ТЕМА кейса: Формирование основного вида деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игры по образовательной области "Речевое развитие"
Иркутск, 2015г.
Содержание кейса:
Пояснительная записка…………………………………………………………… стр. 3
1 Раздел. Теоретический………………………………………… стр. 4
2. Раздел. Описательный………………………………………… стр. 7
3. Раздел. Технологический (практический)…………………. стр. 11
Заключение……………………………………………………………………………… стр. 15
Список используемой литературы………………………………………… стр. 16
[link] . Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации
Задачи воспитателя в развития. Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру. Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.· Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением. Задача воспитателя при работе с детьми – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение. Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей. Чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком. Таким образом, задача воспитателя при работе с детьми построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Самостоятельные виды игр оказывают наиболее развивающий эффект: в них ребенок чувствует себя творцом: создает игровую ситуацию, осуществляет замыслы, меняет и варьирует их по ходу продвижения игры.
В примерной программе игра представлена с позиции личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская А.В. Запорожец, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин и др.) и деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) подходов; в основе методологии лежит теория игры (А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.) и концепции художественно-эстетического и игрового развития личности (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, О.С. Ушакова и др.).
Педагог как посредник между ребенком и обществом осуществляет сопровождение детских игр. Прежде всего, это касается проектирования образовательного пространства игры, полноценной предметно-развивающей среды. В групповых комнатах необходимо создать условия для легко трансформируемого пространства (раздвижных ширм, перемещаемых модулей, оборудования), использования полифункионального материала (строительного, поделочного), а также выделить места для уединения и совместных игр. Задача воспитателя состоит в создании мотивации игровой деятельности детей, введении их в игровую ситуацию, в которой решаются те или иные воспитательные и образовательные задачи. Роль взрослого в детской игре может меняться: от непосредственного участника до наблюдателя. Взрослый поддерживает детскую инициативу, способствует проявлению творчества, познавательной и речевой активности, эстетического отношения к окружающему.
4. Теоретические рекомендации.
Всем известно, что дошкольное детство - самый важный период становления личности. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры, вместе с тем игра является ведущим методом дошкольного образования. Сегодня повысить мотивацию современных детей к познанию помогают сюжетно-ролевые игры.
«Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая». С.Л. Рубинштейн
мы с ним полностью согласны, и поэтому активно используем игры в своей педагогической работе.
Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения.
В процессе участия в сюжетно-ролевых играх ребенок приобретает первоначальные представления об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, благодаря игре ребенок постигает окружающий и людей, "входит" в сообщество взрослых людей.
Отечественные исследователи теории ролевой творческой игры Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и др.
Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.
Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение и для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их.
Педагогические рекомендации
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
2. раздел: Описательный раздел.
Игра – ситуация «Бабушка приехала».
Методика проведения. Дети играют в дочки матери. Воспитатель вводит в игру новый персонаж.
Воспитатель. Кажется, я слышу звонок в дверь! Кто это? Это же бабушка! (Воспитатель надевает шаль, очки и предстает в роли бабушки.) Здравствуйте, внучата! Я, к вам в гости! (Дети здороваются.) Ехала так долго. Очень устала, присесть бы мне….(Дети усаживают бабушку.) Вот спасибо ,милые внучата. Я и не знала, что, вы такие отзывчивые, добрые. Любите свою бабушку? Дайте я, посмотрю на вас. Какой ты Миша стал большой. Ходишь в детский сад? Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ребенок рассказывает.) А ты, Кристина, что сейчас делаешь? Рисуешь? Покажи пожалуйста ,что ты нарисовала. Очень красиво. Внучата, я так долго к вам ехала, что проголодалась. ( Воспитатель ждет, пока дети не догадаются предложить еду. Если они молчат, то побуждает их к этому.) Кристина, а чем это так вкусно пахнет? Что у тебя в кастрюльке? Суп? А какой, гороховый или перловый? Перловый? Я люблю перловый суп. Налей попробовать. Очень вкусно. Ты, Кристина, хорошая хозяйка. А, ты Маша, что приготовила? Что у тебя в сковороде? Котлеты? Давайте вместе пообедаем. (Все садятся за стол.)
