Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №144 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
«Нравственно–патриотическое воспитание детей
через сказки народа»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ Д/с №144
Кадырова Г.М.
Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни.
Уральский край относится к одному из многонациональных регионов России, в нашем районе живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; пробудить интерес к изучению истории и культуры не только своего народа.
На занятиях по познавательному развитию мы знакомим детей с историей , образом жизни, традициями народов живущих в нашей республике. Обращаем внимание детей на содружество разных национальностей, живущих на одной территории. Для знакомства дошкольников с традициями народов используем различные методы и виды работы, в том числе: экскурсии ( например, к мечети), беседы, чтение и рассказывание сказок, а также их драматизация, рассматривание предметов быта, одежды, музыкальных инструментов.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. С искусством народа ребёнок знакомится с колыбельной песни, сказки, услышанных в детстве. Народное искусство следует за ребёнком и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц, не помнил напева народной песни, не украшал свой быт изделиями народного искусства. При виде замечательных изделий, в нас просыпается память предков, мы ощущаем себя частичкой великого народа, создавшего могучую культуру, высокий духовный и нравственный потенциал, питающий многие поколения. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты.
Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребёнка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребёнком на всю жизнь.
[pic]
В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.
Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошёл к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошёл к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.
Жили старики очень бедно. Всё, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать всё же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своём молоке тесто из лебеды и напекла лепёшек. Взял егет эти лепёшки, распростился с родителями и отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандеком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.
Через несколько дней дошёл егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:
«Посиди тут» — и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепёшку и начал её есть. В это время вернулся хан, он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам ещё никогда не видел и не пробовал.
Хан сказал егету:
— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепёшки. Хан съел и говорит:
— Как вкусно! Из чего это испечено?
— Моя мать замесила на своём молоке тесто из лебеды и испекла эти лепёшки, — ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. «Я съел лепёшки, испечённые на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан. — Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человека и оставить там, — решил хан.
Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нём вся износилась. Всё время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.
Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилёг под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.
Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошёл в ту сторону. Шёл он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в неё и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.
Егет обрадовался, что нашёл себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал ещё дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.
Вот как-то раз шёл он, шёл и дошёл до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау, и пришёл к егету.
Егет рассказал обо всём виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нём хорошие, задушевные песни.
Заячий домик (марийская сказка)
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками. Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер. Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. -
Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.
- Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома.
Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.
- О чём плачешь, заяц? - спрашивает медведь.
- Забрался в мой домик какой-то зверь, - отвечает заяц. - Где я теперь зимой жить буду?
- Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, - говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
- Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
- Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
- Я помогу тебе, - говорит лиса. - Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром – когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, - и в лес убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.
- Зайка, братишка, о чём плачешь? - спрашивает петух.
- Эх, дружище петух, - отвечает заяц, - беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли...
- Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
- Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: "Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать".
Выскочил заяц из домика - и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка - туда, я - сюда.
Дети ветра (Чувашская) [pic]
[pic] Жила-была одна вдова, и был у нее сын Иван десяти лет.
Послала однажды мать Ивана на мельницу рожь смолоть. Иван взвалил мешочек с зерном на плечо и побрел на мельницу. Силенки, по малолетству, было у него еще маловато, захотелось ему в дороге передохнуть. Cнял он мешок с плеча, чтоб поставить на землю, да и уронил. Мешок - лерр! - разорвался, а зерно на землю высыпалось. Пока Иван думал, как рассыпанную рожь собрать, налетел озорной ветерок и развеял все зерно по полю.
Потужил-потужил Иван и вернулся домой с разорванным мешком. Рассказал обо всем матери, та опечалилась, а потом сказала:
- Поди, сынок, к матери Ветра, расскажи ей о нашей беде. Попроси, чтоб вернули нам зерно.
Так Иван и сделал. Пришел к матери Ветра и говорит:
- Твои дети развеяли по полю наше последнее зерно. Верни его нам.
- Хорошо, вернем, - ответила мать Ветра, - только погоди, пока дети вернутся домой.
Вернулся домой старший сын.
- Сынок, не ты ли развеял по полю зерно этого мальчика? - спросила его мать.
- Что ты, мама! - обиделся старший сын. - Я в лесу выворачивал столетние дубы. Зачем я буду позорить себя такими пустяками?!
