Педагогический опыт на тему Формирование коммуникативно - речевых действий детей младшего дошкольного возраста через использование фольклора

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение д/с №2 г. Покров











Педагогический опыт

«Формирование

коммуникативно - речевых действий

детей младшего дошкольного возраста

через использование детского фольклора»











Выполнила

Матвиенко Ирина Анатольевна

воспитатель МБДОУ №2 г. Покров

2016 год



«Не условным звукам учится ребенок, изучая родной язык.

Он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Народное слово объясняет ребенку природу, оно знакомит его

с характером окружающих его людей, с обществом, с его историей,

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения,

которых не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Условия возникновения, становления опыта.

Педагогический опыт «Формирование коммуникативно - речевых действий детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора» реализуется мною с 2015 года в условиях муниципального дошкольного бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад №2 город Покров.

Важнейшей предпосылкой возникновения опыта явилось то, что в последние годы в России отмечаются неблагоприятные сдвиги в речевом общении не только взрослых людей, но и детей. Речь изобилует заимствованиями иностранных слов, которые уводят ребенка от своего родного языка. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека».

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я наблюдаю, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания, произносят слова, а затем связывают их между собой в предложения и фразы, овладевают способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Я пришла к выводу, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.

Я решила использовать фольклор в организации режимных моментов, проведении игр, занятий, встречах новичков, успокаивании не в меру расходившегося малыша и т. д. Это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Актуальность опыта

Речевое развитие неслучайно выделено в отдельную область. Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

В младшем дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Для овладения речью ребенку нужна речевая активность.

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) в семьях практически не используются. А именно фольклор в речевой деятельности ребенка является залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе.

Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в младшем дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, трудовой, режимных моментов. В работе используются нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям. В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.





Теоретическая база

Период овладения речью, особенно «от двух до пяти», вызывает изумление: на протяжении всего 2-3 лет ребенок, не имеющий опыта интеллектуальной деятельности, не зная никаких правил и не испытывая в них никакой нужды, овладевает сложнейшей системой грамматики родного языка, склоняет и спрягает безошибочно, образует новые слова и словосочетания, почти не делая ошибок в согласовании и управлении, строит простейшие варианты всех основных типов предложений. К. И. Чуковский совершенно справедливо назвал детей «гениальными лингвистами».

Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

Дети в возрасте от двух до пяти лет - самые разговорчивые. А. К. Маркова отмечала, что в этот период дошкольники обладают двумя видами речи: «для нас» и «для себя». Речью «для нас» ребенок пользуется, когда говорит со взрослым, речью «для себя», когда самостоятельно играет и разговаривает со своими игрушками. На этом этапе ребенок испытывает недостаток словарного материала. Его необходимо пополнять.

А. Н. Гвоздев также отмечал особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. По данным А. Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья».









Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей моего опыта стала педагогика сотрудничества и сотворчества, которая является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные процессы в образовании и воспитании. Важное место в ней занимают отношения «педагог — воспитанник». Традиционное обучение и воспитание основаны на положении педагога а качестве субъекта, а воспитанника — объекта педагогического процесса.

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна опыта заключается в создании системы практических материалов и заданий для организации занятий, учебных проектов, мастер-классов, праздников, экскурсий, деловых игр, а также работу с родителями, практических методов для формирования у детей представления важности развития речи, как составной части здорового образа жизни.



Технология опыта

Когда я набрала группу малышей, столкнулась с проблемой. Дети плохо шли на контакт со взрослыми, не могли плодотворно общаться друг с другом.

Обследовала каждого ребёнка и увидела, что речь плохо развита у большинства детей.

Для того, чтобы решить эту проблему, я поставила перед собой цель:

Создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;

2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.) ;

3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать особые условия, развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этого в интерьер группы я включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д.

Работу по формированию речевых умений и навыков детей выстроила в тесном взаимодействии с родителями. В первой младшей группе я разработала перспективный план по формированию культурно – гигиенический навыков у детей младшего дошкольного возраста на основе фольклора. На родительском собрании я ознакомила родителей с планом работы.

Чтобы углубить и разнообразить работу по данной теме, я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, касающихся этой проблеме. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я и начала с детьми первой младшей группы. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей».

Их роль трудно переоценить в жизни малыша: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые- радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речи, формирует отношение к окружающему миру.

Применение фольклорного материала в работе с детьми раннего возраста я начал с первых дней жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. А потешка или колыбельная песенка помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится.

Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:

Этот пальчик-дедка,

Этот пальчик-бабка,

Этот пальчик-папенька,

Этот пальчик-маменька,

А вот этот - наш малыш

Зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

Беру Катю за руки, приговариваю: «Ладушки-ладошки» «Сорока-сорока». Вижу, что это нравится девочке. И не ошибаюсь в своем предположении. Катя через некоторое время подходит ко мне и протягивает руки, «Ну что, сделаем опять ладушки? » - спрашиваю я. Девочка, довольная тем, что ее поняли, согласно кивает головой. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Прежде всего я старалась правильно подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала книжек с потешками. Предпочтение отдавала таким художникам: Васнецов, Елисеева, Игнатьев, Скотина.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими образно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Я заучивала потешки наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

Ребята реагируют на потешки неодинаково. Тех детей, которые не реагируют и не успокаиваются, я привлекаю к играм в сопровождении потешек. Сажаю ребенка на лошадку и приговариваю :

- Еду, еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Катая вместе с ребенком каталку-курицу или показывая заводную курочку, приговариваю:

- Курочка- тараторочка

По двору ходит,

цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Учитываю индивидуальные особенности детей младшего дошкольного , чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!

- Скачет заика маленький

- Около завалинки

- Быстро скачет зайка,

- Ты его поймай-ка.

Дети радостно бросаются догонять зайку и хлопают в ладоши.

С помощью потешки стараюсь побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному: Многие двигались с удовольствием, а часть детей приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растормошить, побудить двигаться под потешку. Я произношу бодро, с задором:

- Киска, киска, киска, брысь!

- На дорожку не садись:

- Наша деточка пойдет,

- Через киску упадет!

Ритмичный текст - потешки побуждает ребят к движению, создает бодрое и радостное настроение.

Я заметила, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю :

- Ай, лады, лады,

не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

А сонным детям подготовила другую потешку. Помогая им умываться, произношу:

- Водичка, водичка

- Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желания кушать, я произношу:

- Травка-муравка со сна поднялась,

- Птица - синица за зерно взялась,

- Зайка - за капустку,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают в этот режимный момент чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Готовя детей ко сну я ласково убаюкивающе говорю:

- Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

А в спальне говорю другую потешку:

- Спите, спите, детки

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашим деткам

Спать велят,

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю:

- Валенки, валенки, Невелички, маленьки,

- Опушка бобровая Маша чернобровая.

- Вот они - сапожки,

- Этот - с левой ножки,

- Этот с правой ножки,

- Если дождичек пойдет,

- Наденем калошки,

- Этот-с правой ножки,

- Этот с левой ножки.

- Вот как хорошо!

Использовала потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

С течением некоторого времени я заметила, благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их и вводят в свою речь. Качая куклу, девочки повторяют: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего мальчика поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Потешка помогает детям понять как взрослые ухаживают за маленькими детьми. Беру куклу - мальчика. Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди.

- Ой, ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Березовый душок.

(Подбрасываю куклу вверх, опускаю на колени)

Дыбочек, дыбок, Скоро сыночку годок!

(кормлю куклу)

Лю-ли, лю-ли, лю-ли.

Прилетели гули,

Стали гули ворковать,

Стали гули хлопотать,

Залетели в уголок,

Зажигали огонек,

Стали кашу варить

Стали сыночка кормить,

(Укладываю спать)

Спи-ка, усни,

Дитятко мое,

Все ласточки спят

И касаточки спят,

И куницы спят,

И синицы спят,

Нашему саночку, Спать велят.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – «Дочка моя» - куколка. Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку :

- Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя ноженькой!

Любуясь куколкой, дети ласково произносят:

Ротик- клюковка,

Носик –пуговка

Глазки- луковка,

дочка моя - куколка.

В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносят слова:

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Малыши шутливо грозят пальцем, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут детки тебя,

Ждут малолетки.

Когда солнышко появляется, малыши выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появляется бабушка- забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.

На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам. Сказка - дорогой гость у малышей. Они с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда я смотрю не в книгу, а на детей, я как бы разговариваю с каждым ребенком и этим воспитываю очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания. Встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы задаю разнообразные. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Знакомя детей со сказками, провожу словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта. Рассказывание сказок завершаю одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают» и другие.

Часто применяю театрализацию сказок в виде кукольного театра, как один из эффективных приемов развития речи детей. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

В младшей группе с детьми инсценируем сказки: «Репка», «Курочка ряба», « Колобок».

Результаты использования в работе детского фольклора.

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного произношения слов, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста создает уникальные условия для:

- развития речи,

- развития мышления,

- развития мотивации поведения,

- накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, поговорками,

колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставило подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети, которые боялись участвовать в инсценировании сказок, к концу года могли уже участвовать без стеснения в инсценировках.

Однако еще предстоит глубокая работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогут произведения русского народного творчества

Заключение.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.-127с.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987. - 239с.