Игра – ситуация «С новосельем».
Методика проведения. Воспитатель берет панель или доску, отгораживает место для кукольной комнаты и сообщает детям: «Кукла Катя переезжает на новую квартиру. У Кати есть кухня и комната. Скоро привезут мебель, надо помочь, разместить ее в квартире».
Воспитатель включает детей в игру, обращается к детям по очереди: «Денис, что ты привез на машине? Это похоже на шкаф для посуды. Куда будем ставить? Правильно, здесь места много, рядом будет стол. Очень удобно посуду доставать. Лена куда ставить табуретки? Возле стола. Где новый ковер лежит, Коля? Нашел? Постели, пожалуйста, на пол. Поставим в вазу цветы, чтобы было красиво. Пора Катю звать. Она будет довольна».
Игра – ситуация «Больница».
Методика проведения. Воспитатель приносит игрушку лисенка с перевязанной лапой.
Воспитатель (лисичке) Бедная лисичка, потерпи, мы уже пришли. Это больница. Скоро придет доктор (Обращается к ребенку) А вы случайно не доктор? А кто тут доктор? Мне срочно нужен доктор. Помогите, спасите лисичку! (Дети отзываются на зов о помощи.) (Ребенку стоящему рядом.) Доктор у вас есть трубка? Послушайте больную лисичку. Она еле дышит. Вы будете расспрашивать ее, что с ней случилось? Лисичка вам расскажет.
Лисичка (игрушка). Я бегала по лесу, играла со своими подружками-лисичками в прятки и не заметила корягу. Споткнулась об нее и упала. Доктор помогите, лапка болит.
Ребенок
докторов. Воспитатель тоже обращается к ребенку-доктору и просит его полечить. Потом приглашает на лечение других детей с их игрушками-детьми. Так он вовлекает ребят в диалог, и они действуют как партнеры.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Цель. Познакомить детей с работой столярной мастерской.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям на сломанный стул, на него садиться нельзя, можно упасть.
Спрашивает: «Больше нет сломанных стульев? Нет. Что делать? Можно ли починить стул?»
Воспитатель берет настоящие гвозди и начинает прибивать отломанный край ножки. Ничего не получается. Что делать? Надо пойти к Василию Петровичу, столяру, и попросить его отремонтировать стул.
Дети идут в столярную мастерскую. Воспитатель объясняет, что столяр - это мастер, который работает по дереву. Он изготавливает деревянные изделия и чинит сломанные. Василий Петрович показывает детям свое небольшое хозяйство: место, где можно заниматься мелким столярным ремонтом. Там есть тиски, верстак, полочки с инструментами, ящики с гвоздями и шурупами. Все это очень интересно рассматривать. Столяр разрешает детям потрогать, взять некоторые инструменты, показывает, как можно обтесывать дерево, ввинчивать шурупы ,забивать гвозди. Дети наблюдают за тем, как мастер ремонтирует сломанный стул
На участке воспитатель побуждает детей к игре в столярную мастерскую: дети используют игрушечные инструменты и предметы - заместители. Воспитатель организует работу столярной мастерской: приходят клиенты и делают заказы, а мастера их выполняют. (Сердюк Ю.В.)
Ситуация "Распределение ролей"
Два ребенка - лидеры, решили поиграть в сюжетно-ролевую игру "Магазин", оба хотят быть продавцами. Как воспитателю решить проблемную ситуацию?
Ситуация "Повара"
Дети играют в сюжетно-ролевую игру "Повара", стряпают торт. У Димы он из яблок, а у Кати из груш. Дети считают что это одно и то же. Как поступить воспитателю?
Ситуация "Шофер"
Дети играют на участке в сюжетно-ролевую игру "Водитель" (имеется малая форма автотранспорта). Петя считает, что он едет на молоковозе, а Люба считает, что это бензовоз, Женя думает, что это водовоз. Между детьми спор. Как поступит воспитатель?
АПЕЛЬСИН
2.
Подберите два слова-признака.
- Какой апельсин?
КРУГЛЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ.
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает апельсин?
ВИСИТ. РАСТЕТ. ЗРЕЕТ.
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я люблю апельсин.
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин».
ФРУКТ
Например, без указания темы,
первой строки — на основе существующих
строк необходимо ее определить.
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
.Растёт.Стоит.Стройная.Русская.Я любуюсь стройной .Дерево.
Игра «Назови противоположное слово».
Например, «сладкий» – «горький», «маленький» – «большой», «грустный» – «веселый». В ходе этой игры ребенку надо назвать синоним к предложенному слову и оценить его новый смысловой оттенок.
Игра – ситуация «В супермаркете».
Методика проведения. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый магазин. В нем можно купить любые продукты. Воспитатель оборудует на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина. Строит прилавки, раскладывает продукты, ставит весы, кассу….. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Воспитатель объясняет, что он играет роль кассира.
Кассир: Что у вас в корзине? Я буду пробивать чек, а вы называете свой товар который взяли.
Дети подходят по одному, показывают и называют купленный продукт.
Кассир: Уважаемый покупатель, это у вас творог? Давайте я вам его упакую, чтобы было удобнее. Вот так. С вас сто рублей. Возьмите сдачу. Приходите к нам еще.
Дети поочередно вступают в диалог с кассиром, складывают продукты в сумки и уходят.
Игра – ситуация «У прилавка в магазине».
Методика проведения. Воспитатель подключается к играющим в продавцов детям, выступает в роли покупателя и побуждает детей к диалогу.
Покупатель: Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы.
Скажите, она у вас свежая?
Продавец: Да.
Покупатель: Моя дочка очень любит жареную колбасу и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть?
Продавец: Нет.
Покупатель: А ветчина вчера была? Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка очень любит ветчину. А когда привезут?
Продавец: Завтра.
Покупатель: Тогда я еще и завтра приду. А когда приходить, с утра или в обед?
Продавец: С утра.
Покупатель: С утра машина привозит продукты? И ветчину привезут?
Продавец: Да.
Покупатель: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Фото Пьянкова С.В. , наши ребятки очень любят играть в «Магазин», «Супермаркет», так как нет специальной кассы (пока не приобрели), то они самостоятельно выстраивают прилавок, сооружают витрины, выставляют «товар» и очень увлеченно играют. Диалоги проигрываем вместе, а потом они сами импровизируют.
Дидактическая игра «Не оконченный рассказ» (Продолжи сказку):
Так как мы недавно отметили 70-летие победы в ВОВ, предлагаю ребятам такое начало рассказа:
Четыре долгих года длилась ужасная война. Отцы и братья сражались далеко на фронте. Дети и женщины в тылу помогали им, как могли: шили одежду, вязали теплые носки, отправляли продукты питания. Для всех действовало одно лишь правило «Все для фронта, все для победы!»
Мальчик Сережа возвращался домой, через лес, после своей смены на заводе, где они изготавливали боеприпасы для армии. Вдруг в дали он услышал шум и…
(ребята предлагают свои варианты, если возникает затруднения, предлагаю в качестве подсказки мнемотаблицы с разными вариантами окончания)
В моменты самостоятельной деятельности ребята сами усаживают кукол на стульчики, берут известные сказки и «читают» им, затем закрывают книгу и начинают фантазировать …
Много работаем по направлению «Театрализованная игра» и не только с ребятами, но и с родителями. После наших совместных встреч, где мы разыгрываем сказочные сюжеты, дети и в саду и дома занимаются этим самостоятельно.
Магазин игрушек
Цель: развивать у детей умение описывать предмет, находить его существенные признаки. Описание. Взрослый говорит: «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».
История старого чайника
Цель: формировать у детей умение составлять истории на заданную тему, развивать воображение.