Вскоре вернулся средний сын.
- Сыночек, не ты ли развеял по полю зерно этого мальчика? - и его спросила мать.
- Что ты, мама! - ответил он с обидой. - Я снимаю крыши с овинов, ломаю крылья у ветряных мельниц. Мне некогда заниматься такими пустяковыми делами!
А младший сын, как вернулся и увидел Ивана, не стал отпираться, повинился перед матерью.
- Чем же мы отплатим мальчику за его зерно? - спросила мать своих детей.
- А подари мальчику вот этот пирог, - сказали сыновья.
Мать так и поступила: подарила Ивану большой пирог. Но наказала не починать его до дома.
- Ладно, не буду, - сказал Иван и вприпрыжку понесся домой.
В пути мальчика застала ночь, и зашел он переночевать к своей замужней сестре. Перед тем, как лечь спать, он предупредил ее:
- Ты, сестрица, не починай этот пирог. Мне наказывали не разламывать его до самого дома.
- Ладно, братец, спи себе, ты, небось, устал, - отвечала сестра.
А сама, как только Иван уснул, тут же разломила пирог надвое. А из пирога посыпалось серебро и золото! Сестра ахнула от удивления и, не долго думая, подменила Иванов пирог другим.
Иван встал утром, взял подмененный сестрой пирог и пустился домой. Дома отдал матери пирог нетронутым. Однако мать осталась недовольной.
- Что ты наделал! - укорила она его. - Зачем согласился на один пирог? Из нашего мешка ржи мы бы напекли не один, а много пирогов! Пойди верни его обратно!
Иван взял пирог и опять пошел к матери Ветра.
- Пирог мальчику не понравился, - сказала она своим сыновьям. - Что же мы дадим ему взамен?
- А подари ему козу, - посоветовали сыновья.
Повел Иван козу домой. Дорога была не близкой, пришлось ему опять заходить к сестре ночевать. И опять он предупреждает ее:
- Сестрица, мне наказано козу до самого дома ничем не ударять, даже тоненькой веточкой!
- Ладно, ладно, братец, - ответила сестра. - Спи спокойно.
Сама же, как только Иван закрыл глаза, выбежала к козе и начала ее стегать.
А из козы тут же посыпалось серебро и золото! Хитрая сестра и козу обменяла на свою.
Наутро Иван, ни о чем не догадываясь, пришел с козой домой. А мать и на этот раз осталась недовольна.
- Эх, сынок, - вздохнула она, - сами-то перебиваемся с хлеба на воду. Как же мы прокормим еще и козу? Лучше отведи ее обратно.
Пришлось Ивану третий раз в дорогу собираться.
- Мама моя бранится, - сказал он матери Ветра, - говорит, самим хлеба не хватает, до козы ли тут.
- Что же дать ему взамен козы? - опять спросила своих сыновей мать Ветра.
- А не дать ли ему вот эту дубинку? - сказал старший сын.
Дали Ивану дубинку.
- Смотри, Иван, до самого дома не вздумай говорить "Чиш, чукмар, чиш!", что значит "Бей, дубинка, бей!", - наказал на прощанье старший сын.
Пошел Иван домой, а по дороге опять зашел к сестре.
- Смотри, сестрица, не вздумай только говорить моей дубинке: "Чиш, чукмар, чиш!" Мне сказали, что дубинка эта не простая!
- Ладно, - пообещала сестра, - никаких слов я твоей дубинке
говорить не буду. Спи спокойно.
А сама только дождалась, как заснул Иван, и сразу к дубинке:
- Чиш, чукмар, чиш!
Дубинка тут же выскочила из угла, где стояла, и давай охаживать сестру по бокам и по спине. Терпела-терпела она - не вытерпела, заорала что есть мочи:
- Ох-ох-ох, Иван, Иван, останови свою дубинку! Все верну тебе: и пирог с драгоценной начинкой, и козу, которая серебряными да золотыми орешками ходит!
Иван проснулся и утихомирил волшебную дубинку. Сестра отдала ему и пирог, и козу.
Пришел Иван домой, отдал матери и волшебный пирог, и чудесную козу.
И зажили мать с сыном в покое да в достатке. Говорят, и сейчас живут, с сыновьями Ветра дружбу водят.