Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МК ДОУ Павловский детский сад №5











«Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы».











Выполнила: воспитатель

Ситникова Н. А.









Павловск.



Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.

В настоящее время чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. В школе у них часто возникают проблемы с написанием сочинений и анализом произведений.

Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.

На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

Младшая группа (3-4 года).

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации.

Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п. ).

Средняя группа (4-5 лет).

Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Например, главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» они оценивают положительно, потому что девочка любила своих животных, но не замечают при этом ту лёгкость, с которой она меняла своих питомцев на новых. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее.

Старшая группа (5-6 лет).

В этом возрасте дошкольники в какой то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.

У воспитанников старшей группы появляется сознательное отношение к авторскому слову. Воспринимая литературные произведения в единстве содержания и формы, ребёнок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приёму.

Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.

Эмоциональное отношение к персонажам перестаёт быть чисто субъективным и зависит от того, как ребёнок оценивает поступки героя, становится более адекватным авторскому замыслу.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.

Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения, который включает:

1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности);

2) анализ структуры и содержания.

Алгоритм работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.



1. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Чтобы вызвать у детей интерес к содержанию, пробудить ассоциации с аналогичными событиями, в которых они сами принимали участие, воспитатель проводит вводную беседу ( не более 2-3 минут).

Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картинкой, небольшим стихотворением, песенкой, загадкой и т. п. Но иногда детям просто сообщают название произведения, имя автора, тему.

2. Первичное чтение.

При чтении воспитателю обязательно нужно время от времени поглядывать на детей. Лучше всего делать это между предложениями или абзацами. Этот визуальный контакт имеет огромное значение для понимания детьми мыслей и чувств воспитателя.

В процессе чтения или рассказывания не следует задавать вопросы или делать замечания – это отвлекает дошкольников. Если они недостаточно внимательны, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.

3. Чувственный анализ текста.

Можно задать вопрос: «Понравился ли рассказ?» или «Кто из героев понравился?» . Далее провести анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности). Затем даётся установка : «Я прочитаю вам рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте».

4. Вторичное чтение.

Перед тем как прочитать произведение второй раз, следует задать детям вопрос, например: «Почему рассказ называется именно так?»

5. Полный анализ художественного произведения.

Прежде всего это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а так же использовать разнообразные приёмы, облегчающие восприятие художественного произведения.

6. Заключительная часть.

Не должна занимать более 1-2 минут. Это подведение итогов: педагог ещё раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности, упоминает, что понравилось детям. Кроме того, отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказываниям сверстников.



Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, Н. С. Карпинская выделили следующие категории вопросов для бесед с детьми на темы литературных произведений.

- Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему?» ).

- Вопросы, направленные на выявление смысла произведения, его проблематики.

- Вопросы, направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешила медведю отдыхать?» - сказка «Маша и медведь).

- Вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности.

- Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.

- Вопросы, подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем он рассказал нам эту историю?»).

- Вопросы, связывающие содержание истории с личным опытом детей.



Приёмы анализа текста.

Они весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае объясняется спецификой художественного произведения и зачатками литературного развития. Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями М. П. Вьюшина предлагает частично-поисковые приёмы.

1. Словесное рисование.

Это описание картин, которые возникли в воображении читателя при чтении литературного произведения. Создавая словесное описание, ребёнок конкретизирует, детализирует образы, придуманные писателем. По словесной картине педагог может понять, насколько образ, описанный ребёнком, соответствует авторскому замыслу, и направить его воображение. Обязательно следует объяснить отличие словесного рисования от пересказа.

2. Графичиское рисование.

Детям предлагается дорисовать иллюстрацию, сделать зарисовки по прочитанному в альбомах или раскрасить готовую иллюстрацию. Когда рисунок будет закончен, можно попросить ребёнка проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот приём даёт возможность выразить своё отношение к прочитанному, прочувствовать произведение.

3. Составление плана текста.

Представляет собой композиционный анализ текста. Позволяет понять логику развития авторской мысли. Есть разные варианты составления планов.