Описание. Взрослый спрашивает: “Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории. Варианты: «Собака, которая жила в холодильнике», «Ворона, которая любила кататься на велосипеде», «Щука, которая играла на гитаре».
Старая сказка с новым концом
Цель: формировать у детей связной моноло- гической речи в процессе придумывания ново- го окончания старой сказки. Описание. У сказки может быть хороший или плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам, как «Курочка Ряба», Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Рассказ по картинкам
Цель: формировать у детей умение составлять рассказы по сюжетным картинкам. Описание. Предложите ребенку картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним. Варианты: последнюю картинку из предложенной серии не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.
3 раздел. Технологический.
Игры-ситуации в данном разделе представлены в виде составных частей, как «одно в другом». Педагог может использовать игру-ситуацию целиком либо взять из нее отдельные фрагменты, разминки или инсценировки.
Первая младшая группа. Сюжетно-ролевая (отобразительная) игра
Создавать условия для естественного общения ребенка со взрослым в сюжетно-отобразительной игре (обращаться к ребенку с вопросами и предложениями, соглашаться с его действиями, предлагать предметно оформленную среду и т.д.).
Вводить в эмоциональный мир игры (проводить игру с настроением, заботиться об эмоциональном климате ситуации).
Учить действовать с предметами, раскрывая их возможности (этот предмет можно катать, другой – нагружать, третий – складывать и т.д.).
Помогать детям ставить и решать игровые задачи (кормить куклу, одевать мишку).
Показывать действия с предметом в соответствие с жизненной логикой (сначала кормить куклу – затем укладывать спать).
Побуждать к использованию предметов-заместителей.
Расширять опыт детей в повседневной жизни.
Театрализованная игра
Предоставлять образцы театрализованных игровых сюжетов (выступление кукол, зверушек как отдельных персонажей; показ небольших сказок с участием двух-трех героев).
Обращать внимание на ситуацию театрализованной игры с точки зрения развития сюжета (сначала было …, а потом …).
Использовать в сюжете театрализованной игры различные эффекты (источники звука, изображения-декорации, костюмы).
Побуждать детей к элементарной импровизации в образе («как птички», «как снежинки», как зайки»).
Дидактическая игра
Учить выделять признаки предметов (форма, цвет, величина).
Создавать условия для обогащения чувственного опыта (узнавать предметы на ощупь, различать звуки).
Осознавать и отражать в действиях определенный порядок действия с предметами.
Предлагать игры на различные виды взаимодействий с предметами (сложить, нанизать, раскладывать, составлять фигуры).
Вторая младшая группа. Сюжетно-ролевая игра
Побуждать ребенка называть себя именем героя, чью роль он исполняет в игре («Я – мама»).
Действовать в соответствие с правилами принятой роли (варить супчик кукле-дочке «как мама», стричь клиента «как парикмахер», предлагать товар «как продавец»).
Вовлекать в совместные игры со взрослым, со сверстниками.
Побуждать обозначать тему игры («Буду одевать Лялю», «Давай сварим кашу»).
Показывать эмоциональную сторону сюжетов игры («Вот как хорошо – поведем мишку гулять!», «Ляля простудилась, у нее грустный вид»).
Вводить в игру несколько предметов-заместителей, поясняя их назначение.
Использовать воображаемые действия.
Побуждать создавать элементарную предметно-игровую среду.
Театрализованная игра
Пробуждать эмоции путем вовлечения детей в сюжет игры (предлагать поклониться «как Иванушка», пройтись «как Петушок»).
Предлагать подготовленные костюмы, атрибуты и куклы для проигрывания знакомых сюжетов.
Вовлекать в совместную драматизацию со взрослым, вступать в ролевой диалог.
Учить использовать (напевать) знакомые мелодии для сопровождения собственного спектакля (настольного, кукольного).
Побуждать к импровизации в образе какого-либо героя.
Дидактическая игра
Способствовать определению признаков предметов («Яблоко большое, круглое», «Кузов у машины желтый»).
