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки; 2) самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации. Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры. Чтобы взаимодействие воспитателя с детьми было успешным необходимо знать: - социометрический статус ребенка; - индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности); - как складываются отношения детей в коллективе (кому ребенок отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье). Как играть с детьми? Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей. Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.) С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей. Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные. Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: - принятие на себя роли; (участие педагога в игре как равного партнера) - разъяснение; - совет; (Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и тд.) - помощь в решении спора; - показ различных способов игры. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельности педагога. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей(оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх). Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным - Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей: - оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; (В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.) - формирование системы необходимых знаний о социальной действительности, отражаемой в игре; (через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и тд) - создание игровой ситуации; - наблюдение за игрой детей. Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных. Но нужно не забывать , что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Педагогическое руководство или педагогическое сопровождение игровой деятельности детей? Педагоги привыкли к тому ,что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Игровая позиция воспитателя включает в себя:

1. ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

2. рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

3. инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

4. эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

5. креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:

1. Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;

2. Наличие игровой позиции, сочетающая прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

3.Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре(партнер-координатор-наблюдатель);

4.Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;

5.Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;

6.Создание современной предметно-игровой среды.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр детей В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.), при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг, медиц. центр). В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает: организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр; организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания; создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей. Этапы педагогической технологии I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей. III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно- ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. А это также важно для успешного обучения в школе. Следовательно, дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям.





































Консультация

Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников.