Консультация для воспитателей Размышления ребенка-аутиста

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1.Прежде всего я просто ребенок.

Да, у меня аутизм, но это не значит, что аутизм- моя главная отличительная черта. Аутизм- это лишь часть меня. Он не определяет меня как личность. Вот вы сами- человек, полный мыслей, чувствии талантов, или ваша индивидуальность определяется только одной какой-нибудь особенностью? Вы толстяк, очкарик или увалень? Возможно, это первое, что я замечаю, когда впервые вижу вас, но это далеко не все, что вы есть. Вы, взрослые, сами можете контролировать ваше самоопределение. Если вы хотите выделить какое-нибудь одно из ваших свойств, вы просто делаете это. Я ребенок, и мои таланты еще не раскрыты. Ни вы, ни я не можем заранее знать, на что я способен. Определяя меня только одной характеристикой, вы, возможно, слишком сильно занижаете ожидания, касающиеся моих возможностей сейчас и в будущем. А если я чувствую, что вы не верите в меня, я думаю: «Незачем даже пытаться».

2.У меня нарушено Чувственное восприятие.

Это означает, что самые обычные виды, звуки, запахи, вкусы и прикосновения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые вы можете просто не замечать, могут больно ранить меня. Окружающее пространство, в котором я вынужден жить, часто выглядит крайне враждебным. Я могу казаться замкнутым или агрессивным, но в действительности я лишь пытаюсь защитить себя. Вот почему обычный поход в магазин может превратиться для меня в ад. Возможно, у меня гипертрофирован слух. Десятки людей говорят одновременно. Из громкоговорителя непрерывно доносятся объявления о сегодняшних распродажах. Из колонок завывает новый хит. На кассах что-то постоянно пищит и трещит, пыхтит кофемолка. В мясном отделе визжит ломтерезка, дети плачут, тележки скрипят, лампы жужжат. Мой мозг не в силах отфильтровать все входящие сигналы! Все, я перегружен! Мое обоняние может быть крайне чувствительным. На прилавке лежит рыба не первой свежести; парень, который стоит рядом, не был сегодня в душе; в отделе кулинарии проходит дегустация сосисок; у малыша, который стоит прямо перед нами, полный подгузник, я не могу разобраться со всем этим. Еще немного- и меня стошнит! Я могу быть визуально- ориентированным, и тогда первым органом чувств, атакуемым внешними раздражителями, станет зрение. Флюоресцентные лампы дают не только слишком яркий свет, но они еще постоянно мерцают. Пространство как будто пульсирует, и у меня начинает резать глаза. Мигающий свет искажает все, что я вижу,- окружающий мир постоянно меняется. Здесь слишком много объектов, чтобы я сконцентрироваться на чем-нибудь одном: яркий свет из окон, крутящиеся лопасти вентилятора под потолком и огромное число людей, которые находятся в постоянном движении. Все это оказывает влияние на мои вестибулярную и проприоцептивную системы, и в этот момент я даже не могу определить, где во всей этой мешанине я сам.

3.Пожалуйста, помните о том, что существует большая разница между тем, чего я не хочу, и тем, чего не могу делать.

Неправда, что я не слушаю ваших указаний. Дело в том, что просто не понимаю ваших указаний. Не надо обращаться ко мне через всю комнату, подойдите ближе и скажите: «Дима, пожалуйста, убери книги со стола. Пора обедать». Тогда я пойму, чего вы от меня хотите и почему. Теперь мне гораздо проще исполнить вашу просьбу.

4.Я мыслю конкретными образами. Это значит, что все ваши слова я понимаю буквально.

Меня совершенно сбивают с толку, когда вы говорите: «Хватит крутиться, как юла», когда на самом деле вы имеете в виду «пожалуйста, посиди спокойно». Не стоит говорить: «Это сделать раз плюнуть», если вы лишь хотите подчеркнуть, что «это очень простое дело». Двусмысленные выражения, сравнения каламбуры, метафоры чаще всего просто ускользают от меня.

5.Пожалуйста, отнеситесь терпеливо к моему ограниченному словарному запасу.

Мне очень нелегко выразить свою просьбу, часто у меня просто-напросто нет нужных слов, описывающих то состояние, в котором я нахожусь. Я могу быть голодным, расстроенным, напуганным или сбитым с толку, однако пока все эти слова находятся за пределами моих языковых возможностей, отнеситесь внимательнее к языку жестов,- может быть, так вам будет проще понять, что мне некомфортно. Ситуация может быть и обратной: я могу говорить, как маленький профессор или телезвезда, сыпать терминами или воспроизводить целые тексты, смысл которых находится далеко за рамками моего понимания. Все эти слова я запомнил, что компенсировать собственный словарный дефицит ,- дело в том, что я знаю: когда ко мне обращаются, от меня ждут ответа. Эти слова и фразы могут быть из книг, телевизионных передач или из разговоров других людей. Это называется эхолалия. В действительности я не вполне понимаю смысл тех слов и фраз, которые произношу. Зато я точно знаю, что это поможет мне найти выход, когда нужно что-то сказать в ответ.

6.Вербальное общение дается мне с большим трудом, потому мне лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Пожалуйста, покажите мне, как сделать что-то, а не ограничивайте словесной инструкцией. Наберитесь терпения, чтобы продемонстрировать мне это несколько раз. Множество последовательных повторений необходимо для моего успешного обучения. Расписание в картинках окажет мне незаменимую помощь в организации моего дня. Оно поможет мне не держать в голове все необходимые действия, напомнит, что за чем следует, распределит мое время и станет верным помощником в том, чтобы больше соответствовать вашим ожиданиям.

7.Пожалуйста, акцентируйте свое внимание на том, что я умею, а не на том что мне недоступно.

Как и любой другой человек, я смогу успешно обучаться в атмосфере постоянного недовольства моими результатами и напоминаний о том, на что именно стоит обратить особое внимание. Попробуйте найти мои сильные стороны, вам это точно удастся!

8.Помогите мне во взаимоотношениях с людьми.

Со стороны может показаться, что я не хочу играть с другими детьми на площадке, но чаще всего я просто не знаю, как начать разговор или войти в игру. Скорее всего, я буду просто счастлив поиграть в мяч или догонялки с другими детьми, если вы попросите их пригласить меня. Лучше всего мне удаются четко структуированные игры, где есть строго определенные начало и конец. Я не умею читать выражения лиц, жестов и эмоции других людей, поэтому я буду признателен за постоянные разъяснения и подсказки.

9.Попытайтесь выяснить, что является причиной моих срывов.

Поверьте, что мои истерики, вспышки гнева, потеря контроля над собой- как бы вы это ни называли- во много раз ужаснее для меня самого, чем для вас. Они возникают из-за того, что одна или несколько моих систем восприятия оказываются перегруженными. Если вы можете понять причины срывов, вы сможете их предотвратить. Постарайтесь помнить о том, что любое поведение-это лишь одна из форм общения. Когда у меня не хватает слов, именно вы оно расскажет вам, как я воспринимаю события и окружающее пространство.

10.Если вы член моей семьи, пожалуйста, любите меня безоговорчно.

Гоните от себя мысли «вот если бы он только …», « Ну почему она не…».

Я не выбирал для себя аутизм. Помните, что это произошло со мной, а не с вами. Без вашей поддержки мои шансы на успешную и самостоятельную взрослую жизнь ничтожно малы. С вашей помощью и под вашим руководством мои возможности расширяются гораздо больше, чем вы можете предположить.

Поверьте, я заслуживаю этого и я вас не подведу!

Учитесь смотреть на мой аутизм как на необычную способность, а не как на тяжелое заболевание. Смотрите сквозь пальцы на то, в чем я ограничен, и воспринимайте как дар то, что я приобрел благодаря этому состоянию.

Мои достижения невозможны без вас и вашей поддержки. Просто забудьте об общепринятых правилах, если они бессмысленны для меня. Будьте моим защитником, будьте моим другом.