Приобщать к настольным играм (мозаика, кубики).
Учить выполнять действия по предложенным правилам (объединять по цвету, по форме; различать по смыслу).
Побуждать общаться со взрослым, со сверстниками в ходе игры, комментируя свои намерения, выполняя поручения («Положу в мишкину корзинку красные яблочки»; «Подбери к такому брусочку колесики такого же цвета»).
Средняя группа. Сюжетно-ролевая игра
Побуждать к разнообразию принятых ролей.
Вовлекать в игры на знакомые сюжеты.
Показывать новые повороты сюжета в совместных со взрослым играх.
Вовлекать в усложненный ролевой диалог (со взрослым, со сверстником).
Поощрять проявление ролевого поведения в соответствие с замыслом.
Создавать условия для обогащения представлений об окружающей жизни (водить на целевые прогулки и экскурсии, читать и рассказывать интересные истории, знакомить с профессиями и бытом людей, устраивать встречи с носителями профессий).
Побуждать обустраивать место для самостоятельных игр, вовлекать сверстников для реализации замысла в создании игровой среды.
Театрализованная игра
Привлекать к театрализованной игре эмоциональной ситуацией, интересным сюжетом.
Побуждать к выразительному проявлению в роли (с помощью интонации, мимики, жестов).
Вовлекать в игровое действо (диалог, сценку, спектакль), пробуждать желание придумать что-то свое (в реплике, в движении).
Учить действовать с театральными куклами, соотносить свои реплики со словами других персонажей.
Побуждать придумывать собственные сюжеты, роли, выстраивать оригинальное ролевое поведение.
Предоставлять возможность выбирать роли, место, атрибуты для самодеятельных театрализованных игр.
Дидактическая игра
Учить детей выполнять простейшие мыслительные операции, действуя с предметами (сравнивать, видеть общее, объединять в группы).
Демонстрировать детям и вовлекать их в ситуации с использованием пространственных отношений (высоко-низко, далеко-близко, справа-слева, вперед-назад).
Предоставлять возможность выбора материалов для действий с ними, специальных построек (измерять, соотносить, прикладывать, накладывать).
Воспитывать стремление планировать свои действия, добиваться результата.
Поощрять совместные игры с другими детьми.
Старшая группа. Сюжетно-ролевая игра
Пробуждать стремление организовывать игры со сверстниками, договариваться между собой.
Учить создавать замысел, следовать ему в игре, менять в ходе нового поворота сюжета.
Приобщать к культуре взаимоотношений (учить ладить между собой, считаться с чужим мнением).
Вовлекать детей в пересказ предстоящего сюжета игры, проговаривания плана действий.
Побуждать принимать на себя главные, инициативные роли, вести ролевой диалог.
Учить коллективной, многоотраслевой игре со сложными ответвлениями (игра в семью расширяется введением новых линий: папа-капитан уезжает в плавание; дочка-школьница уходит в туристический поход).
Театрализованная игра
Расширять пространство театрализованной игры, используя всё многообразие возможностей (игры-диалоги, игры-представления, игры-импровизации).
Привлекать для игр интересные, яркие сюжеты (героические, забавно-комические, фантастические).
Поощрять различные интерпретации одной и той же роли.
Предоставлять возможность детям создавать творческие группы (актеров, оформителей, музыкантов) для реализации артистических проектов (постановки спектакля), в которых сюжет «проживается», обогащается интерпретацией участников, их эмоциями.
Поддерживать детские выступления в настольном театре, помогать осваивать пространственную среду (использовать костюмы, пребывать в предметной ситуации).
Дидактическая игра
Побуждать объединяться для совместных дидактических игр.
Учить детей придумывать дидактические игры, устанавливать правила.
Побуждать к составлению карт-схем, моделей-сюжетов и использовать их в игре.
Учить договариваться со сверстниками о предстоящей игре, распределять игровые позиции.
Учить использовать известные знания в новой ситуации игры.
Побуждать к игре в настольно-печатные игр, игры-головоломки, составные мозаики.
