Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников с ОНР

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников с ОНР

Дети  с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление навыков общения в частности и психики в целом.
    Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

  Формирование связной речи является одним из важнейших компонентов в  логопедической работе с детьми с  ОНР. 

  Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются  прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни  ребенка.
     Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
     Театрализованная  деятельность детей дошкольного  возраста включает в себя следующие  разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).

Театрализованная  деятельность способствует развитию психофизических  способностей (мимики, пантомимики); психических  процессов (восприятия, воображения,  мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих  способностей (умения перевоплощаться,  импровизировать,  брать на себя роль).
     Театрализованная  деятельность помогает формированию следующих  умений и навыков детей:

1.Разыгрывание  стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
2. Владение  куклой, игрушкой и всеми доступными  видами театра (би-ба-бо, плоскостным,  теневым, игрушки, пальчиковым  и др.);
3. Амплификация (обогащение) театрального опыта  (знания о театре, театральных  профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
4. Азготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театрализованная игра

Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Упражнения и этюды

Любые действия в жизни совершаются  естественно и оправданно. Ребенок  не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти  ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают  эту способность упражнения и этюды     на сценическое  оправдание (умение объяснить,   оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами).
     Темы  для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если  этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
     Работа  над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать  в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
     У детей с ОНР наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.
     Режиссер  Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что  не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний. Жесты - важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.
     Жест – это самоцель – он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Он оправдан, только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.

Речевые игры и упражнения

Данный  раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и  свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся  на три вида:
     - дыхательные и артикуляционные;
     - дикционные и интонационные;
     - творческие (со словом).
     Заниматься  с дошкольниками специальной  профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой  аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
     В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
     Стихотворный  текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Работа над спектаклем

Создание  спектакля с дошкольниками - очень  увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает  в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
     Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские  народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу  ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
     С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
     - социализации, поскольку приобщает  новое поколение к общечеловеческому  и этническому опыту;
     - креативную, поскольку выявляет, развивает  и реализует творческий потенциал  личности, его образное и абстрактное  мышление;
     - лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
     - развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
     Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

2.  Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.      18.  Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
3.  Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.

4.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
 5.  Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. -с.8-12.
6. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.