А) Картинный план. Воспитатель показывает перевёрнутые «лицом» вниз картинки. Нужно ответить на вопросы: «Как вы думаете, что изображено на первой картинке?», «Какая картинка следующая?». После ответов детей воспитатель переворачивает картинки в соответствии с логикой произведения.

Возможен и другой вариант. Воспитатель по порядку выстраивает картинки, одна из которых перевёрнута. «Какая картинка должна быть здесь? Какой картинки не хватает?».

Б) Картинный план текста по порядку. Картинки раскладываются в произвольном порядке. Детям предлагается выложить картинки по порядку; найти ошибку; выбрать какая картинка первая, вторая и т. д.

В) Модельный план. План представлен в виде моделей – схем. Этот приём больше подходит для старшего дошкольного возраста.

4. Рассказывание по ролям.

Приём схож с драматизацией, отличие заключается в возможности проигрывать как все произведения, так и отдельный фрагмент, например конкретный диалог между героями. Воспитатель определяет действующих лиц и обсуждает с детьми, как они должны говорить: «Каким голосом ты будешь говорить? Почему? Какой характер у героя? Какое настроение?» Важно обратить внимание на то, что герой говорит, о чём он думает, что чувствует и какого ждёт ответа.

5. Рассказ от лица героя.

Задача детей – рассказать о происходящем в произведении от лица выбранного героя. Судит обо всём не автор, а герои рассказа – со своей точки зрения.

Возьмём к примеру, «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Воспитатель предлагает: «Ребята, сейчас мы поиграем и представим себя в роли героев сказки». Выбирает детей для роли старика, старухи, золотой рыбки и обращается к каждому по очереди: «Расскажи, что же на самом деле произошло».

Рассказывание по ролям и рассказ от лица героя развивают коммуникативные качества, творческие способности, формируют образ Я, самооценку. Ребёнок имеет возможность «примерить» на себя разные роли и определить своё отношение к ним.

6. Стилистический анализ текста.

Размышляя над тем, почему писатель выбрал именно это слово, почему именно так построил предложение и разделил текст на абзацы, почему использовал поговорки и пословицы и т. д., дети приходят к пониманию художественной идеи произведения. Не следует размышлять над каждым словом, нужно обращать внимание на самые выразительные характеристики персонажей, описания обстановки и т. д. В результате стилистического анализа выявляется идея произведения.

Например, в работе по рассказу Н. Носова «Огурцы» можно задать вопрос: Как вы думаете, в каких словах рассказа проявилась позиция автора, его отношение к поступку мальчишек?

После прочтения рассказа Н. Носова «Находчивость» можно предложить подумать над следующим. Почему рассказ такой весёлый? Какие слова делают его таким? Как, с помощью чего автор сделал рассказ смешным? Какие выражения особенно смешные? Почему автор так назвал рассказ? В чём проявилась находчивость мальчишек? Какими словами Н. Носов передал, что пришивать заплатку - дело трудное?

В работе над рассказом Н. Носова «Метро»: Почему тётя Оля назвала мальчишек пошехонцами? Как вы понимаете это слово? Как вы понимаете выражения: «искали рукавицы, а они за поясом», «в трёх соснах заблудились»?

Одним из вариантов анализа текста является его искажение: давайте пофантазируем, как ещё мог бы закончится рассказ? Что было бы, если бы…

7. Синтезирующий приём.

Позволяют развивать творческие способности детей, навыки оценивания.

Из синтезирующих приёмов можно назвать создание диафильма, киносценария, видеоклипа. За основу берётся составление плана художественного произведения. Воспитатель распределяет между детьми эпизоды, а потом соединяет их в единое целое. Эпизоды рисуют или выкладывают на фланелеграфе.

Ещё один приём – создание пластилинового мультфильма по рассказу. Дети работают в группах, предварительно распределив с воспитателем, кто что лепит.

Можно так же создавать сценарий по прочитанным произведениям (этот метод предложила Т. А. Ладыженская) или использовать такой интересный приём анализа художественного произведения, как «воображаемый диалог юного читателя с литературным героем» (предложенный Л. А. Таллер), например написать литературному персонажу письмо, в которое каждый ребёнок добавит что-то своё. Воспитатель записывает, а потом зачитывает, что получилось. Так, в работе по рассказу Н. Носова «На горке» мы писали письмо главному герою Котьке. И в этом письме дети не только дали характеристику, но и высказали свои пожелания.

Таким образом, использование частично – поисковых приёмов работы с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.









Приложение 1.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

(по восприятию произведения художественной литературы)

Тема: Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи. Уточнение словаря (кочерга – кочергой тресну, комод, плюхнулось, трястись от страха, швырять, бродяга такая). Совершенствование монологической речи, умение отвечать полным предложением. Формирование умения понимать идею произведения, воспринимать образы. Воспитание отрицательного отношения к трусости.

Материалы. Иллюстрации к рассказу, предметные картинки (комод, кочерга), листы бумаги, фломастеры или карандаши.

Ход занятия

  1. Чтение рассказа.

  2. Работа над языком произведения.

- Понравился ли вам рассказ? Какие слова или выражения были непонятны?

- Что такое кочерга? Это железный прут с загнутым концом, для того чтобы двигать дрова в печке. (Демонстрируется соответствующая картинка.)

- Что такое комод? Это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, мелких вещей. (Демонстрируется соответствующая картинка.)

- Как вы понимаете выражение «кочергой тресну»? Замените его другими словами.

- Что значит «плюхнулось»? Как можно сказать по-другому?

- А что такое «трястись от страха»?

- Что значит «швырять»?

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы после расскажите мне, как в рассказе называют шляпу. Будьте внимательны!

3. Повторное чтение рассказа.

4. Анализ художественного произведения.

- Как мальчики называют шляпу? Почему?

- Как вы думаете, почему мальчики убежали на кухню?

- Почему они испугались шляпы? Как вы поняли, что мальчики испугались?

- Как они говорили?

5. Составление картинного плана текста.

- Посмотрите внимательно на это картинки. Какая картинка должна быть здесь? Что на ней должно быть изображено?

6. Рассказ от лица героя.

- Ребята, сейчас мы поиграем и представим себя в роли героев рассказа Н. Носова.

(Воспитатель приглашает детей на роли Васьки, Вовки и Вадика и обращается к каждому по очереди: «Расскажи, что на самом деле произошло».

7. Завершение занятия.

- Понравился ли вам рассказ? Как он называется? О чём он? Что вам больше всего запомнилось?







Приложение2.



Литературные игры.

«Что не так?»

Цели. Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем, учить передавать свои впечатления.

Материал. Картинки с ошибками в изображении.

Ход игры. Воспитатель показывает ребёнку картинку:

- К какому произведению эта иллюстрация? Что в ней не так? Как можно исправить?





«Расставь по порядку»

Цель. Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа.

Материал. Серии сюжетных картинок по произведениям.

Ход игры. Воспитатель показывает картинки:

-К какому произведению относятся эти картинки? Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чём он?







Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Цель. Закреплять читательские умения, развивать творческие способности, артистизм. Формировать навыки поведения в театре.

Материал. Оборудование уголка для сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», афиша, атрибуты для ролей по произведению.

Ход игры. – Сегодня мы будем играть в театр. Кто хочет быть актёрами? (Выбрать актёров). Что должны делать актёры? (Выбрать, какое произведение они будут показывать, распределить роли, подготовить костюмы, сцену и начать репетировать спектакль) А пока в театре идёт репетиция, мы поедем туда на автобусе. Давайте построим автобус из стульев. (Строят автобус, выбирают кондуктора и водителя. «В дороге» можно спеть). Мы подъезжаем к зданию театра. Что нужно, чтобы попасть на спектакль? Конечно, купить билеты. А где, продают билеты? (В кассе). Что ещё нужно сделать? (Купить актёрам цветы). Пока не начался спектакль, давайте вспомним, как нужно вести себя в театре. (нельзя есть, шуметь, разговаривать. Нужно внимательно смотреть и слушать, аплодировать только в конце.)

После третьего звонка начинается спектакль. По окончании спектакля «зрители» вручают цветы «актёрам». И воспитатель обсуждает со «зрителями», понравился ли им спектакль.