Подготовительная группа. Сюжетно-ролевая игра
Предлагать различные сюжеты и очерчивать событийное поле игры.
Вовлекать в придумывание собственных сюжетов, историй.
Учить соотносить свое поведение в игре с выбранной ролью.
Поощрять взаимодействие со всеми участниками игры, связанное со смыслом сюжета.
Вовлекать детей в творческую игру, основанную на реализации собственных замыслов, согласованных с замыслами партнеров по игре.
Предоставлять возможность использовать модули, трансформеры для оформления игровой среды.
Театрализованная игра
Поощрять самостоятельное обращение детей к сюжетам и использование их в самодеятельных театрализованных играх в собственной интерпретации.
Побуждать к использованию широкого спектра средств выразительности (интонаций, жестов, мимики, позы, различных движений).
Содействовать становлению традиции подготовки игрового пространства: осуществлять выбор атрибутов, возможности их расположения и использования.
Развивать совместное общение в играх со взрослым, проходящее в рамках единого сюжета.
Дидактическая игра
Учить использовать знакомые игры в досуговой деятельности.
Учить сравнивать величину, форму, цвет, пространственные соотношения, объяснять временные условия.
Развивать представление о явлениях (например, о природе, ее экосистеме, взаимосвязи живого и неживого) и учить отражать это в придумывании игр на данную тематику.
Систематизировать знания о предметах и явлениях, их признаках и учить давать им оценку, описание, используя впоследствии в самостоятельных дидактических играх.
Учить вовлекать сверстников в игру, объяснять правила, особенности игровых действий.
Игры побуждающие дошкольника к развитию сюжета.
Сюжет - это отражение ребенком определенных действий событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Игровые действия - средства реализации сюжета (крутит руль, купает куклу, учит учеников).
Закономерность изменения тематики игр детей;
от бытовых ( у детей младшего возраста они составляют 50-70%) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, отображающим различные общественные события и явления ( игры в празднования Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
Сюжеты детских игр зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.
Содержание - это то, что воспроизводится ребенком: характерные моменты деятельности, отношений между взрослыми в их бытовой и трудовой, общественной деятельности. Содержание игр зависит от глубины представлений детей о деятельности взрослых.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно - ролевых игр; игровая позиция ребенка; образец, как надо действовать, подчиняясь социальным нормам и правилам; позволяет в пределах одного сюжета "смотреть" на ситуацию глазами разных людей (сегодня мамы, а завтра дочки), что предполагает знакомство ребенка не только с правилами поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми; формирует сознательное подчинение правилам взаимодействия.
Игры на бытовые сюжеты: дом, семья, праздники, дни рождения.
Игры на общественные темы: почта, парикмахерская, больница, школа, магазин, автобус, завод, театр, завод, фабрика, поезд, самолет.
Игры на патриотические темы: герои войны, космические полеты и т.д.
Игры на тему литературных произведений: ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Режиссерские игры: игры в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия.
Упражнения, направленные на побуждения и придумывания замысла игры:
Развитие замысла в сюжетно - ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых, у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( в моряков, летчиков, космонавтов) продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того,что он изображает.
При составлении перечня методов и приемов способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста мы пользовались методическими материалами: Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф., Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимотношений.
Игры. Облегчающиме адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская);
Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера» (Михайленко Н.Я.);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Создание разновозрастных игровых триад (В.И. Турченко).
Косвенные приемы руководства
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);
Изменение игровой среды (С. Новоселова);
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова);
Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Заключение
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Список используемой литературы
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
Безматерных Т. В. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 135-137.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 72 с.
Лаврентьева И.А. Театрализованная деятельность как способ развития речи старших дошкольников / И.А. Лаврентьева, Е.А. Цзян //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов. - 2009. - № 8. - С. 131-135 ;
Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.
Эльконин. Д. Б. Избранные психологические труды / под редакцией
В. В. Давыдова, В. П. Зинченко., - Москва «Педагогика», 1989.
15