МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2 "РАДУГА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Доклад на тему:
"Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
Подготовила:
Воспитатель
средней группы
МБДОУ "Радуга"
Вовченко Е.А.
Судак, 2015 г.
Содержание.
Введение. 3
1. Факторы одаренности. 4
2. Сущность художественной одаренности. 5
3. Технология индивидуального подхода. 6
4. Индивидуальный подход к художественно одаренным детям в ИЗО деятельности. 7
5. Выводы. 8
Введение.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.
Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.
Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.
На мой взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка – своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Цель : Обобщить психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям в изобразительной деятельности.
Задачи: Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами в изобразительной деятельности.
· Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники .
· Создать в группе благоприятную атмосферу.
· Не сдерживать инициативу ребенка.
· Доброжелательно относиться к детям.
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его незаурядным, но можно ли считать, что у ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей?
1. Факторы формирования одаренности.
Как показывает теория, одного генотипа для создания развитой личности мало, на развитие ребенка постоянно влияют внешние воздействия, как в утробе матери, так и после рождения.
Выделяют две среды для формирования одарённости:
1) Макросреда.
· Особенности национальной культуры
· Специфика социально-политического устройства общества.
· Географическая среда (климат, рельеф местности и др.)
2) Микросреда.
· Семья
· Образовательное учреждение
· Сверстники
Факторы микросреды относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.
1. Семья непосредственно является главным фактором влияющим на развитие ребёнка.
2. Также важным фактором является образовательное учреждение, в котором созданы условия для развития (это материально-техническое оснащение как детского сада, так и процесса обучения; личность педагога – компетентность, творческий потенциал, личностно-ориентированная модель взаимодействия; и др.). программы обучения и воспитания (развивающее, обогащенное и т.п.), в том числе раннее обучение.
3. Сверстники. Одна из наиболее часто встречающихся проблем одаренного ребенка – это непонимание со стороны окружающих. Детям, существенно опережающих сверстников в развитии, бывает трудно общаться с одногруппниками. Именно поэтому важно, что бы в пределах группы наблюдался приблизительно один уровень развития, тогда в группе будет единство целей и ценностей, что не только благоприятно скажется на микроклимате, но и на интеллектуальном и личностном развитии каждого воспитанника. Ведь с человеком, обладающем примерно равным интеллектуальным потенциалом, общаться не только полезно, но и приятно. Поэтому сверстники могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на развитие незаурядных способностей.
2. Сущность художественной одаренности.
В дошкольном возрасте активно развиваются художественные способности. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования: дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. У ребенка проявляются: изобразительные, декоративно-прикладные способности, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Основные составляющие специальных способностей – определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Раньше всех обнаруживаются художественные способности – сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей младшего и среднего возраста бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».
Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.
Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.
Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:
1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.
2. Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.
Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей:
1г. – ИЗО деятельность носит характер манипуляций, детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги, дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период. Это период каракуль.
3– 4 г. – рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения.
4- 5 г. – изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен.
5- 6 г. – ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией.
6- 7 г. – переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:
1. Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.
2. Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.
3. Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана видны изображения, находящиеся за первыми.
4. Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.
Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
3. Технология индивидуального подхода.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
· Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении дошкольников.
· Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
· При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
· Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
· Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
· Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.
· Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
· Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
· Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
1. Установление «интимного контакта», педагог должен быть чутким, понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка - очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип темперамента, особенности здоровья и физической сферы, интересы и склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания. Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов и методик.
2. Полученная информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое внимание на самом важном.
3. Пролонгировав все условия, воспитатель намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап – осуществление запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.
Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
4. Индивидуальный подход к художественно одаренным детям.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.
Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда нонконформисты – стремятся выделятся из толпы. Многие художественно одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом, оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит задуматься о том, чей же ответ верен, и существует ли он – единственно правильный?
Вступая в контакт с детьми, не следует организовывать с ними общение «по вертикали» сверху вниз. Одаренные дети стремятся отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
- уметь наблюдать за детьми;
- воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;
- обращать внимание на поведение и на настроение;
- быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе;
- учиться видеть себя со стороны глазами детей;
- стремиться поставить себя на место ребенка;
- честно признавать свои ошибки;
- чаще контактировать с детьми в свободное время;
- уметь слушать детей;
- быть инициативным;
- быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
- понимать и уважать ребенка;
- уметь анализировать ошибки своих сверстников и свои;
- обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе;
Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
· Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
· Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
· Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
5. Выводы.
Мнения об одаренности как явлении разделяются меж двух полюсов: как проявление заложенных природой предпосылок и как развитие высокого уровня способностей в течение жизни под воздействием образовательных факторов. Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.
Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от образовательных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего.
Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.
Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход:
· Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
· Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
· Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.